От исправного состояния рулевой рейки напрямую зависит безопасность на дороге. Ведь именно этот механизм преобразует вращение руля в поворот колес, позволяя управлять автомобилем. Ни в коем случае нельзя игнорировать первые признаки его поломки. Ведь в итоге можно потерять контроль над машиной в самый неподходящий момент. Чтобы этого не случилось, важно вовремя распознать симптомы неисправности и принять меры.
Что такое рулевая рейка и как она работает
Прежде чем разбираться с причинами неисправной рейки, полезно понять устройство этого важного механизма. Рулевая рейка – ключевой элемент рулевого управления реечного типа. Ее основа – зубчатая стальная планка (рейка), расположенная перпендикулярно шестерне на рулевом валу.
При вращении руля шестерня перемещает рейку влево или вправо. Это движение с помощью рулевых тяг и наконечников передается на поворотные кулаки передних колес, заставляя их менять направление. Выглядит довольно просто, но на самом деле конструкция рулевой рейки весьма сложна и чувствительна к износу.
Чтобы облегчить усилия водителя, в современных автомобилях вместо механической применяется гидравлическая или электрическая рулевая рейка. Гидравлическая использует давление рабочей жидкости от специального насоса для подталкивания рейки в нужном направлении, а электрическая – усилие электромотора.
Причины стука в рулевой рейке
Посторонние звуки со стороны рулевого механизма – тревожный сигнал, на который не стоит закрывать глаза. Чаще всего стук свидетельствует об износе или повреждении деталей рулевой рейки.
Рассмотрим основные причины:
- Ослабление крепежа. Из-за постоянной вибрации во время движения, особенно по неровным дорогам, болты, фиксирующие рейку, могут ослабнуть. В этом случае при движении прямо и поворотах колес вы услышите характерный стук.
- Износ опорных втулок. Эти недорогие детали из мягкого металла или пластика достаточно быстро изнашиваются. Стук будет слышен даже на ровной трассе.
- Повреждение пыльника (защитного кожуха). При его разрыве внутрь конструкции попадает грязь и влага, что провоцирует заклинивание механизма.
- Коррозия деталей. Попадание влаги внутрь корпуса вызывает окисление металлических элементов, они начинают издавать громкие стуки.
- Люфт (зазор) между шестерней и зубчатой рейкой. Возникает из-за естественного износа в процессе эксплуатации.
Поэтому при первых же "стучащих" звуках нужно срочно обратиться на СТО для квалифицированной диагностики и ремонта рулевого механизма.
Другие симптомы износа рейки
Помимо стука, на неисправность рулевой рейки указывают и другие симптомы:
- Необычная тяжесть руля. Наиболее частая причина – неисправность гидроусилителя или электроусилителя руля. Также возможны утечка рабочей жидкости, попадание воздуха в систему, ослабление ремня привода насоса гидроусилителя.
- Скрежет при вращении руля. Возможная причина – коррозия подшипников или рулевого вала из-за повреждения пыльника.
- Быстрый расход жидкости в бачке гидроусилителя. Указывает на ее утечку через износившиеся сальники или уплотнения.
- Заедание руля. Требует срочной диагностики, так как ситуация может быстро достичь критической отметки.
- Рыскание, ухудшение управляемости. Часто вызвано износом наконечников рулевых тяг.
Услышали подозрительный шум при работе рулевого управления? Не спешите обвинять саму рулевую рейку. Зачастую причиной посторонних звуков являются износ шаровых опор, сайлентблоков и других элементов подвески, ослабление ее креплений или коррозия элементов. Помните, диагностика должна быть комплексной, только так можно точно определить источник неполадок.
Про другие неисправности деталей подвески, читайте в подборке:
Возможные причины поломки и способы лечения
Одна из главных проблем рулевой рейки – ускоренный износ деталей из-за чрезмерных нагрузок. Их провоцируют грубая манера езды, частые наезды на препятствия, движение по разбитым дорогам. В итоге преждевременно выходят из строя втулки, подшипники, пыльники, появляются зазоры и люфты.
Немаловажную роль играет влага, проникающая внутрь корпуса рейки через поврежденные пыльники. Она вызывает коррозию, ускоряющую износ трущихся деталей. Поэтому первым делом при обнаружении дырки в пыльнике, лучше сразу его заменить.
Если стук, вибрация на руле и другие тревожные симптомы появились недавно, возможно, капитального ремонта или замены рулевой рейки удастся избежать. В ряде случаев достаточно:
- Подтянуть болты крепления рейки и других элементов рулевого управления;
- Заменить изношенные пыльники и сайлентблоки;
- Залить качественную смазку во втулки и шарниры;
- Отрегулировать зазоры между шестерней и рейкой в соответствии с инструкцией.
Но чаще всего подобные меры лишь ненадолго оттягивают необходимость серьезного вмешательства. Капитальный ремонт с заменой многих деталей или установка новой рулевой рейки высокого качества – наиболее надежный и долговечный способ устранения проблемы.
Запчасти для ремонта рулевой рейки можно приобрести в магазине Армтрек (https://vxrlm.com/g/y065cev0ld4e6b78ad42899bf5db0a/?erid=LatgBfkTv), где представлен огромный ассортимент автозапчастей с удобной доставкой и возможностью самовывоза.
Что делать при обнаружении неисправности
Игнорировать стуки, хруст, вибрацию на руле и другие явные признаки износа рулевого механизма крайне опасно. Запущенная проблема может привести к самым неожиданным последствиям – заклиниванию руля или его полному отказу в самый неподходящий момент, например, при обгоне или на крутом повороте. А это чревато потерей контроля над автомобилем и риском серьезной аварии. Именно поэтому при первых тревожных симптомах следует безотлагательно принимать меры:
- Как только услышали подозрительный шум или почувствовали что-то неладное с рулевым управлением, сверните с дороги и остановитесь. Дальнейшее движение опасно!
- Заглушите двигатель и попробуйте максимально точно определить источник посторонних звуков и вибрации – рулевая рейка или другие элементы системы (покрутите рулем, прислушайтесь, визуально осмотрите детали)
- Если неисправность явно связана с рулевой рейкой, вызывайте эвакуатор. Даже кратковременная езда с такой поломкой чревата потерей управления машиной!
- На станции техобслуживания пройдите полную диагностику всего рулевого механизма и подвески.
Своевременный ремонт поврежденной рулевой рейки – залог безопасной и комфортной езды на долгие годы. Не игнорируйте первые сигналы ее износа, берегите себя и свой автомобиль!
Друзья, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные советы для автолюбителей!
Реклама: ООО "А.П.Р." ИНН: 7721844807