Найти тему
Петр Власов

«А почему в статье о русских асах 1МВ не было Евграфа Крутеня?»

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

В публикованной мною ранее статье 1МВ: тройка самых результативных русских асов, были даны боевые биографии Александра Козакова, Василия Янченко и Павла Аргеева. Однако в комментариях меня стали спрашивать, почему в статье нет одного из самых знаменитых асов Российской авиации – Евграфа Крутеня. Но дело в том, что Крутень, несмотря на его популярность и известность среди любителей истории авиации, по количеству подтвержденных побед не входит не только в тройку, но даже и в пятерку самых результативных русских асов. В предыдущей статье я уже говорил, что победный рейтинг российских асов 1-й мировой войны изобилует неясностями и противоречиями. В современных изданиях и статьях одному и тому же летчику приписывают зачастую значительно различающиеся числа воздушных побед. Причинами такой неточности стали и сумбур гражданской войны, погубивший архивы многих авиачастей, и идеологическое замалчивание подвигов царских летчиков новой властью - тем более, что подавляющее большинство офицеров-авиаторов Первой мировой впоследствии служило в Белой гвардии. Фактически, при советской власти тема российской авиации в Первой мировой войне являлась «большим черным пятном»; из летчиков того времени в исторической литературе упоминались буквально три-четыре имени. Или тех, кто затем служил в Красной Армии, или погибших до гражданской войны, и потому не успевших «запятнать» себя выбором «не той стороны». Таким образом, в вакууме информации о первых отечественных авиаторах начала летной эпохи, несколько «разрешенных» имен сделали именно этих героев популярными и общеизвестными. В основном этим и объясняется широкая известность в советской литературе Евграфа Крутеня - бесспорного аса, к тому же погибшего до того, как к власти в России пришли большевики. И за невозможностью рассказать о самом результативном (но «белогвардейце») Александре Козакове советские журналисты начали «для солидности» «вразнобой» приписывать Крутеню разные, более высокие счета побед, чем было у него в действительности. Эти неверные и сильно различающиеся цифры встречается в публикациях и сегодня, хотя в новой России заслуги царских авиаторов уже не замалчиваются, и историки работают над восстановлением памяти о героях. Что поделаешь: «сила привычки» и недостаток подтвержденной информации срабатывают…

-2

А ведь на самом деле заслуги Евграфа Крутеня, пусть и не входившего в тройку-пятерку «самых результативных», были и без надуманных журналистами побед достаточно весомы. Он внес серьезный вклад в разработку теории воздушного боя, написав целый ряд работ по тактике ведения боя истребителями (но об этом – ниже, в биографии Евграфа Николаевича). Сейчас же – несколько слов о списке побед капитана Крутеня. Информация об этом летчике крайне скудна и противоречива (даже год его рождения в разных публикациях «плавает» - не то 1890, не то 1892 г.). И число его побед указывается самое разное, а даты их обычно не совпадают. В работе над статьями о российской авиации 1МВ (которая до сих пор еще не закончена) я натолкнулся на «забугровую» книгу «The Imperial Russian Air Service» (авторы T. Darcey, A. Durkota, V. Kulikov). Ее библиографический список огромен, и включает в себя как советские публикации, так и заграничные – мемуары и сохранившиеся документы бывших царских летчиков, после поражения Белой гвардии оказавшихся за рубежом. В этой книге мне встретился наиболее подробный разбор побед российских авиаторов с указанием даты, места схватки, типов атакующего и атакованного самолетов, источника подтверждения, а по ряду побед – даже номера машин и имена сбитых летчиков противника. Такая дотошность авторов располагает к бОльшему доверию, чем другие, довольно противоречивые и расплывчатые публикации.

