Жук - это не только насекомое. Это ещё и марка польского автомобиля. В семидесятых, восьмидесятых, да и в девяностых годах прошлого века были они весьма распространены в нашей стране. Простенькими были эти машинки. И одну из таких машинок у нас угнали...
Теперь небольшое отступление. ДНД. Жители Советского Союза наверняка помнят эту аббревиатуру. Расшифровывалась она так - Добровольная народная дружина. (Острые на язык шутники делали расшифровку на свой лад - Дуракам Нечего Делать). Так вот, время от времени то одного, то другого работника какого-либо предприятия добровольно-принудительно отправляли на дежурство в ДНД. Как правило, распоряжались дружинниками опорные пункты охраны правопорядка, которыми руководили участковые милиционеры. Дружинники надевали красные нарукавные повязки и шли на патрулирование.
Но был и ещё один вид ДНД. Занималась этим видом народных дружин госавтоинспекция, ГАИ. От каждого автопредприятия, в том же, добровольно-принудительном порядке, в определённые дни отправляли в помощь гаишникам одного-двух водителей. Те же красные нарукавные повязки с надписью «Дружинник» были отличительным знаком у тех, кому «повезло» в этот день дежурить. Предприятия отправляли людей на дежурство, как правило, на своих рабочих автомобилях, но бывало и так, что два дружинника ехали на дежурство на одном автомобиле.
А в тот раз «повезло» мне и ещё одному водителю из нашего заводского гаража. К тому времени я только пришёл со срочной службы и восстанавливал старый ГАЗончик, чтобы в дальнейшем на нём работать. Ещё одним «везунчиком» был второй наш водитель. Звали его Юрием, а работал он на грузовичке ГАЗ-52.
В назначенное время, а это было, насколько я помню, в 16:00, мы прибыли в городскую ГАИ. Нас прикрепили к инспектору. Был он, если мне память не изменяет, в капитанском звании. Имя его и фамилию я называть не буду, хотя хорошо их помню. Но кроме нас, в наш патруль ввели ещё одного водителя из другой автобазы. Звали водителя Володей, а на дежурство он прибыл на своём рабочем автомобиле «Жук». «Żuk» в польском написании.
Нам определили место дежурства и мы поехали. Сам инспектор поехал на своём служебном «Москвиче», а мы погнали следом.
Пунктом нашего дежурства в городе Красный Луч, где я жил в то время, оказался перекрёсток, называемый в народе «развилка Звезда - Победа». Мы расположились в районе этого перекрёстка, и инспектор принялся за работу. Нам ничего не оставалось делать, как чесать языками между собой.
Вечерело. Капитан то и дело останавливал автомобили, кого-то проверял, кого-то штрафовал, но чего-то из ряда вон выходящего не происходило.
Стемнело. Инспектор подозвал меня и Володю.
- Парни, - сказал он, - время к завершению дежурства. Надо бы смотаться за огненной водичкой, конец смены отметить.
- Да где же мы возьмём? - развёл руками Володя, - Сухой закон, несчастные два магазина на весь город давно закрыты.
- Вы поезжайте в ресторан «Кристалл», там найдёте одного человека, - инспектор назвал его должность, имя и фамилию, - подойдёте к нему, и скажете, что вы от меня. Передайте, пусть сделает, как обычно.
- А деньги? - спросил Володя.
- Я с ним потом рассчитаюсь, - ответил капитан, - дуйте. Потом езжайте сюда.
Я запрыгнул в Вовин «Жук» и мы погнали.
Прямо к ресторану подъезжать было рискованно. На дворе стояла жуткая горбачёвщина, и если бы нас прихватили у ресторана, да ещё и на государственной машине, то кто знает, что нас могло ожидать. Поэтому мы спрятали «Жука» на соседней улице, носящей имя Менделеева, замкнули машину и отправились в ресторан.
Найдя нужного человека, мы сообщили ему о просьбе капитана. Человек кивнул и попросил подождать пять минут, после чего вынес нам пакет, из которого вкусно пахло, и в котором что-то позвякивало. Поблагодарив этого человека, мы вышли из ресторана и направились к машине.
К машине, которой не оказалось на месте...
- Где мой «Жук»? - в панике заорал Володя.
