Все мы знаем, что мечи "темных веков" были прекрасны. Золоченые рукояти, литье и драгоценная эмаль, клинки дамасской стали. Никогда, ни до, ни после эпохи "варварских королевств" не вкладывали люди столько сил в самый сакрализированный инструмент войны. И меч платил своему человеку добром за добро. Нет числа историям о легендарных мечах, разрубавших щиты и доспехи, как будто те были сделаны не из железа и крепкого дерева, а из простой соломы.
А еще всем нам абсолютно точно известно, что мечи раннего Средневековья были ужасны. Отвратительная болотная руда превращалась в паршивую сталь, из которой кузнецы, забывшие многое из того, что принес в мир Великий Рим, делали крайне специфичное оружие. Про это тоже нам говорят те же самые саги. Например, та, что описывает нам жизнь скальда Эгиля Скаллагримссона, героям которой случалось править меч в бою, просто выгибая его ногой.
Так где же правда? Хороши были мечи раннего Средневековья или плохи? Что по этому поводу говорят современные исследования? Что доносят до нас средневековые хронисты? Что про все это пишут в легендах мифах и налоговых отчетах? Давайте разбираться.
И первое, что необходимо понять, говоря о мечах раннего Средневековья, это то что говорить них и использовать при этом современные мерки было бы совершенно неправильным.
Люди которым не повезло родится в мире проваливающимся после гибели Римской цивилизации в несравнимый ни с чем упадок, выживали, как могли. Оперируя теми чрезвычайно скромными возможностями, которые оставили им средневековый климатический пессимум Великое переселение народов и эпидемия чумы.
И это отражалось на всем, в том числе и на средствах ведения войны. Кузнецы того времени, создавая оружие, долгое время выбирали не из хорошего и плохого, а из плохого и другого плохого. И только в редчайших случаях материалы, возможности и навыки, выстраивались таким образом, что на выходе получался очередной шедевр, отличающийся от основной массы своих собратьев так же, как лесной волк отличается от дворовых собак. И почти всегда таким шедевром был меч.
И вот, пока на дворе стояла эпоха Венделя и "варварских королевств", такой подход в общем-то, всех устраивал. Армии тогда были незначительны, дружины и того меньше, а значит, тех немногих отличных мечей непревзойденного качества, описанных в сагах и легендах, вполне себе хватало, чтобы вооружить военную аристократию. Ну и лучших и вернейших дружинников, понятно. Потому что, ну кто ты такой без своей верной дружины. Каким бы ни был ты славным воином, дни твои сочтены, если некому прикрыть тебя щитом.
Впрочем, не нужно думать, что все другие мечи, кроме тех, кому повезло стать шедевром, были дрянью. Вовсе нет. Этих других мечей просто не было. Если говорить об "эпохе варварских королевств", необходимо понимать, что мечей в то время было не просто немного, их было исчезающее мало. Меч, кроме собственно своего прямой обязанности рубить врага на поле боя, обладал еще одним, пожалуй, даже более важным предназначением. Он был символом, отделяющим людей войны от всех остальных.
Обычный общинник, проживший свою длинную сорокалетнюю жизнь, поучаствовавший в паре походов и даже одной настоявшей войне, мог увидеть человека с мечом один - два раза. А мог и вообще не увидеть никогда. Если переводить в современные реалии, меч в те времена - это.... Ну, почти как свой самолет. И все мы отлично понимаем что люди со своим самолетом, конечно, есть, но часто ли они встречаются обычному человеку в реальной жизни?
Ну и совершенно понятно, что в таких условиях, когда количество изготавливаемых мечей микроскопически мало, а ценность каждого из них крайне велика, никаких проблем с качеством быть не могло. Да и о каких проблемах можно говорить, когда такой клинок мог создаваться и год, и два, и вообще столько, сколько нужно. Понятно, что на качество сильно влияло общее падение уровня технологий постримской Европы. Но из остатков былой технологии, кузницы, ковавшие мечи для "варварских королей" выжимали все до последней капли.
Кстати, именно отсюда пошла мода на чрезмерные украшения оружия, а позже и доспехов. Меч как символ власти, отличительный знак только что зародившегося воинского сословия, а еще как главный сакральный символ войны, просто не мог выглядеть бедно. Такое оружие, точно так же, как прекрасный драгоценный камень, нуждалось в огранке. Ну вот каждый и огранял его, как мог, соизмеряясь со своим вкусом и чувством прекрасного.
И ты спросишь меня, - если мечей было так мало, то чем вооружались остальные воины, пришедшие на поле боя, чтобы выяснить, чья сила сильнее, а удача больше? Ну, в основном, конечно, копьями. А еще саксами, тесаками, топорами, булавами, дротиками и ангонами. Да мало ли хорошего и надежного оружия придумал человек для того, чтобы было чем доносить до оппонента свою точку зрения. А меч? А что меч. В те славные времена он был символом власти, в первую очередь.
И вот, казалось бы, все идет хорошо. Несмотря на объективные трудности в виде холодов, неурожаев, голода, чумы и прочих сопутствующих им не очень радостных событий, по крайней мере, в военном деле у нас все наконец-то более или менее устоялось. Небольшие дружины, вокруг которых собираются так же не очень большие армии, решают, в общем, все насущные проблемы вождей, превращая их в первых королей варварской Европы, а земли, что они смогли взять и удержать - в те самые "варварские королевства". И, казалось бы, ну вот оно, счастье! Но... Инструментов войны, достаточных для того чтобы завоевать королевство, внезапно оказывается недостаточно, чтобы его удержать.