Крутень Евграф Николаевич

-3

Капитан Евграф Николаевич Крутень (1890-1917) известен не только как ас Первой мировой войны, но и как основоположник тактики российской истребительной авиации. Но вот по его боевой результативности полная неясность – каких только цифр побед Евграфа Николаевича в книгах и разных публикациях не встретишь… Много неясностей и в обстоятельствах его жизни и службы. В общем, в рассказе об этом асе придется «ступать по скользкому льду»…

Подпоручик конной артиллерии, Евграф Крутень увлекся авиацией еще до войны, и с августа 1913 служил летным наблюдателем в 3-й Киевской авиационной роте, а осенью был переведен в 11-й корпусной авиаотряд, возглавляемый знаменитым покорителем «мертвой петли» Петром Нестеровым. Под впечатлением полетов с Нестеровым Евграф Николаевич решил переучиться с летнаба на пилота, чтобы самому управлять аэропланом; и в январе 1914 Крутень поступил в Гатчинскую авиашколу. Диплом военного пилота Крутень получил в самом начале Первой мировой войны, и почти сразу же отбыл на фронт. С сентября 1914 он летал в составе 21-го корпусного авиаотряда (к началу марта выполнил более 40 боевых вылетов), а в марте 1915 стал старшим офицером 2-го армейского авиаотряда, после чего только за апрель выполнил еще 25 боевых вылетов. Все это время Крутень на двухместном «Вуазене» LA занимался воздушной разведкой и бомбардировками; в том числе участвовал в ночных бомбежках, что для того времени было редкостью – по причине крайней опасности взлета-посадки в темноте. В «The Imperial Russian Air Service» говорится, что с марта до июля 1915 он сбросил на врага 100 бомб общим весом 2.500 кг.

Двухместный аэроплан Вуазен LA поручика Е. Крутеня
Двухместный аэроплан Вуазен LA поручика Е. Крутеня

В ноябре 1915 (или по другим публикациям – в марте 1916) штабс-капитан Крутень занял должность командира 2-го армейского авиаотряда. В апреле 1916 года командование направило его в Москву на завод «Дукс», для отбора в свой отряд подходящих аэропланов. Почти месяц Крутень занимался испытанием и приемкой новых самолетов, а по возвращении на фронт он всерьез поставил перед командованием вопрос о создании специальных истребительных авиагрупп. Первое из подобных соединений летом 1916 года возглавил штаб-ротмистр А.А. Козаков, а штабс-капитан Е.Н. Крутень стал командиром 2-й истребительной авиагруппы, состоявшей из трех авиаотрядов, и действовавшей на Западном фронте.

Пилоты 2-й истребительной авиагруппы; крайний справа – Е. Крутень
Пилоты 2-й истребительной авиагруппы; крайний справа – Е. Крутень

А вот дальше в разных публикациях начинается неразбериха. По одним Евграф Николаевич в воздушном бою 16.03.1916 одержал свою первую воздушную победу. В других датой его первой победы дается 30.07.1915. А «The Imperial Russian Air Service» утверждает, что первую победу Крутень одержал вообще 06.03.1915 г., когда еще летал на двухместном «Вуазене» LA. От такой «единой точности» источников остается только «разводить руками»…

Но поверим книге «The Imperial Russian Air Service», как наиболее тщательно рассматривающей рейтинги русских асов. Тем более что в этой книге описаны обстоятельства того первого боя, и что падения спикировавшего к земле врага летчики не видели. Однако отправившийся в тот полет наблюдателем на самолете Крутеня офицер штаба командующего 2-й Армией заявил о победе, и с ним не стали спорить, записав экипажу официальную победу.

Получается, что в 1916 г. Крутень одержал уже вторую победу. Однако в «The Imperial Russian Air Service» датой это победы приводится 11.08.1916. Причем сообщается, что был подбит, посажен и захвачен «Альбатрос» С.III, и даже дается его серийный номер – «422». Там же говорится, что уже 14.08.1916 Крутень проделал то же самое с «Румплером» серийный №615 (подбил и посадил, после чего аэроплан и экипаж были пленены). Эти две победы были одержаны русским летчиком на истребителе Ньюпор-11.