- Вовчик, не знаю, - пожал я плечами.
- Мы точно его здесь оставили?
- Точно, Вова, точно здесь.
- [Плохое слово], «Жука» [плохое слово, означающее «украли»], гады! - схватился за голову Володя.
- Но ключ-то у тебя, - сказал я, - завести угонщики не смогли бы, я так думаю.
- Ты прав, - согласился Вова, - тем более у меня секретный тумблер стоит. Я его включил, когда уходил. Его не выключишь, машину не заведёшь.
- Так может, угонщики закатили его куда-нибудь? - высказал я предположение.
- А куда? Куда тут его можно закатить? - паниковал Володя.
- Ну, хотя бы вниз, за ресторан. Перекатили «Жука» через Студенческую улицу, а там спуск. Пойдем туда, посмотрим.
- Айда!
Мы рванули вниз, за ресторан.
И, надо же - за рестораном на глухой площадке мы увидели нашего «Жука»!
Возле него никого не было. Мы подошли к машине. В ней тоже не было никого. Замок водительской двери был открыт, но следов взлома не было видно. Похоже, угонщик имел или подходящий ключ, или какую-то хитрую отмычку.
Володя залез в кабину. Первым делом проверил документы. Те были на месте.
- Видно, кто-то покататься захотел, да не получилось, - предположил Вова.
- Похоже на то, - согласился я, и продолжил, - ну, а если всё в порядке, то погнали к нашим. Там уже наверняка заждались.
- Погнали, - согласился Володя. Он выключил свой секретный тумблер, вставил ключ в замок и повернул его. Стартер начал вращаться, но мотор не запустился.
- Что за дела? - удивился Вова.
Ещё раз ключ на старт, и снова безуспешно. Третий раз - тот же результат.
Володя решил открыть капот. Открыл... А там!
А там нет крышки прерывателя-распределителя, бегунка и высоковольтных проводов.
- Вот [плохое слово], спёрли, гады, начинку.
- [Плохое слово], - подтвердил я, - надо к нашим ехать.
- Поезжай, - согласился Вова, - хватай «рублёвый», и дуй.
- Ага, - кивнул я и погнал на автовокзал, благо был он в паре сотен метров от ресторана.
Несколько слов о том, что такое «рублёвый». Не знаю, как в других местах, но в нашем городе это название носили арендованные ПАЗики. Шахты, которых в Красном Луче было предостаточно, арендовали в других городах эти самые ПАЗики для перевозки своих рабочих, садили на них своих водителей, и те работали для нужд шахт. Но и водители этих ПАЗиков были парнями ушлыми. В свободное время они не стояли при шахтах, а весьма успешно калымили. Проезд в них, в отличие от цены городского транспорта в пять копеек, стоил целый рубль. Но за этот рубль водитель вёз тебя в любой конец города. Хоть ты с толпой ехал, хоть в гордом одиночестве. Заплатил рубль и поехал. Потому-то и звались эти автобусы «рублёвыми». А паслись они, в основном, на «рыбных» местах, таких как автовокзал, рестораны, местная автостанция в центре города и тому подобное. Их золотое время наступало вечером, и длилось до раннего утра, пока на улицы не выезжал общественный транспорт. Также можно было поймать проезжающего «рублёвого» на ходу, подняв руку. Разумеется, «рублёвые» составляли небольшую конкуренцию местному таксопарку, но, так как такси не хватало, то и особых претензий у таксистов к «рублёвым» не было.
Ну да ладно, к делу.
Прискакал я на автовокзал. Увидел - стоят «рублёвые». Забежал в первый попавшийся.
- Развилка «Звезда - Победа». Поедем?
- Руб.
- Не вопрос. На!
Водила принял деньги, завёл мотор и погнал.
- Ты не бойся, - предупредил я водилу, - там гаишник стоит, но он тебя не тронет.
- А чё так?
- Нас припрягли дружинить с ним, потом он нас отправил на «Жуке» за беленькой в «Кристалл». Пока мы ходили, у нас «Жука» угнали.
- Ни хрена себе! - удивился водила, - И что теперь?
- Да мы нашли «Жука», да только воры маленько разукомплектовали его. Крышку трамблёра, бегунок и провода стырили.
- Во дела! - покачал головой водила.
