Для многих искушенных авто путешественников дом на колесах является
вожделенной мечтой.
К сожалению, с нынешними ценами - в основном не досягаемой.
Сегодня поговорим о таком автодоме, для которого не важно – сколько стоят платные дороги. Он может перемещаться там, где дорог вообще нет!
Ехать на своем автомобиле на встречу приключениям, а по желанию
остановится и в нем же заночевать с комфортом – пик удовлетворения
заядлых авто путешественников.
О том, чтобы встретить рассвет (или закат) на природе, со всеми удобствами- мечтают многие.
Если посмотреть на труднодоступность красивых мест для
отдыха на природе в России, то ко всем прочим требованиям к автодому
добавляется необходимость высокого клиренса и наличие полного привода.
Я помню в детстве катался на прародителе сегодняшнего автодома газ 3307 с
металлическим кузовом (вахтовик). сосед по даче работал на таком и часто
захватывал нас на наш участок. Конечно комфортом и проходимостью там и
не пахло, но вот пространства и место было вагон. В те времена этого было
достаточно.
Спустя много лет побывал на производстве спецтехники в том числе и
кемперов. Компания довольно молодая, ее история начинается с 2021 года.
Изначально она задумывалась и открывалась именно под производство
автодомов, но жизнь внесла свои коррективы.
Даже за столь короткую жизнь, здесь произвели огромное количество разных
интересных проектов.
За базу в основном берут Газели (27057, NEXT), GAZON NEXT, SADKO NEXT.
В рамках сузившегося предложения шасси (в связи с началом СВО),
конкурентоспособности цен и наличия в нашем городе огромного завода ГАЗ
(то есть отсутствия затрат на логистику) - выбор этих автомобилей очевиден.
Полный привод, уникальная проходимость и адаптация к работе в тяжелых
климатических и дорожных условиях, делают SADKO NEXT идеальной
основой для экстремального дома на колесах.
Помимо автодомов берутся и за гос. заказы ( машины для МЧС, лесной
охраны, пожарно-спасательной службы).
Делают и актуальные сейчас передвижные пункты управления
беспилотниками.
Так же делают и проекты для бизнеса
(фудтраки, дорожные службы,
курьерский автомобиль).
Из последних самых интересных - делали «мобильный кванториум» (для
ускоренного развития ребенка по актуальным научно-исследовательским и
инженернотехническим направлениям).
И маникюрный кабинет на базе ГАЗелей NEXT.
Электротрицикл делали в единственном экземпляре для выставки.
С нашим климатом на основной части России понятно что его использовано было бы сильно ограниченна по времени года, вот поэтому он и не пошел в массовое
производство.
Сейчас в производстве есть еще один интересный проект/имопртозамещения
- Машина для пеленгования.
Раньше такие изготавливались на базе Mercedes-Benz Sprinter/ Volkswagen
Crafter/ Ford Transit.
А сейчас на базе отечественного автомобиля.
Снова востребованными становятся старенькие газели 27057. Почему не
современные новые ГАЗели NEXT спросите вы? Потому что у них
отсутствует вариации с полным приводом, а исходя из задач ( ездить по
полям и пересеченной местности) - здесь он крайне необходим.
Но вернемся к первоначальной идее создания компании - производству
автодомов. Впрочем на них (изготовление непосредственно кемперов) из-за
высокой цены и отсутствия большого количества заказав приходится лишь 5-
10% от общей загрузки предприятия (1-2 машины в месяц).
Как я уже сказал, за основу здесь берут машина с шильдиком ГАЗ.
Глобальных вариантов компоновок существует два:
со штатной двух рядной (5 посадочных мест)
и однорядной (3 места) кабиной.
Огромный плюс перед домом вездеходом на базе КамАЗ ( о котором недавно
писал в новостях
) - это моно кузов. Надстройка соединена с кабиной, образуя
единое полезное пространство.
Есть возможность перемещаться из кабины в кузов без необходимости
пачкать ноги на улице и тащить грязь в салон.
Для этого в штатной кабине
делается вырез и выкидывают одно из штатных сидений.
Но портал внутри кабины можно сделать только в двухрядной компоновке
кабины. В однорядке без выхода на волю из кабины в кузов так же не
перелезть.
Ну и конечно еще одним плюсом в пользу «Садко» будет цена- она в два раза
дешевле элитного Кампуса на базе Камаза.
Автодом оборудован системой кондиционирования и автономного
отопления. В любые погодные условия можно настроить температуру,
комфортную для путешественников. На случай непредвиденных ситуаций,
есть возможность установить простую печку-буржуйку.
Так же для комфорта устанавливают душ и туалет.
Все блага цивилизации - присутствуют. Есть плита, холодильник,
микроволновка, телевизор- вообщем, полноценное жилище на колесах.
Кузов автомобиля изготавливают из композитных материалов. Они не
подверженны воздействию коррозии, не горят (и не тонут:)), стойки к
агрессивным веществам и ультрафиолету. Такой он - материал будущего.
Гарантия на доработки автомобиля данной конторы- от 1-го года до 3-х.
Гарантия на шасси – согласно заводу изготовителю такая-же.
Ну и теперь самое главное... цена.
Стоит сегодня такой дом-вездеход от 13 млн. Руб.
Как выглядит клиент, который приобретает сегодня автодома за такую цену?
В основном это зажиточные люди 40 +, увлекающиеся охотой. Они хотят с
комфортом добираться и располагаться до места отдыха.
А если решат остаться на природе - пользоваться всеми благами цивилизации
находясь где-нибудь в тайге.
Этот автомобиль обладает прекрасной геометрической проходимостью на
уровне легендарной «шишиги». Только комфорта больше в десятки раз (один
только рычаг переключения скоростей в «ГАЗ-66» за спиной, чего стоит).
