Найти тему
Петр Власов

Асы-инвалиды 1-й мировой войны: русские летчики

Как уже говорилось в первой части рассказа об асах-инвалидах 1-й мировой войны, на заре авиации люди еще не имели представления о том, какие физические перегрузки испытывает летчик во время маневренного воздушного боя. Это неведение, ошибочное мнение о том, что пилоту «легко воевать, сидя в кресле», позволило оказаться в рядах действующей авиации Западного фронта двум покалеченным пилотам, которых в более поздние времена и близко бы не подпустили к самолету. Тем не менее, эти герои (иначе их не назовешь), несмотря на свои физические недостатки добились больших успехов, став настоящими воздушными асами. А были ли подобные личности среди авиаторов Российской империи?

Русский морской пилот Александр Прокофьев-Северский и его гидросамолет М-5
Русский морской пилот Александр Прокофьев-Северский и его гидросамолет М-5

Да, и в России в годы 1-й мировой войны были летчики, презревшие свою инвалидность и продолжившие воевать после тяжелых ранений. Первым из них был мичман, а впоследствии лейтенант морской авиации Александр Николаевич Прокофьев-Северский (1894-1974). Офицер канонерской лодки «Бобр», он в начале 1915 года прошел обучение летному делу и стал пилотом гидросамолета Балтийского флота. В июле того же года после выполнении разведывательного полета, при посадке на воду близ своей базы он попал в катастрофу: из-за дефекта конструкции имевшаяся на борту самолета 10-фунтовая бомба взорвалась; находившийся позади пилота механик погиб, а Прокофьев потерял правую ногу ниже колена.

После излечения вставшего на протез моряка, который не желал уходить со службы, назначили наблюдающим за постройкой гидросамолетов. Но Прокофьев-Северский рвался в небо, куда его начальство теперь, естественно, не пускало. Тогда Александр воспользовался случаем. Во время демонстрационных полетов, на которых присутствовал император, Прокофьев «угнал» самолет, самовольно поднявшись в воздух, и превосходно выполнил над трибунами ряд фигур высшего пилотажа. Сразу же после посадки летчик был арестован «за нарушение дисциплины». Но своего он добился: заинтересовавшийся возникшим среди адмиралов тревожным ажиотажем царь узнал, в чем дело и, восхищенный храбростью и волей изувеченного пилота, Николай II разрешил Александру вернуться к летной службе. И весной 1916 года лейтенант Прокофьев-Северский вновь приступил к боевым вылетам; он не раз отличился в боях, став к моменту прихода к власти большевиков в октябре 1917 года одним из самых известных авиаторов России. Налетав к тому времени около 1600 часов, и занимаясь в основном разведкой и бомбежками противника, Прокофьев тем не менее участвовал в 57 схватках с вражескими самолетами. Сколько летчик одержал при этом воздушных побед, из-за утери документации его подразделения в огне последовавшей затем гражданской войны сегодня узнать точно просто невозможно. Различные исследователи называют от 3 до 13 побед. По сохранившимся отрывочным российским и немецким документам удалось подтвердить только 3 победы Прокофьева (1 личная + 2 групповых). Но и такая цифра для летчика с одной ногой, летавшего на неповоротливой громоздкой крылатой лодке, не предназначенной для воздушных схваток, является выдающимся успехом! Недаром за боевые заслуги Прокофьев-Северский получил немало наград, наиболее значимыми из которых были орден Св. Георгия 4-й степени и Золотое Георгиевское оружие.

После прихода к власти большевиков Прокофьев воспользовался сделанным ему командованием еще накануне революционного переворота предложением занять должность помощника атташе по делам Военно-Морского флота в российском посольстве в США, и выехал из России. Став впоследствии эмигрантом, Прокофьев-Северский основал в 30-е годы в США свою авиафирму, а с 1942 и до конца жизни был консультантом по военно-авиационным вопросам при правительстве Соединенных Штатов.

Российский авиатор Юрий Гильшер и истребитель отечественной разработки Сикорский С-16
Российский авиатор Юрий Гильшер и истребитель отечественной разработки Сикорский С-16

Еще одним покалеченным пилотом российской авиации 1-й мировой войны, оставшимся в строю и продолжавшим сражаться с врагом, был Юрий Владимирович Гильшер (1894-1917). В начале 1-й мировой войны имевший дворянское происхождение начинающий коммерсант Гильшер добровольно поступил на ускоренные офицерские курсы при кавалерийском училище. Завершив их летом 1915 года и получив звание прапорщика, Гильшер тут же подал рапорт о переводе в авиацию. Уже в октябре того же года прошедший обучение летному делу молодой офицер прибыл во фронтовой авиаотряд, но вскоре из-за случившегося перелома руки попал в госпиталь. Едва залечив травму, Юрий получил направление на курсы повышения квалификации (изучать новые типы самолетов), и потому вернулся на фронт только в начале апреля 1916 года. Спустя три недели после прибытия в часть корнет Гильшер одержал первую воздушную победу, сбив австрийский аэроплан; но на следующий день он попал в авиакатастрофу. Из-за возникшей во время полета неисправности его С-16 сорвался в штопор и разбился; израненный летчик выжил, однако раздробленную ступню левой ноги врачам пришлось ампутировать.

Казалось, путь в небо Юрию теперь закрыт. Однако Гильшер не смирился с судьбой: научившись ходить на протезе, Юрий освоился с ним и в кабине аэроплана, а уже в октябре 1916 вернулся во фронтовой авиаотряд. Регулярно совершая боевые вылеты, корнет Гильшер за апрель-июль 1917 года одержал еще 4 воздушные победы, став к тому же в июне командиром своего 7-го авиаотряда. Правда, командовал отрядом он недолго: 7-го (по старому стилю 20-го) июля корнет Гильшер в одиночку вступил в бой с семеркой австрийских аэропланов, сбил один из них, но затем сам был сбит и погиб. Общий счет корнета Гильшера составил 6 воздушных побед, 5 из которых были им одержаны, когда пилот уже летал без ноги, на протезе.

Асы-инвалиды 1-й мировой войны – Западный фронт

2-я мировая война: асы-инвалиды Западного фронта

2-я мировая война: асы-инвалиды Дальнего Востока

Если Вам понравилась статья, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, так вы не пропустите новые интересные публикации!