В современной психологии подсознание - это хранилище неосознаваемых в данный момент впечатлений, воспоминаний, неосознаваемых эмоций, неосознаваемых тенденций, которые, несмотря на то, что они не осознаются в данный момент, тем не менее продолжают регулировать и обуславливать жизнь личности. Все это связано исключительно с личностью.
Современная психология сильно акцентирует детство, потому что только в детстве мы обладаем способностью забывать события, которые с нами произошли.
В детстве можно накопить большое количество скрытых травм и скрытых переживаний, но в дальнейшем это не так легко.
Конечно, бывает по всякому.
Один наш знакомый погиб и его мама забыла, что у неё был сын.
Но обычно человек все-таки помнит случившиеся события.
Психология не знает о том, что сознание существует до детства и гораздо дольше, чем до рождения. Она не знает, что сознание бессмертно, что оно живет бесконечной жизнью. Ей приходится искать причину того, что произошло, в тех небольших годах, которые она считает обуславливающими человеческую жизнь. Например, если тебя изнасиловал в детстве отец и ты этого не помнишь, то это обуславливает твою дальнейшую жизнь. Твои поступки часто совершаются под влиянием этой полученной в детстве травмы.
Или кто-то в твоем присутствии изнасиловал мать, ты стал свидетелем этого и так переживал, что подавил это впечатление.
В дальнейшем, хоть ты и живешь с прекрасной женой, работаешь на хорошей работе, тем не менее, у тебя проявляется глубокий невроз, страхи, и ты ведешь себя крайне неадекватно. Это говорит о том, как считает психология, что в детстве ты был свидетелем какого-то глубоко травмирующего события.
По большому счету, в психологии все сводится к этому.
Буддизм говорит о том, что ситуация, в которой тебя насиловал отец, уже сама по себе является следствием определенной причины, которая была заложена в более глубоком прошлом, до рождения в этом теле.
Вообще, весь мир с точки зрения буддизма - это проявление полностью созревшего сознания - хранилища, алая-виджняны.
Алая-виджняна - сознание склад.
Сознание-хранилище содержит в себе все кармические следы, васаны, семена всех явлений, которые случались с сознанием на протяжении всех его бесконечных жизней.
Из этих следов формируются санскары. Санскары - это механизмы, с помощью которых сознание функционирует в мире. Например, то, что сознание отождествляет себя с личностью, тоже уже заранее заложено в алая-виджняне.
Именно в алая-виджняне и существует санскара того, что сознание отождествляет себя с именем и формой, благодаря неведению.
Само по себе пребывание сознания в такой форме, в которой она личность, это уже деятельность подсознания.
С точки зрения буддизма тот мир, в котором мы находимся, ситуация, в которой мы находимся и вообще та форма тела, в которой мы находимся, называется полностью созревшей алая-виджняной.
Например, у обезьяны, которую посадили в клетку и которая ест банан, её ситуация является полностью созревшей алая-виджняной данной обезьяны. Поэтому достаточно бессмысленно подходить к ней и говорить, что она имеет низкую социальную ответственность и что у нее недостаточно развита самооценка. Или что-нибудь такое. Её накопления проецируют мир обезьяны.
Впечатления накапливаются. Тенденции, санскары и васаны накапливаются на протяжении многих жизней, поскольку сознание имеет тенденцию приходить жить опять в то же самое место, в котором оно жило по большей части. Конечно, не всегда, но общая тенденция такая, что те умы, которые жили, скажем, в России, возвращаются в Россию, если они не переросли из этого состояния, состояния России.
Если вспомнить, например, историю России, то становится понятно, почему сознание людей, которые живут сейчас тут - такие. Например, проводили исследования на собаках. Они показывали, что собака, которая была кем-то побита, травмирована или посажена на цепь, когда она снова попадает в схожую травмирующую ситуацию, она замирает и сидит, не сопротивляясь. В то время как собака, которая не имела такой травмы, сопротивляется, лает и пытается освободиться.
