В продолжение опубликованной ранее статьи 1МВ: тройка самых результативных русских асов, предлагаю читателям новую статью о других русских асах Первой мировой войны. Это - следующие по результативности после А. Козакова, В. Янченко и П. Аргеева российские летчики-истребители. Правда, работа над этой статьей вызвала больше затруднений, чем первая – если по высшей тройке (несмотря на некоторый разброс счетов их побед в разных источниках) «чемпионский рейтинг» в общем-то ясен, то по следующим за ними летчикам разнобой в их победных счетах, постоянно встречающийся в разных изданиях, значительно затрудняет определение места каждого в общем списке асов. О причинах такого разброса и противоречивости имеющейся информации я уже говорил в предыдущих публикациях. Поэтому при составлении очередности асов в данной статье я в первую очередь опирался на информацию из книги «The Imperial Russian Air Service»; книге, в которой мне встретился наиболее подробный разбор побед российских авиаторов (там указаны даты, места схватки, типы атакующего и атакованного самолетов, источники подтверждения, а по ряду побед – даже имена сбитых вражеских летчиков).
СМИРНОВ Иван Васильевич
19-летний сын крестьянина Иван Смирнов (1895-1956) в начале Первой мировой войны записался добровольцем в армию. Став разведчиком 96-го Омского пехотного полка, Иван уже в ноябре 1914 за боевые подвиги получил Георгиевский крест 4-й степени. После тяжелого ранения Смирнов лечился в госпитале, располагавшемся рядом с аэродромом; наблюдая в окно за работой авиаторов, Иван загорелся желанием стать летчиком. По его рапорту о переводе в авиацию Иван Смирнов в августе 1915 был зачислен в авиашколу, а в августе 1916, получив удостоверение пилота, прибыл в 19-й авиаотряд штабс-капитана Александра Козакова.
Поначалу Иван на двухместном разведчике Ньюпор-10 «вывозил» на корректировку артиллерийского огня штабс-капитана артиллерии Пентко. Тем не менее, Смирнов не упускал случая вступить в воздушную схватку, а Пентко каждый раз азартно поливал встреченные аэропланы противника пулеметными очередями. И 2 января 1917 в групповой схватке русских и австрийских самолетов экипаж Смирнов-Пентко на глазах свидетелей «завалил» вражеский аэроплан. После этой первой официальной победы унтер-офицера Смирнова пересадили с тяжелой двухместной машины на легкий одноместный маневренный Моран «монокок» (Моран-Солнье тип I). На этой машине Иван участвовал в боях зимой и весной 1917 года; но официально подтвержденных побед они Смирнову не принесли. Свою 2-ю официальную победу Иван Смирнов одержал только 2 мая 1917 года в паре с прапорщиком Малышевым: русские летчики в короткой схватке вынудили к аварийной посадке на русской территории германский разведывательный «Альбатрос». За этот бой Иван Смирнов был произведен в прапорщики; так крестьянский парень стал офицером. Новую подтвержденную победу он одержал 16 августа. Через неделю, 23-го августа, Смирнов поднял свой счет до 4-х побед: в паре с поручиком Губером принудил к посадке очередной вражеский разведчик.
Спустя пять дней, 28 августа Иван в одиночку атаковал пару австрийских аэропланов и «завалил» один из них; правда, австриец рухнул на своей территории, и был признан командованием, лишь как вероятная победа.
В бою 8 сентября Смирнов в паре с прапорщиком Шайтановым провел схватку с двумя австрийскими истребителями, в которой Иван подбил одного врага, но потом из-за нехватки бензина вышел из боя. Однако Шайтанов нагнал поврежденный Смирновым самолет и добил его; эта победа была засчитана обоим летчикам, как официальная. В списке Ивана Смирнова эта победа стала 5-й, и теперь Смирнов числился у начальства настоящим асом.
6-ю победу Иван одержал 24 сентября: на новом истребителе СПАД-7 он принудил к посадке на русской территории разведывательный «Альбатрос». 24 октября Смирнов сбил в районе Ковеля самолет, ставший его 7-й победой. 10 ноября в паре с прапорщиком Липским Смирнов атаковал тройку австрийских «Бранденбургов»; одного из них Иван уничтожил самостоятельно, второго «завалил» при помощи прапорщика Липского. 23 ноября Иван сжег в воздухе австрийский двухместный «Ллойд». А 26 ноября Иван сбил в паре с капитаном Козаковым двухместный разведывательный аэроплан, но тот дотянул до своей территории, поэтому был засчитан летчикам только как вероятная победа.
