Найти в Дзене
АВТОмастер для себя

Какое моторное масло залить в двигатель: 7 критериев правильного выбора

Оглавление

Моторное масло - это жизненно важная рабочая жидкость, от качества которой напрямую зависит долговечность и эффективность работы двигателя вашего автомобиля. Неправильный выбор масла способен привести к катастрофическому износу мотора и дорогостоящему ремонту.

К сожалению, выбор подходящего масла - непростая задача даже для опытных автомобилистов. Рынок переполнен разнообразными брендами и типами смазочных материалов с замысловатыми названиями и обозначениями. Как же разобраться в этом масляном многообразии и найти идеальный вариант для своей машины?

Рассмотрим основные критерии правильного выбора моторного масла.

1. Допуск от производителя авто

Первое и главное, на что стоит обратить внимание при покупке нового масла - допуск производителя вашего автомобиля. Информацию о допусках можно найти в сервисной книжке машины или уточнить у официального дилера.

Каждый автоконцерн имеет свои индивидуальные инженерные разработки и устанавливает собственные специфические требования к маслам, используемым в моторах их авто.

Поэтому допуск - важнейший критерий, игнорировать который категорически нельзя! Используйте только те составы, которые разрешены производителем вашей конкретной модели авто.

2.Классификация по эксплуатационным свойствам

Чтобы дополнительно убедиться в качестве моторного масла, стоит обратить внимание на его принадлежность к международным классификациям по эксплуатационным свойствам. Наиболее авторитетными являются:

-2
  • API (Американский институт нефти) - старейший и широко распространенный стандарт. Масла маркируются комбинацией из 2 букв:

Первая буква - "S" для бензиновых моторов или "С" для дизельных.

Вторая буква обозначает уровень качества. Чем дальше она от начала алфавита, тем выше класс масла. К примеру, SN - одна из новейших и высоких категорий для бензиновых ДВС.

  • ILSAC (Международный комитет по стандартизации смазочных материалов) устанавливает жесткие требования к энергосберегающим и экологичным маслам для бензиновых легковушек. На сегодня актуален стандарт GF-6.
-3
  • ACEA (Ассоциация европейских автопроизводителей) классифицирует масла в том числе для коммерческих авто и тяжелой техники. Наивысшие классы - A5/B5 для легковых автомобилей и фургонов и E9 для грузовиков/спецтехники.
При выборе лучше отдавать предпочтение маслам с более современными высокими категориями по вышеперечисленным стандартам. Это гарантирует оптимальный ресурс и защиту двигателя.

3. Вязкость масла (SAE)

При выборе также следует обратить внимание на вязкость масла по международной классификации SAE. От этого важнейшего параметра зависит текучесть смазки, а значит и ее способность обеспечивать:

  • Легкий запуск при низких температурах
  • Быструю прокачку по системе смазки
  • Надежную защиту деталей ЦПГ и ГРМ от износа
  • Уменьшение механических потерь и нагрузки на ДВС
-4

Чем меньше первая цифра в маркировке вязкости, тем лучше масло течет на холоде. Например, 0W или 5W гарантируют беспроблемный заводской авто при сильных морозах. Крайне важно не ошибиться с этим показателем, иначе могут возникнуть застои масла при пуске и сухое трение "голодных" опор и вкладышей – прямая дорога к их преждевременному износу.

Вторая цифра отвечает за высокотемпературные свойства. По факту, это уже комплексный показатель, учитывающий пределы кинематической вязкости при 100°C и стойкость к сдвиговым нагрузкам при 150°C. И чем больше данный индекс, тем более прочную масляную пленку образует масло для защиты трущихся поверхностей от износа, сцепления и задиров.

Все моторные масла имеют двойную вязкость типа 0W-30, 5W-40 и так далее. А для определенных регионов или условий эксплуатации могут потребоваться специальные летние или зимние варианты. В целом логика выбора такова: чем меньше нагрузка на двигатель и ниже температура климата – тем ниже должна быть и вязкость масла.

И еще один нюанс - вязкость масла следует повышать для изношенных двигателей с большим пробегом. С годами растут зазоры между трущимися поверхностями, и более "жирные" густые смазки лучше удерживаются в них, предотвращая сухое трение.