Миры - и человеческий мир в том числе, возникают на основе вИдения живых существ. Они возникают на основе того, как живые существа видят мир. Человеческий мир, например, это накопление более или менее одинаковых по своей интенсивности, по своему качеству впечатлений в сознаниях живых существ, которые соответствуют именно такого рода миру. Когда впечатления живых существ более очищены, имеют более высокий уровень, то собрание таких существ, умов, проецирует более высокий мир, скажем, божественный. Когда ниже, то более низкий - адский или голодных духов.
Если, скажем, мы живем богато, в красивом и чудесном мире, это означает, что мы пришли в этот мир с таким багажом, который позволяет миру проявляться для нас таким позитивным образом. Этим можно объяснить много всяких разных феноменов, которые не может объяснить ни социология, ни философия, ни психология.
Например, многие сетуют: ,,как это может быть так, что такая страна с таким огромным количеством природных ресурсов, с бескрайними территориями, тем не менее, населена по большей части бедными и не очень счастливыми существами?"
Ответ буддизма на это таков, что у сознаний, которые пришли в данный богатый ресурсами бескрайний мир, нет достаточной причины для того, чтобы быть богатыми и нет достаточной причины для того, чтобы быть счастливыми.
Таково содержание их алая-виджняны. Таким вот образом проявляется их мир.
Содержимое алая-виджняны можно сравнить с деньгами. Если у вас много денег, то вы покупаете себе хорошую еду, хороший дом в хорошем месте. А если у вас их нет, то даже если вы находитесь в самом прекрасном уголке мира, то вы нищий и живёте на улице.
В буддизме это называется заслуга, сонам.
Или отсутствием заслуги.
Есть, например, один из параллельных миров, указанных в буддийской космологии - это мир голодных духов. Голодные духи живут в мире, который наполнен едой и всевозможными хорошими вещами, но они находятся в состоянии постоянного голода и не могут этими вещами воспользоваться.
Еду они съесть не могут, потому что у них маленькое узкое горло и большой толстый раздутый живот. Они постоянно голодают, брюзжат и ненавидят всех, кто может без помех этой едой воспользоваться.
Например, часто родители недоумевают по поводу того, что их сын или дочь совершенно не похожи на них. Они говорят, в кого ты пошел? Конечно, когда сознание рождается у определенных родителей, оно получает определенную генетическую обусловность этих родителей. Оно решает те или иные проблемы таким же примерно способом, как решают родители.
Но вещи, которые оно будет решать, будут очень сильно отличаться от тех, с которыми имеют дело родители. Потому что сознание пошло само в себя. Оно пришло само из себя и оно пришло сюда со своим собственным накоплением.
Например, такое явление, как гомосексуализм. Если сознание на протяжении предыдущей жизни накапливало санскары жизни, скажем, в мужском теле, и потом оно каким-то образом переродилось в женском теле, то оно будет продолжать действовать так, как будто оно - мужчина, и его будет естественным образом тянуть к женщинам. Будет даже производиться определенное количество гормонов, которые будут соответствовать такому роду сознания. То есть мир - это производное сознания, а не наоборот, сознание - производное мира.
Философы - диалектики говорили, что ,,бытие определет сознание". В буддизме это, скорее, наоборот, - сознание определяет бытие.
Был у нас один родственник, который жил в Ленинграде, когда началась война с немцами в 1941 году. Один раз, когда его родители ушли на работу, он сидел на подоконнике и смотрел в окно. Тут началась бомбежка и в дом, где он сидел, попала бомба. Дом разрушился. Осталась только передняя стена и подоконник, на котором сидел этот ребенок. Приехали пожарные и сняли его.
Потом началась блокада и он попал в ситуацию, где его родители вместе с ним и какими-то другими людьми лежали в подвале, болели и умирали от голода один за другим. Потом они умерли все. Он тоже лежал вместе с ними и готовился умереть, но кто-то в последний момент зашел туда и вытащил его. Таким образом его жизнь сохранилась.
После этого его эвакуировали по льду Ладожского озера и машина, на которой он ехал, начала проваливаться под лёд. В последний момент кто-то выбросил его на твёрдый лёд из кузова грузовика, и таким образом он выжил.
