Найти в Дзене
Russo

Манипуляции в средствах массовой информации

Оглавление

Город: Сергиев Посад

Учреждение: МБОУ СОШ №1

Автор: Коршунова Юлия Денисовна

Класс:11 «М»

Тема работы: «Манипуляции в средствах массовой информации»

Руководитель: Лаптева Светлана Анатольевна

Значимость проекта: Средства массовой информации являются одним из главных способов коммуникации между людьми. Основную часть информации о событиях в стране и мире мы получаем именно через СМИ. Они не отражают общественное мнение, но влияют на его формирование. Часто в угоду целям владельцев СМИ.

Каким же образом средствам массовой информации удается так легко влиять на нас и формировать систему взглядов и ценностей человека?

Гипотеза исследования: Если средства массовой информации управляют обществом и взгляды общества на определённые события прошлого, настоящего и будущего формируются через них, то при определённых условиях можно изменить отношение к прошлому и сформировать новые ценности у поколения, не знающего испытаний прошлого.

Цель работы: изучить манипуляции, через которые СМИформируют общественное мнение

Что такое СМИ?

Средства массовой информации — это организации, основными целями которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации массовым аудиториям. В России СМИ отличаются независимостью от читателей. Крупные компании не стремятся удовлетворить читательские потребности, предлагая лишь свое видение печатных полос и сюжетов, излагаемых в публикациях журналистов.

Сейчас принято считать, что СМИ негативно влияют на сознание человека. Негативное воздействие выражается в манипу­ляции массовым сознанием с помощью растиражированных стандартов поведения, контролирующих и трансформирующих внутренний мир и психику человека.

На современном этапе средства массовой информации превратились из простых средств поиска, переработки и переда­чи информации в средства, контролирующие человека.

Из всех средств массовой коммуникации самым манипулятивным являются телевидение и соц.сети. В среднем мы проводим перед телевизором или соц.сетях около 4 часов в день. А этого достаточно чтобы специалисты по нейролингвистическому программированию сформировали в сознании представления, которые выгодны определенным людям и склонили общественное мнение на ту или иную сторону.

Общественное мнение и его формирование.

Общественное мнение — форма массового сознания, в которой проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.

Общественное мнение представляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. В формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации.В современности, в условиях

развития информационного общества существенно возрастает влияние электронных средств массовой информации, а также сосредоточенных в Глобальной сети интернет.

Основными аспектами влияния СМИ на общественное сознание является воздействие на все возрастные группы населения, изменение сознания, по средством повторения определенной информации, уменьшение личного пространства человека, в котором он мог бы находиться без воздействия рекламы либо иной информации.

-2

Способы манипуляции СМИ.

1. Воздействие на эмоции (эмоциональный резонанс).

Быстро и эффективно можно повлиять на человека именно через эмоции, они способны снять психологическую защиту, убрать разум на второй план. Воздействовать на эмоции можно по-разному:

  1. Социальная индукция — процесс, в ходе которого одни люди вовлекают в переживание определенных чувств других людей. Этот процесс распространяется, подобно эпидемии.
  2. Шок или жалость. Например, выборы, прошедшие в нашей стране. В ведущих социальных сетях страны распространялась информация о попытках помешать проведению голосования посредством порчи бюллетеней. Подобные происшествия были нужны для того, чтобы создать волнения в обществе, получить эмоциональный резонанс.

2. Использование медиаторов.

Как ни странно, люди чаще слушают тех, кто для них является более значительным лицом. Если доносить информацию будет никому не известный человек, то никакого резонанса она не создаст. Но если говорить будет авторитетная личность, то и информация заполнится, уйдет в массы. Нам свойственно брать пример с тех, кто популярен.

Примером являются блогеры и инфлюэнсеры. Именно они имеют наибольшее влияние над нынешним поколением. Так, в последние года все чаще появляется информация о том, что Вторую Мировую войну выйграли США и Великобритания, при этом вклад Советского Союза принижается или не учитывается вообще. Но при изучении материалов этого вопроса, мы можем заметить, что на западе все чаще люди подчеркивают значимость СССР, а в русско говорящих странах наоборот принижают. К примеру, Оливер Стоун участник Вьетнамской войны, кинорежисер, обладатель трех премий “Оскар” рассказывает на радио почему наибольший вклад в победу во Второй Мировой войне внесла Россия.

-3

А на русскоязычном ютубе все чаще появляются блогеры, рассказывающие обармии США и еепобеде над фашизмом. Русскоязычный блогер, позиционирующий себя, как разоблачитель исторических мифов, озвучивает главный тезис своего видеоролика: "США стали главным победителем во Второй мировой войне"

-4

За обоими медиаторами следуют тысячи людей. Они верят в то, что говорит им известная личность и даже не стремятся самостоятельно изучить информацию, попытаться узнать правду, поэтому это одна из сильнейших манипуляций общественным сознанием.

3. Создание клипового мышления.

Клиповое мышление — тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое

Клиповое мышление противопоставляют системному: тому, которое помогает глубоко погружаться и систематизировать информацию, выполняя все операции последовательно.

Во время этого процесса на индивида обрушивается огромный поток ненужной и бесполезной информации, в котором теряется истина. Сами люди, подвергавшиеся подобной форме манипулирования, просто устают от

потока информации, а значит, ее анализ становится заметно снижен, и у манипуляторов появляется возможность скрыть информацию, нужную им, но нежелательную для демонстрации широким массам.