Спустя какое-то время мы прибыли на развилку. Наш гаишник казнил за что-то водителя «Москвича». Увидев остановившийся ПАЗик, он вопросительно посмотрел на него, а после того, как из автобуса вышел я, а ПАЗик уехал, спросил:
- Что случилось?
- У нас «Жука» угнали! - огорошил я гаишника.
Ка-ак? - у инспектора аж фуражка поднялась.
Я рассказал.
Гаишник отдал все документы водителю «Москвича», отпустив его без наказания, после чего тот, удивлённый и счастливый, уехал.
- Поехали туда! - скомандовал инспектор, и добавил, обращаясь к третьему нашему дружиннику, - Юра, ты тоже с нами.
Я сел в гаишный «Москвич» и мы погнали. Пока ехали, я подробно докладывал капитану о происшествии. Тот только качал головой.
Приехали. «Жук» стоял там, где мы его нашли. Володя сидел в кабине. Увидев нас, он вышел из машины.
- Володя, мне уже всё рассказали, - обратился мент к Вове, - а пока нас не было, больше ничего не произошло?
- Нет, - ответил Володя, - никто не подходил. Машину я осмотрел, ничего, кроме того, о чём вы уже знаете, не украдено, не побито, не поломано.
- Уже легче, - выдохнул гаишник.
- А что мы теперь будем делать? - поинтересовался Володя, - Наверное, надо вызывать кого-то, попытку угона оформлять?
- Не стоит, - гаишнику не хотелось возни, - это времени займёт море. Плюс, вопросы начнутся, типа, что вы тут делали, а? Может, за водкой ездили? Оно нам надо?
- Так что теперь делать?
- Давай так, - предложил гаишник, - мы оттащим ГАЗоном твоего «Жука» в автобазу, потом отгоним ГАЗона на завод. А потом поедем ко мне, посидим, стресс снимем. А после я вас по домам развезу.
- А что я в автобазе скажу? - не унимался Володя, - Почему у меня «Жук» разукомплектован? Меня ведь накажут.
- Хм... - задумался гаишник, - А если к тебе оттащить? Ты где живёшь?
- Улица такая-то.
- О, так это соседняя улица с моей! - воскликнул инспектор, - Тогда делаем так - тащим «Жука» к тебе домой, утром найдём тебе запчасти, я поспособствую, и тогда поедешь в автобазу. А я тебе в путёвке сделаю такую отметку, что никто в автобазе тебя не накажет. Годится?
- Годится! - согласился Вова.
Так мы и поступили.
Зацепили ГАЗоном «Жука» и потянули его к Вове домой.
Притянули, отцепили, стали решать, как с ГАЗоном поступить. А всё оказалось просто - Юра тоже жил неподалёку, в том же частном секторе. Он также решил оставить ГАЗона у своего дома. Он отогнал машину, мы забрали Юру, после чего поехали к гаишнику снимать стресс.
В три часа ночи стресс был снят. Парни разошлись по домам, а инспектор вывез меня на дорогу, тормознул первого попавшегося «рублёвого» и отправил меня домой...
Месяца через два встретил я Володю. Естественно, первый мой вопрос был о том, как всё прошло.
- Как и обещал гаишник, - рассказывал Вова, - он с утра приехал ко мне, мы смотались к его друзьям, взяли запчасти и привезли ко мне домой. Я всё установил. Мотор завёлся без проблем. Капитан вписал в мою путёвку железную отмазку и уехал. А я погнал в автобазу. Никаких претензий ко мне не было.
- Ну и хорошо!
Так и закончилась эта история с угоном «Жука».
А с этим капитаном у меня, как у водителя, ещё были встречи. Но каждый раз мы улыбались, вспоминая эту криминальную историю.
А вы...
А вы берегите свои машины от угона, особенно, если едете в ресторан за горячительным.
К слову - на канале ещё много интересных историй из моей жизни. Различные тематические подборки помогут вам выбрать интересующую вас тему. Приглашаю вас посетить мой канал по этой ссылке https://dzen.ru/id/5fd3951e1bed5529c3ada48b?share_to=link Новые рассказы выходят еженедельно, каждую среду, но иногда бывают и внеочередные публикации. Так что - следите за каналом. И приятного вам чтения!