Поэтому ее так ценят охотники из «высшего» общества.
Но все же, основной покупатель — это различные государственные
структуры.
Государство закупает их в качестве передвижных штабов, Экспедиционных
автомобилей, Аварийно-спасательных автомобилей с возможностью
ночевки в труднодоступных местах.
Для выполнения гос. Заказов, необходимо чтобы машина состояла из
отечественных компонентов, больше чем на половину.
Как сделать автодом.
За базу берут ГАЗ – САДКО. В него установлен Ярославский дизельный
мотор ЯМЗ 53443. Всего 150 л.с. но зато почти пол-тысячи крутящего
момента позволяют уверенно чувствовать себя на бездорожье.
А еще клиренс больше 300мм и возможность преодолевать брод до одного
метра глубиной.
Если вы захотите построить автодом сами- вы большой авантюрист!
Инструкцию по сборке я вам, конечно, не дам, но расскажу, как это
происходит в масштабах производства.
Все начинается с голого шасси, которое закупают на заводе и пригоняют на
производство.
Конструктора получают заказ и прочерчивают машину согласно проекта
(располагают оборудование, перегородки согласно пожеланий заказчика).
При необходимости устанавливают пневмоподвеску, лебедку.
На шасси крепят удлинители рамы. Затем штатную раму «женят» с каркасом
кузова (так называемой клеткой) из профильной трубы.
Клетку сваривают и окрашивают отдельно от шасси. Ее могут производить
как на этом производстве, так и отдать сторонней организации на аутсорс.
Все зависит от загрузки предприятия.
Далее каркас облагораживают (обклеивают) композитными
панелями. Стеклопластиковые детали изготавливает сторонняя организация.
Данная процедура не из дешевых, одни только матрицы (это оснастка на
которой изготавливают ту самую сендвич-панель) стоит несколько десятков
миллионов рублей. Поэтому организовывать производство композита на
мелкосерийном производстве автомобилей – экономически не выгодно –
слишком долго будет окупаться.
Собранный с пластиком кузов отдают в покраску.Затем вклеивают стекла
(при необходимости), устанавливают двери (боковые, задние – все зависит
от конкретного заказа) и переходят к внутрянке.
Первое что делают внутри установленного кузова - Наносят на внутреннюю
поверхность пену (тепло-шумо изолирующий материал).
Далее прокладывают проводку согласно схемы по проекту. Установка
панелей-перегородок.
Врезают люк, обшивают Пол и потолок.
В конце идет облицовка внутренних стен композитными панелями.
Устанавливают мебель (диваны, шкафы) техники и оборудования
(холодильник, телевизор, варочная панель, микроволновка и т.д.) согласно
проекта.
Вы думаете все так просто? Нет конечно!
Это поверхностное описание. В процессе производства еще множество
мелочей, которые закрались в процессах.
Например: установка каркаса происходит на резиновые демпферы, для
амортизации кузова относительно шасси.
Есть операция удлинение горловины бака (из-за установки
стеклопластикового кузова расстояние до бака увеличивается и к нему будет
просто не подобраться пистолетом).
А еще, в свое время набили шишки с замерзанием грязной и чистой воды в
баках зимой.
Делали автодом для одного уважаемого человека все сделали по проекту и в
срок. Он был очень доволен, до поры до времени.
При эксплуатации авто в сибири (морозы ниже минус 30 не редкость) – в тех
самых баках замерзла вода. Мало этого при расширении воды – баки
лопнули. Пришлось менять.
Пробовали использовать подогревающий шнур, пускали в отсеке с баками –
но в морозы он не справился и вода замерзла (хоть баки теперь и не
лопнули).
Решение нашли такое: в РЭ (руководство по эксплуатации) прописали что
вода в этих баках может быть только когда машина эксплуатируется. Перед
длительной стоянкой (даже на ночь зимой). Баки должны быть слиты.
Еще в процессе эксплуатации столкнулись с проблемами удаленностью аккумулятора. Из-за того что он находится глубоко под кузовом - снятие, зарядка и прикуривание- было проблематично, приняли решение устанавливать удлинители клемм.
Меняли по гарантии кронштейны топливного бака, которые отваливались в
процессе эксплуатации из-за конструктивных просчетов.
да и еще много тонкостей с которыми приходилось сталкиваться и решать
после продажи.
Гарантия на доработки - от года до 2-х. Так же как и на базовое шасси.
Так как производство единичное- здесь нет ни полигонов ни треков для
проверки.
Еще могу сказать, что цена за сам автомобиль, составляет примерно
половину от окончательной стоимости автодома. Так что, если у вас растут
руки из правильного места, есть свободное время и вы любите приключения -
можете попытаться сэкономить. Только вопрос сможете ли получить оттс
(одобрение типа транспортного средства) и в дальнейшем поставить на учет -
остается открытым.
Бюджетной альтернативой автодому, можно рассмотреть покупку прицепа-
дачи.
Но тут возникает необходимость в хорошем тягаче для него (лучше
внедорожник). И даже если у вас есть проходимый мощный джип в качестве
буксировщика, у него не будет возможности забраться с прицепом туда,
куда сможет доехать «Садко».
Руководство понимает, что автодома по таким ценам готовы купить единицы
даже в рамках всей России. Поэтому сейчас так же прорабатывают
бюджетный, проходимый кемпер на базе УАЗ.
По аналогии с подобными на базе иностранных пикапов.
В настоящее время, приобрести дом-вездеход по цене 3-х однокомнатных
квартир в городе миллионнике - смогут только избранные авантюристы.
Мы же попускав слюни планируем поездку в наш домик в деревне, для посадки клубней картофеля...
Без озера, охоты и рыбалки...