Вскоре пришедшие к власти большевики заключили с немцами перемирие, и оставшийся не у дел Смирнов вместе с другими летчиками оставил авиаотряд. Все уехавшие офицеры были объявлены дезертирами (правда, некоторые издания утверждают, что бегство было вынужденным, для спасения жизни – летчики получили предупреждение, что нижние чины готовят убийство всех офицеров). Во время гражданской войны Иван Смирнов служил в армии генерала Деникина, а после поражения белых эмигрировал за границу.
Окончательный счет побед прапорщика Смирнова не совсем ясен: в разных изданиях встречаются то 12 подтвержденных, то 10 подтвержденных + 3 неподтвержденных победы, то 9+3 победы. А в книге «The Imperial Russian Air Service» утверждается, что счет Смирнова составляют 11 побед, все из которых подтверждены.
СУК Григорий Эдуардович
Только что окончивший гимназию Григорий Сук (1896-1917) в 1914 готовился к поступлению в институт, но с началом войны записался добровольцем в авиацию. В марте 1916 выпускник Гатчинской авиашколы Григорий Сук вступил в 26-й корпусной отряд, действовавший в интересах 9-й армии Юго-Западного фронта. Вскоре за боевые заслуги в вылетах на разведку Григорий был произведен в младшие унтер–офицеры, награжден тремя солдатскими Георгиевскими крестами и направлен в школу истребителей. По окончании истребительных курсов Григория определили в 9-й авиационный истребительный отряд, где уже в ноябре он за доблесть был произведён в прапорщики и удостоен Георгиевского креста 1-й степени, что сделало юношу полным Георгиевским кавалером.
Первый вражеский самолет Григорий Сук сбил 13 (26) марта 1917: на Ньюпоре-21 атаковал двухместный «Бранденбург». 17 апреля в паре с прапорщиком Стрижевским Сук «завалил» еще одного двухместного разведчика. А 8 августа 1917 он одержал 3-ю победу - сбил австрийский Oeffag C.II. После этого за Григорием закрепили редкий для русской авиации истребитель – британский «Виккерс» FB-19. На этой машине прапорщик Сук летал в августе и сентябре 1917, одержав на «Виккерсе» две подтвержденные и одну неподтвержденную победы; пятая официальная победа дала юному летчику право на титул аса.
В октябре 1917 Григорий Сук пересел на истребитель СПАД-7 французского производства. Этот самолет по основным характеристикам превосходил почти все типы машин, состоявших на вооружении русских авиаотрядов. На СПАДе прапорщик Сук и одержал все свои последующие победы. А вечером 15 ноября 1917 при возвращении из очередного полета, на высоте 80 метров СПАД прапорщика Сука по неизвестным причинам внезапно свалился в штопор и упал на землю. Пилот разбился насмерть.
По окончательному счету Григория Сука так же - неясности. В одних изданиях говорится о 7 его победах, в других – о 10 подтвержденных и 2 неподтвержденных. «The Imperial Russian Air Service» же утверждает, что Григорий Сук одержал 9 официальных и 1 неподтвержденную победы.
МАКИЁНОК Донат Адамович
Донат Макиёнок (1890-1941) родился в крестьянской семье в деревне Дамбовка Витебской губернии; он был поляком по национальности и католиком по вероисповеданию. Призванный в 1911 г. в Российскую Императорскую Армию, Макиёнок поначалу служил в 97-м Люфляндском пехотном полку, а в 1912 добровольцем записался в авиацию. По окончании курсов авиационных мотористов в Севастопольском авиационном училище пожелавший стать летчиком Донат Макиёнок перевелся на курсы пилотажа, которые окончил весной 1914 г. в звании унтер-офицера.
С началом Первой мировой войны унтер-офицер Макиёнок в составе 3-го КАО (Корпусного Авиа Отряда) участвовал в боевых вылетах на аэроплане Ньюпор-IV, за которые был отмечен солдатским Георгиевским крестом 4-й степени. Но в сентябре 1914 его отряд был отведен с фронта для получения новых самолетов Моран-Солнье тип L. Изучив и освоив новую технику, в декабре 1914 3-й КАО вернулся на фронт, и приступил к патрульным и разведывательным полетам, в которых Донат Макиёнок заработал Георгиевские кресты 3-й и 2-й степени, и офицерское звание прапорщика.
