· В марте и покупатели и застройщики адаптировались к новым условиям, и после двух месяцев провала по спросу, продажи начали расти. По итогам месяца общее зарегистрированных ДДУ заметно выросло - на 43,4% по сравнению с февралем, и поднялось до уровня лета прошлого года – за месяц было зарегистрировано 5,28 тыс. сделок.
· Несмотря на такой существенный рост, текущие уровни спроса отстают от показателей марта прошлого года на 11,4%, и на 25,6% от количества сделок в ажиотажном марте 2022 года.
· В январе-феврале комфорт-класс был лидером по темпам сокращения спроса, а в марте по мере адаптации всех участников рынка к новым правилам, количество сделок в доступном сегменте показало активный рост. Количество проданных лотов комфорт-класса выросло на 67%, тогда как бизнес-класса только на 27,7%.
· По итогам месяца структура спроса снова сдвинулась в сторону доступного сегмента, однако доля дорогого жилья все еще находится вблизи максимальных уровней. Так доля в сегменте бизнес-класса снизилась на 6,5 п/п и составила 53,3%, доля комфорт-класса соответственно подросла на 6,6% п/п и составила 46,7%.
· Интерес покупателей в марте снова сместился в сторону самых компактных квартир, именно такие лоты показали самые высокие темпы прироста спроса. Так доля однокомнатных квартир и студий выросла на 0,9 п/п и составила 53,0%, доля 2-комн. лотов потеряла 0,8 п/п и составила 28,8%. Доля трехкомнатных квартир в общей структуре предложения прибавила 0,1 п/п до 15,1%, доля квартир с 4 и более комнатами за месяц сократилась на 0,1 п/п и составила 3,1%.
· Средняя площадь проданной квартиры прекратила начатый в январе рост и снизилась до уровня 49,5 кв. м (-1,3%). Этому способствовало и смещение интересов покупателей в сторону новостроек комфорт-класса, и рост спроса на однокомнатные квартиры.
· В марте застройщики активно предлагали покупателям программы траншевой ипотеки, это позволило активизировать спрос на новостройки комфорт-класса (в этом сегменте доля ипотеки практически поднялась до январского уровня) и нарастить долю ипотечных сделок. По итогам марта с привлечением ипотечного кредитования было заключено 66,7% сделок, за месяц доля выросла на 11,2 п/п.
· В течение месяца средние цены внутри каждого сегмента показывали прирост, однако, за счет изменения структуры, смещения спроса в сторону доступного сегмента, средняя цена по проданным квартирам и апартаментам снизилась на 0,3% до уровня 409,6 тыс. руб. за кв. м. В наиболее востребованном у покупателей сегменте – комфорт-классе – цены в марте поднялись на 3,9% до уровня 344,1 тыс. руб. за кв. м, в сегменте бизнес-класса – цены подросли на 0,2% до 451,5 тыс. руб.
· Средний бюджет на фоне произошедших изменений, показал более выраженное снижение на уровне -1,7%, стоимость покупки квартир снизилась до 20,27 млн. руб. Бюджеты в сегменте комфорт-класса за месяц выросли на 4,2%, средняя цена лота составила 14,3 млн. руб., а в новостройках бизнес-класса бюджет подрос на 0,8% до 25,42 млн. руб.