Казалось бы, сейчас должен последовать рассказ о той грандиозной миссии, которую этот человек должен был выполнить, ради которой Господь спасал его в этих критических ситуациях. Но после войны он приехал обратно в Ленинград, какое-то время жил в детском доме, потом окончил профессиональное училище, работал слесарем и, работая слесарем, он начал очень сильно пить. Его питье прогрессировало все больше и уже к 27 годам он спился окончательно и умер от цирроза печени.
Как можно это объяснить с точки зрения буддизма? Можно объяснить так, что у этого человека определенно были какие-то хорошие кармические накопления, но они были полностью истрачены на то, чтобы спастись из Блокадного Ленинграда. Накоплений больше не осталось, а
его деятельность в роли слесаря не способствовала обретению новых позитивных тенденций и заслуги.
Поэтому совершенно лишённый заслуги, он умер от цирроза печени.
Буддистские учителя не советуют своим ученикам играть в азартные игры не потому, что это плохо и безнравственно, а потому, что когда они будут играть в азартные игры, то могут использовать свою заслугу, которую накопили для того, чтобы дальше продолжать свой путь. Используют просто для того, чтобы выиграть какую-то сумму денег и потратить таким образом это позитивное накопление.
Кроме алая-виджняны есть ещё алая-джняна. Алая-джняна это знание подлинной природы алая-виджняны.
Жизнь с точки зрения алая-виджняны, это продолжение существования в сансаре. Но главный посыл Будды в данном случае тот, что с помощью практики Дхармы алая-виджняну можно очищать и энергию алая-виджняны можно превращать в энергию алая-джняны или алая - знания Основы.
Таким образом, траектория жизни меняется - из жизни в траектории сансары она превращается в траекторию освобождения.
Что такое сознание основы? Алая основы - это не что иное, как необусловленная, всемогущая и безграничная основа всего существующего, по природе соответствующая нашей собственной природе, природе нашего сознания. Знание этого сознания – основы - это ригпа.
Когда сознание не знает основу, когда оно отдельно от основы, то мир проявляется на основании кармических следов, и такой мир называется сансара. Когда сознание знает основу, и это знание, ригпа, все более и более возрастает, то мир начинает проявляться с точки зрения просветления, с точки зрения самой необусловленной свободной основы, Дхармакайи.
Как Чистая земля.
Дхармакайя - это природа, подлинная природа сознания алая-виджняны.
То есть, основа это как пластилин, из которого лепится все восприятие. Когда мы видим восприятие, мы воспринимаем только характеристики восприятия. Скажем, мы воспринимаем пластилиновые фигурки, такие как ежик, собачка, свинка и человечек. Если мы не знаем самой базовой природы пластилина, то мы не знаем вообще природы этих фигур. Мы можем решить, что человечек имеет качество человека - он запутанный и противоречивый. Собачка имеет качество собачки - она преданная и лающая. Кошечка имеет качество кошечки - она добрая и мурчащая.
Но на самом деле природа всех этих фигурок - это пластилин. А также Дхармакайя является подлинной природой и основой всего возникающего. Из неё состоит всё.
Основа – это то, из чего слеплено восприятие, в силу чего оно вообще воспринимается. То, чего не знает психология
Психология считает, что всякие негативные вещи, которые происходят у людей, часто являются следствием подавленных желаний, подавленных эмоций, задавленных амбицией. С одной стороны, это правильно, но с другой стороны, психология не учитывает тот факт, что в сознании подавлено не только желания, эмоции, амбиции, но также в нем подавлено скрытое в каждом сознании знание своей бессмертности, скрытое сознание природы Будды. Сознание своей безграничности подавлено пребыванием в ограниченной коробке сансарической жизни. Поэтому многие проблемы с сознанием можно искать не в сансарической неудовлетворенности, а в неудовлетворенности просто самим состоянием бытия, в котором находится сознание.
Каждое мгновение наш мир возникает из семян, лежащих в нашей алае-виджняне. Наши реакции на возникающее формируют новые семена для сотворения нашего будущего.
Знание ригпа останавливает засевание семян и прекращает для нас сансару.
А до тех пор, пока природа ума не узнана, если мы хотим, чтобы наша жизнь приобрела восходящее направление, следует засевать свою алая-виджняну позитивными семенами и очищать негативные семена с помощью практики Дхармы.