Как компенсировать дефицит любви во взрослой жизни?
На этот вопрос разные психологи отвечают по-разному.
Кто-то считает, что если в детстве не было велосипеда, он там не появится, другие специалисты более позитивно смотрят на это и считают, что можно вернуть себе счастливое детство, или хотя бы частично это сделать.
Для начала давайте разберемся, что такое «долюбленность».
Это когда в детско-родительских отношениях ребенка:
- безусловно принимали и любили;
- уделяли достаточно качественного внимания;
- выдерживали и «контейнировали» все чувства, помогали их проживать;
- всегда были на стороне ребенка;
- удовлетворяли телесные потребности в объятиях и поглаживаниях;
- поддерживали тесный эмоциональный, глубокий и безопасный контакт;
- хвалили, уважали, интересовались внутренним миром и чувствами ребенка;
- обеспечивали семейный комфорт своими отношениями в паре - показывали своим примером здоровые и уважительные отношения друг к другу.
Эти пункты не говорят о том, что родители должны быть совершенными. Безусловно, родители - это живые люди со своими чувствами и переживаниями, неидеальностями и несовершенствами, которые могут ошибаться, недопонимать своего ребенка, где-то быть отстраненными и холодными.
Однако, все детско-родительские отношения должны иметь устойчивую и крепкую основу. То есть дети должны чувствовать и понимать, что в общем и большую часть времени родители стабильны, их отношение и поведение позитивно стабильное.
Как проявляется «недолюбленность»:
- в условной любви за достижения, успехи, хорошие поступки. Когда любовь и принятие нужно зарабатывать действиями, оправдыванием родительских ожиданий.
- в постоянно отрывочном, невключенном внимании. Оправдывая отсутствием времени, занятостью, когда в приоритете все, кроме ребенка.
- Игнорированием чувств и переживаний: «Хватит ныть!», «Нашла из-за чего переживать!» и другие послания «не чувствуй».
- Родители во время критики в своем стыде становились против ребенка, принимали сторону учителей, других взрослых, оставляя ребенка в одиночестве.
- В родительском навязывании своих мнений, суждений, убеждений.
- В безразличии к внутреннему миру ребенка, его мыслям и чувствам;
- В противоречивых посланиях, когда за одинаковые действия то хвалили, то наказывали.
- В остром дефиците телесного контакта, объятий, слов любви, поддержки.
- В физическом и психологическом насилии, манипулировании чувствами ребенка.
- В перекладывании ответственности с себя на ребенка, делали из него "психологического родителя" или "родителя" для младших братьев и сестер.
Так «долюбленные» дети учатся любить себя, они знают, как это быть принятым, поддержанным, ценным и важным.
«Недолюбленные» — научились не любить себя, они знают, что такое быть отверженным и игнорируемым.
На языке психологии «долюбленность» — это безопасная привязанность, когда у ребенка есть крепкая убежденность в своей важности и ценности для значимых фигур.
А вы относите себя к «долюбленным» или «недолюбленным»?
Как сформировать безопасную привязанность, расскажу в следующей статье.
Также вам могут быть полезны материалы:
Вам это точно не поможет!
Все еще живете в режиме выживания?
5 стратегий тревожного человека
Автор: Дегтянникова Любовь Викторовна
Психолог, Гештальт-терапевт Арт-терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru