«Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования». — Николай Александрович Рубакин
Многие педагоги затрудняются с выбором и формулировкой темы самообразования.
Для того, чтобы этот процесс стал для вас легким и интересным, я предлагаю простой, проверенный и рабочий способ.
Как выбрать тему самообразования?
1. Тема самообразования выбирается, исходя из собственных проблем педагогической деятельности. Например, педагог понимает, что дети не проявляют интерес к урокам /занятиям/ и принимает решение разнообразить образовательный процесс интерактивными формами работы.
2. Тема самообразования связана с общей методической темой образовательного учреждения или решает одну из задач его годового плана.
3. Тема самообразования педагога может быть связана с уже имеющимся опытом работы педагога. Выбираете то, что хорошо получается. В этом случае вы принимаете решение повысить уровень собственной профессиональной компетентности в выбранном направлении, систематизировать и обобщить положительный опыт работы и представить его профессиональному сообществу.
Как сформулировать тему по самообразованию?
Поскольку системное и целенаправленное самообразование по определенной теме является педагогическим исследованием, то и тему я предлагаю формулировать соответственно, чтобы из нее уже было понятно, какую проблему поднимает педагог, что он хочет получить в процессе своей педагогической деятельности по теме самообразования (то есть какова его цель и результат, который он планирует получить), кто будет главным субъектом деятельности, как, какими средствами педагог планирует решать заявленную в теме проблему.
Для того, чтобы процесс формулирования темы стал для вас легким и интересным, я составила вот такую опорную таблицу :
Таблица 1
При формулировке темы самообразования цель и средство могут меняться местами:
Таблица 2
Как определить актуальность темы самообразования?
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания?
Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности, современные подходы к обучению и воспитанию.
Возможно, ваше образовательное учреждение работает в экспериментальном режиме по данному направлению, это также может определять актуальность выбранной Вами темы.
Что даёт такой подход к формулированию темы самообразования?
Во-первых, в цели уже содержится предмет диагностики (математические навыки, орфографическая зоркость, познавательный интерес и др.), см. Табл. 1, вторая колонка.
Во-вторых, указаны средства, которые приведут вас к достижению цели.
В -третьих, Вам будет легко определить задачи по достижению цели, составить план самообразования.
В- четвертых, очень легко подвести итоги работы, обобщить опыт работы по теме и представить его профессиональному сообществу.
Об этом подробней я расскажу в следующей статье.