4. Тип базового масла

В зависимости от способа производства все моторные масла условно делятся на 3 основные категории:

  • Минеральные - самые бюджетные, получаемые обычной перегонкой и очисткой нефти. Это проверенная временем и недорогая классика, но минералка имеет довольно скромный ресурс.
  • Синтетические - изготавливаются путем химического синтеза, обладают улучшенными рабочими характеристиками и повышенным сроком службы. Это идеальный вариант для высоконагруженных двигателей, экстремальных условий и очень холодного/жаркого климата. Единственный минус - высокая цена.
  • Полусинтетические - "золотая середина", сочетающая в себе достоинства первых двух типов. Состоят из минеральной основы с добавлением синтетических компонентов. По цене немного ниже синтетики, но и качеством/ресурсом существенно превосходят обычную минералку.
При выборе масла необходимо четко соблюдать тип базового состава относительно старого масла в двигателе. Категорически нельзя смешивать разные типы! К примеру, если раньше использовалась минералка, то и доливать нужно только ее. В противном случае возможно образование опасных отложений и выпадение осадка.

5. Условия эксплуатации автомобиля

-5

Еще один важный фактор при выборе масла - это режим использования транспортного средства и нагрузки на его двигатель. Здесь стоит различать:

  • Обычную легковую эксплуатацию в штатном режиме по городу/трассе. В этом случае вполне достаточно качественного полусинтетического масла по допускам производителя.
  • Тяжелый режим для мощных высокооборотистых турбомоторов, тюнингованных авто, внедорожников с полным приводом. А также постоянная буксировка прицепов и работа в карьерах/стройках. Здесь уже требуются синтетические смазки с хорошими термическими свойствами и стойкостью к окислению.
  • Эксплуатация коммерческой техники (грузовики, автобусы, спецтранспорт). Для нее нужны специализированные синтетические масла самого высокого уровня с повышенными противоизносными присадками и способностью работать на большом пробеге без замены.
  • Суровый климат. В регионах с очень жарким или очень холодным климатом следует использовать только полную синтетику с оптимальными температурными характеристиками.

6. Возраст и пробег автомобиля

С годами двигатель автомобиля постепенно изнашивается. Увеличиваются зазоры между цилиндрами, поршнями, кольцами, вкладышами и другими деталями, участвующими в трении. Соответственно, требования к вязкости и другим параметрам моторного масла тоже меняются.

Типичная рекомендация производителя для новых автомобилей – использовать полусинтетическое или синтетическое масло категории не ниже определенной. Например, полусинтетика 5W-30 или синтетика 0W-20 и 5W-20. Но чем старше авто и больше его пробег, тем выше должна быть вязкость.

В принципе, для старых авто с большим пробегом (например "Газель") можно рассмотреть даже переход на полностью минеральные масла. Да, они требуют частой замены из-за короткого ресурса. Но с другой стороны, стоят очень дешево и порой оказываются оптимальным вариантом для машин со старым двигателем.

7. Интервал замены масла

И наконец, немаловажный критерий - периодичность плановой замены смазочной жидкости в двигателе. Дело в том, что ресурс разных типов масел существенно различается.

К примеру, дешевая классическая минералка в условиях города способна отходить всего 5-6 тыс. км, далее совершенно теряет все свои защитные свойства.

В то же время полная синтетика самого высокого качества может спокойно выдержать до 12-15 тысяч км пробега. Да, такие масла недешевы, но они окупаются своим впечатляющим ресурсом.

Ну а полусинтетика как всегда находится посередине - ее оптимальный интервал замены составляет порядка 8-10 тысяч км в обычном режиме.

Так что при выборе смазки стоит также просчитывать ее итоговую стоимость, разделив цену на планируемый пробег до замены. В некоторых случаях может неожиданно оказаться выгоднее сразу переплатить за более дорогой, но "долгоиграющий" вариант.

Более подробно о том когда нужно менять моторное мало, читайте в статье:

Заключение

Как видите, правильный подбор моторного масла - ответственная и многофакторная задача. Нужно учитывать допуск производителя, тип двигателя, климатические условия региона, пробег и возраст авто. Только так можно выбрать идеальное масло, которое продлит жизнь мотору и не разочарует по смазывающим свойствам.

Возможно, многие критерии показались сложными и запутанными. Но поверьте, на практике все оказывается гораздо проще! Обычно достаточно просто следовать рекомендациям производителя и использовать качественные масла известных проверенных брендов.

Тщательный выбор моторного масла позволит обезопасить себя от проблем с двигателем и дорогостоящего ремонта в будущем. Правильно подобранное масло продлит срок службы вашего автомобиля.