При таком мышлении человеку не нужно много думать и разбирать тему, он готов принять позицию лица, который первым ему об этом рассказал, что значительно повышает его внушаемость и при этом человек действительно считает эту точку зрения абсолютно верной и принимает за свою. Онне способен даже прочесть книгу или статью, а значит и изучить полезную информацию.Также систематическое внушение лучше всего влияет именно на людей с клиповым мышлением, так как человек не намерен долго и скрупулезно разбираться в той или иной информации.

Все эти манипуляции формируют у человека удобную для СМИ, и тех, кто ими управляет, картину мира, где легко можно изменить что угодно. Человек, систематически подвергавшийся таким манипуляциям, считает, что всего его мысли, мнения, поступки и действия - это его истинная позиция, но попадет он в другую среду и под влиянием все тех, же манипуляций он изменит свою точку зрения и примет то, что вкладывают в него уже другие источники.

Что нужно делать для защиты от манипулярования СМИ:

  • Сократить контакты или полностью прервать контакт с источниками массовой информации. Если то, что вы видите и слышите через СМИ давит на вас, то лучше будет полностью или хотя бы частично сократить с ним контакт.
  • Перепроверять доносимые до нас факты и мысли. Самым простым способом можно сверить опирается ли главная мысль автора на логические пояснения, какие-либо примеры и исследования.
  • Понимать самого себя, свои взгляды и ценности. Рационально оценивать поступающую информацию, сопоставлять ее с уже имеющейся картиной мира, а не слепо принимать все, что повествуют.
  • Тренировать мозг и память. Чем больше вы помните и знаете, тем свободнее вы плаваете в море информации. Еще хорошо помогает способность анализировать информацию, но это уже можно прокачать с помощью логических задачек.
  • Изучать психологию и рекламу. Если это не ваши профильные предметы, то и углубляться сильно не надо. Достаточно будет прочесть несколько популярных источников. Обе этих науки помогут понять какие именно приемы используются для введения нас в заблуждение.

Практическая часть.

1.Социологический опрос.

Было решено провести социальный опрос, чтобы понять какой метод влияния учителя и ученики считают наиболее эффективным и исходя из этих данных сделать памятку, которая будет содержать в себе рекомендации по выявлению и защите себя от ненужной информации в пространстве сетей массовой информации и подойдет лучше всего для детей и взрослых.

Среди учителей начальных и старших классов самым полурным вариантом ответа стало постепенное внушение - 65%, на втором месте эмоциональное давление - 30%, вариант использование авторитета - 5%

-5

Результаты опроса среди учеников восьмых-одиннадцатых отличались. Постепенное внушение - 62%, эмоциональное давление - 15%, использование авторитета - 23%

-6

Все имеющиеся данные были отображены в круговых диаграммах, в которых мы видим, что «постепенное внушение» является абсолютным лидером среди опрашиваемых всех возрастов. На основании эих выводов были созданы две памятки с напоминанием о способах защиты от манипуляций (см. Памятку 1 и Памятку 2)

2.Интерактивное мероприятие

Был проведен урок в 5 классе, где было решено узнать мнение детей о субботниках и поменять его через различные манипуляции.

Сначала задали вопрос «Как вы считаете, нужны ли субботники?» и «Нравится ли вам принимать участие в них?».

60% пятиклассников ответили, что плохо относятся к субботникам и не хотят принимать в них участие.

Далее решили прочесть отрывок из статьи на тему полезности школьных субботников для экологии. Тогда результаты незначительно изменились: 55% все еще плохо относились к субботникам и не хотели принимать в них участие.

Наилучший результат принесли видео известного блогера MrBeast. Был показан детям видеоролик на тему «очистил самый грязный пляж в мире» и «посадил 20,000,000 деревьев, мой самый большой проект». Идею его видео

ролика о посадке деревьевподдержали многие известные люди, такие как: ,, Маркус Браунли, игра растения против зомби, канал

Discovery и т. д. После просмотра и ответа все на те же вопросы, 25% так и остались плохо относиться к субботникам и не хотели принимать в них участие. Однако остальные 30%, не считающих субботники важным занятием, изменили свое мнение!

Выводом всей работы, проведенной в 5 классе, стало то, что на детей лучше всего влияют люди, имеющие для них авторитет.

-7

-8

Заключение

Средства массовой информации занимают далеко не последнее место в жизни общества. СМИ- основной источник информации, формирующий мир человека и мир вокруг него. Сегодня не обязательно выходить из дома, чтобы получить информацию, не нужно быть активным и разносторонне развиваться. Стремиться нужно, прежде всего, к сложности в плане восприятия информации - уберегать себя от внушения извне, ведь мы подвергаемся манипуляциям каждый раз при контакте с СМИ. Необходимо сделать так, чтобы сознанием было управлять сложнее, не поддаваться манипулированию.

Даннаяработа будет полезна людям, интересующимся средствами массовой информации. Во время работы над проектом я пользовалась источниками сети Интернет и столкнулась с множеством противоречивой информации по данной теме. Также пришла к выводу, что на сегодняшний день средства массовой информации и общество оказывают влияние друг на друга. В заключении хочу добавить что моя цель была достигнута, задачи выполненыи гипотеза подтвердилась.

-9