-6

В том же 1916 году, сделав свою группу истребительной, штабс-капитан Крутень пришел к выводу, что многие его пилоты еще не готовы к воздушному бою. Озабоченный необходимостью привития боевых навыков своим пилотам, и размышляя о путях развития авиации, Евграф Николаевич начал теоретически разрабатывать правила ведения успешного воздушного боя, а заодно разбирать все недостатки отечественной авиации в плане ее боевой подготовки, организации и технического оснащения. Это вылилось в целую серию статей, ставших первой в России разработкой тактики истребительной авиации. Евграф Николаевич первым среди российских летчиков определил классическую формулу истребительной атаки: «высота – скорость – маневр - огонь». И теоретические разработки штабс-капитана Крутеня пригодились не только его подчиненным, но и другим российским авиаторам: опубликованные в печати в виде брошюр, они стали тактическим наставлением для многих летчиков России.

Вероятно, именно эти разработки Евграфа Николаевича и явились причиной его отправки в ноябре 1916 «по обмену опытом» во Францию: командование надеялось, что посланная туда группа лучших российских летчиков-истребителей познакомится с тактикой, используемой в авиации других стран. Так что несколько месяцев Крутень провоевал в составе знаменитой французской 3-й эскадрильи «Аистов», летая вместе с известными асами Франции Гинемером и Эрто. В боях под Амьеном и Нанси он сбил два немецких самолета. Так – опять в одних изданиях; в других говорится о трех сбитых. «The Imperial Russian Air Service» же сообщает только об одной победе (в феврале 1917 на истребителе СПАД-7); более подробной информации никто не приводит.

-7

Вернувшись в Россию в марте 1917 года, капитан Крутень вновь возглавил 2-ю истребительную авиагруппу, в это время перевооружавшуюся в тылу на истребители Ньюпор-17 и -21. Авиагруппа состояла из 3-го, 7-го и 8-го корпусных авиаотрядов; самолеты каждого авиаотряда имели на фюзеляже свою особую эмблему: 3-й - голову индейца, 7-й - голову орла, 8-й - туз червей. Самолеты командира авиагруппы Ньюпор-21 №4572 и Ньюпор-17 №2232 отличались от всех остальных нарисованным на борту профилем Ильи Муромца.

-8

Параллельно с командованием авиагруппой и подготовкой авиаотрядов к боевой работе капитан Крутень продолжил свои размышления о теории воздушного боя, написав еще ряд статей, основанных на собственном практическом опыте. В них он предложил ввести практику полетов истребителей парой, и обосновал требования к техническим характеристикам самолетов этого назначения, выделив главные: вертикальная и горизонтальная скорость, верткость, высокий «потолок». Наиболее рациональным способом проведения атаки Крутень назвал атаку неприятеля сзади-сверху, с «подныриванием» под аэроплан противника (что давало прибавку в скорости, одновременно скрывая атакующего от огня бортстрелка), и обстрелом его снизу с самого близкого расстояния. Любопытно, что статьи Евграфа Николаевича были признаны летчиками настолько актуальными, что их опубликовали не только в России, но и во Франции. Так что капитан Крутень из всех русских летчиков Первой мировой войны внес наибольший вклад в разработку теории воздушного боя.

2-я истребительная авиагруппа прибыла на Юго-Западный фронт в середине апреля 1917; на этом участке противниками группы Крутеня были не немцы, а австрийцы. Группа тут же приступила к охране войск от воздушных атак противника, сопровождению и прикрытию своих разведывательных самолетов и корректировщиков артиллерийского огня. Капитан Крутень активно участвовал в таких вылетах, не раз вступая в бои с противником. Некоторые публикации говорят о том, что он якобы в 20-х числах мая одержал две победы, однако «The Imperial Russian Air Service» об этом не упоминает, сообщая, что очередную подтвержденную победу Крутень одержал 31.05.1917: своей любимой атакой «с подныриванием» сбил «Ганза-Бранденбург» С.I №69.78.