В январе 1916 прапорщик Макиёнок был направлен на курсы пилотов-истребителей. После их окончания получивший звание подпоручика летчик в декабре 1916 прибыл в 7-й ИАО (Истребительный Авиа Отряд), которым командовал поручик Иван Орлов. Первые свои боевые вылеты в качестве истребителя Донат совершал на Ньюпоре-11, но к февралю он пересел на более совершенный Ньюпор-17. Так как поначалу его схватки с противником завершались безрезультатно, Макиёнок начал учиться вести бой у опытного сослуживца прапорщика Василия Янченко, уже одержавшего к тому времени три победы. Янченко был летчиком-коллективистом, любившим «работать в команде», и вскоре эти пилоты крепко сдружились. А 7 марта 1917 пара Янченко-Макиёнок над деревней Свистельники одержала групповую победу, подтвержденную пехотой - первую воздушную победу, записанную на счет Доната (и четвертую – для Янченко).
Через месяц, 13 апреля 1917 г., пара Макиёнок-Янченко, к которой присоединился одноногий летчик корнет Юрий Гильшер (о нем я давал информацию ЗДЕСЬ) в районе Богородчан атаковала два австрийских Бранденбурга C.I из Flik.7. Первую машину (№67.04) обстрелявший ее сверху Янченко заставил снизиться, и попасть на прицел Макиёнка; тот случая не упустил (машина разбилась о землю, но израненный экипаж остался жив). После чего Макиёнок присоединился к расстреливавшим второй Бранденбург (№67.03) Янченко и Гильшеру, пока тот из-за многочисленных повреждений не совершил аварийную посадку – но уже на вражеской территории. Тем не менее, после подтверждения российской пехотой гибели развалившегося на посадке аэроплана, Макиёнку, Янченко и Гильшеру были записаны по две победы.
Свою четвертую победу, на этот раз – в одиночку, Макиёнок одержал 16 апреля. При этом он спас русского разведчика, который никак не мог оторваться от преследования австрийского Бранденбурга; Донат атаковал австрийца, заставив того, прекратить преследование русского аэроплана, и после 7-минутного боя в районе Ямрицы подбитый им Бранденбург совершил аварийную посадку в районе Козеярок (русская пехота подтвердила, что самолет разбит).
Следующую победу Макиёнок так же одержал в одиночку: 27 апреля возле Косярко он заставил врага совершить аварийную посадку. Однако подтвердить эту победу было некому, и она не была засчитана летчику. Не стала победой Доната и атака на австрийский аэростат 26 июня: как он не решетил из пулеметов поспешно спускавшуюся вниз «колбасу», та так и не загорелась – в боекомплекте Ньюпора не было патронов с зажигательными пулями... Так что 5-ю победу, давшую ему право именоваться асом, Макиёнок одержал только 29 июня 1917 г. Над станцией Потоотори летчик в одиночку сбил вражеский самолет, благодаря докладу русской пехоты засчитанный ему как подтвержденная победа.
6-го и 11-го июля Макиёнок одержал 6-ю и 7-ю подтвержденные победы (обе – в группе с Василием Янченко); а 20 июля ему пришлось принять командование над своим 7-м ИАО: 4 июля погиб прежний командир Иван Орлов, а 20 – сменивший его Юрий Гильшер. Последнюю подтвержденную победу Донат Макиёнок одержал 5 августа в группе с Янченко: в районе Бржежан они «сняли с хвоста» русского разведчика австрийский истребитель, на глазах у всех рухнувший на землю. И в том же августе поручик Макиёнок покинул пост командира отряда, оказавшись в госпитале (одни говорят – из-за полученного ранения, другие – из-за обострившегося туберкулеза). Но, как бы то ни было, на этом карьера Макиёнка в российской авиации закончилась. После октябрьской революции 1917 г. к власти пришли большевики, заключившие с немцами перемирие; развал Российской империи привел к возрождению государства Польша, и Макиёнок вступил в создававшуюся польскую авиацию, где занял должность командира эскадрильи.
Как и в публикациях о других асах авиации Российской империи, информация об одержанных Донатом Макиёнком имеет разночтения. В части публикаций вообще стараются избежать этого вопроса, в других говорится о 8 его победах, в третьих утверждается, что он одержал только 4 подтвержденные + 5 вероятных побед. В книге же «The Imperial Russian Air Service», которая лично мне кажется наиболее подробной, утверждается, что Донат Макиёнок одержал 8 подтвержденных (из них 6 в группе) и 1 неподтвержденную победы.
1МВ: тройка самых результативных русских асов
«А почему в статье о русских асах 1МВ не было Евграфа Крутеня?»
1-я мировая война: асы-инвалиды русской авиации
Список других статей канала по теме «Авиация Первой мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.