Капитан Крутень у обломков сбитого им «Бранденбурга»
Капитан Крутень у обломков сбитого им «Бранденбурга»

По информации той же книги 05.06.1917 над вражеской территорией капитан Крутень напал на очередной двухместный самолет противника. Он провел две атаки, убив отстреливавшегося бортстрелка. Вражеский самолет пошел на снижение, Крутень бросился за ним, но тут его пулемет заклинило, и пока капитан устранял неисправность, противник исчез. Был ли он сбит, Крутень не знал; тем не менее, этот неизвестный самолет был записан ему, как подтвержденная победа (что крайне удивительно: падения никто не видел, к тому же сбитых над территорией противника относили к победам только вероятным).

А вот атака Крутеня на врага 06.06.1917 не только бесспорна, но и поистине невероятна. Израсходовав в дальнем полете все горючее, Евграф Николаевич планировал с заглохшим мотором с высоты 1.500 м на свой аэродром, когда заметил ниже три пролетающих австрийский самолета. Развернувшись, Крутень спикировал на них, и огнем чуть ли не в упор подбил «Ганзу-Бранденбург» С.I (№64.55). И Ньюпор, и «Бранденбург» с заглохшими моторами совершили аварийные посадки - рядом, после чего раненые австрийцы были взяты в плен…

-10

По книге «The Imperial Russian Air Service» - это была 7-я и последняя победа Евграфа Крутеня. В некоторых отечественных публикациях говорится, будто он 09.06.1917 сбил два «Фоккера», а в других предполагается, что 16.06.1917 возможно Крутень сбил какой-то аэроплан после вызова по телефону (хотя даже неизвестно, нашел ли он в небе тот самолет, или нет). В общем – как это бывает с почитателями какой-либо популярной личности: ими желаемое часто принимается за действительное... Сплошные неясности, не подтвержденные документально. Кстати, это касается и даты гибели капитана Крутеня: в одних публикациях говорится, что он погиб 6-го, в других – 7-го, в третьих 16-го июня 1917 г., а «The Imperial Russian Air Service» называет датой смерти Евграфа Николаевича 19.06.1917 г. (в 09.25 утра). Но, независимо от приводимой даты все сходятся на том, что при возвращении из очередного полета при заходе на посадку «Ньюпор» Крутеня на малой высоте внезапно сорвался в штопор и разбился, похоронив под собой летчика… Причины же этой трагедии выдвигаются разные: одни говорят, что на самолете кончилось горючее и двигатель заглох, другие – что летчик совершил слишком крутой разворот на малой высоте, третьи – что Крутень якобы был ранен, и потому потерял в воздухе сознание. Но все это – только версии; истинная причина гибели Евграфа Николаевича остается неизвестной.

Разбитый Ньюпор-17 Евграфа Крутеня…
Разбитый Ньюпор-17 Евграфа Крутеня…

Как уже говорилось выше, в отношении числа побед капитана Крутеня в литературе имеются значительные разногласия. Очень часто указывается, что он одержал 15, 17 или даже 20 побед в воздушных боях. Однако документально эти данные не подтверждаются, а (как видно из описанного в этой статье) относительно места, времени боев и сбитых противников налицо очень существенные различия. Достоверными можно считать только 7 подтвержденных личных побед летчика, зафиксированных в документах. В утешение же тем, кто не верит в этот относительно скромный счет действительно выдающегося летчика нашей страны, может служить часто встречающаяся в отечественных публикациях фраза: «но несомненно, что реальное число его побед значительно больше»…

1МВ: тройка самых результативных русских асов

1МВ. Вторая тройка самых результативных русских асов

Информацию о других асах 1МВ можно найти в списке статей по теме «АВИАЦИЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.