Растущие королевства требовали больших армий, а значит и больше оружия, в том числе, конечно же, и мечей. И их нужно было откуда-то брать. Улучшающийся понемногу к VII веку климат так же вносил свои коррективы в жизнь средневековой Европы. Земля снова стала давать приличный урожай. И пускай он был даже отдаленно несравним с тем, что собрали тут во времена Вечного Города, но голод из привычной нормы снова стал неприятным, но не постоянным событием. А значит, люди немедленно кинулись размножаться. Впрочем, как это они всегда и делали. В общем, армии росли.
Франки, пообщавшись на поле боя с арабами и везиготами, поняв, что ударной кавалерии на поле боя весьма непросто противостоять изо всех сил пересаживались на коней. Всадникам требовались мечи, растущим дружинам требовались мечи, богатым англосаксонским тэнам требовались мечи, и даже скандинавским героям, только ставшим на славную дорогу насилия и грабежа, тоже требовались мечи.
Вот только к этому простому и понятному каждому нормальному человеку желанию получить свой меч, прилагался один, не очень приятный момент. Чертова экономика, существующая только для того, чтобы гадить всем славным воинам вместе и каждому из них в отдельности, была против.
А если говорить менее вычурно и более конкретно, производственных мощностей в Европе того времени было недостаточно, чтобы обеспечить этим благородным оружием всех желающих. И вот тогда начался настоящий трэш.
Самый конец VII - начало VIII века в Европе - время, когда качество мечей начинает ухудшаться со страшной силой. И хотя, конечно же, мечи отличной выделки никуда не исчезают, их по-прежнему производят в каком-то количестве, но вместе с ними из кузниц раннесредневековой Европы выходит настолько кошмарные образцы оружия, что словами не передать.
И речь даже не об общем ухудшении качества обработки металла. Иногда дело доходило до того, что полноразмерные мечи производили по "наварной технологии", как обычные хозяйственные ножи или топоры. То есть на сам клинок, откованный из мягкой низкоуглеродистой стали, кузнецы наваривали кромку из стали твердой, делая ее прочной и острой, способной рубить и резать ничуть не хуже, чем лезвие нормального меча.
Вот только способ, что отлично показывал себя в производстве небольших ножей, саксов или топоров, рубящая кромка которых была еще меньше, в случае с длинным клинком, работал так себе. Большая длина, инерция и серьезные продольные нагрузки делали такие мечи, мягко говоря, не самым лучшим оружием, под небом этого мира.
Впрочем, проблемой были не только мечи с наварными лезвиями. Чем дальше, тем больше гонясь за количеством, кузнецы раннесредневековой Европы снижали качество продукта. И именно поэтому в руки воинов, готовых к славным свершениям, случалось, попадали такие мечи, о которых даже читать без слез невозможно.
- Тогда оба взялись за мечи, сошлись и стали рубиться. Атли не отступал. Мощные удары сыпались так часто, что щиты скоро были изрублены и стали непригодны. Когда Атли увидел это, он отбросил свой щит, взял меч в обе руки и стал рубить что было силы. Эгиль нанес ему удар в плечо, но меч не вонзился. Тогда он ударил его второй раз и третий. Ему легко было выбирать место для своих ударов, так как Атли не был защищен. Эгиль замахивался мечом изо всей силы, но меч не вонзался, куда ни попадал. Видя, что ничего так не выйдет, ибо и его щит тоже пришел в негодность, Эгиль бросил меч и щит, кинулся на Атли и обхватил его. Здесь сказалось неравенство сил, и Атли упал на спину, а Эгиль наклонился над ним и перекусил ему горло. (Сага об Эгиле)
То есть, понимаешь, дорогой друг. После того, как щит был изрублен мечом, этот с позволения сказать меч, затупился до такой степени, что даже взяв его в две руки им было почти невозможно рубить. Эгиль тоже не смог нанести серьезной раны противнику, продолжая лупить своего врага тупой железкой, словно ломом. Особенно радует тот факт, что противник его при этом вообще не был ничем защищен. Впрочем, герой, конечно, не растерялся, и поняв, что толку от такого меча чуть, врага он попросту загрыз.
Отличные люди, отличные мечи, великолепная эпоха.
Но погоди, автор, немедленно спросит каждый первый читатель, - если мечи были таким, то как тогда вообще люди воевали? Ну что тут сказать, дорогой друг, не все мечи были такого паршивого качества. Изрядная часть мечей той эпохи все же выполняла свою прямую функцию более чем приемлемо. Но даже и с описанным выше недоразумением, позорящим славный род клинкового оружия, можно было, в общем-то, работать. Главное было не забывать, что у тебя в руках.
Такими мечами, да и мечами вообще старались не рубить щиты. Несмотря на свою кажущуюся хлипкость, щиты того времени были конструкцией довольно прочной. Сандвич из дерева кожи и клея неплохо держал любой удар, и рубить его, особенно если щитник попадется опытный можно очень долго, с известными уже последствиями.
Такими мечами никогда не били в сталь, по тем же самым причинам. К счастью, на полях сражений раннесредневековой Европы немногие могли позволить себе носить шлем и кольчугу. И даже если военная удача свела тебя с таким в высшей мере обеспеченным человеком, то у него всегда оставалось достаточно незащищенных мест, куда можно было воткнуть меч.
Ну и, конечно же, такими мечами никогда не парировали. Впрочем, истины ради, парировать любыми другими мечами было также неприятно. Даже хороший клинок, подставленный под удар, может не справится с экстремальными нагрузками. Приличные люди для того чтобы парировать удар противника, придумали щит - простой и дешевый инструмент, который не особо жалко, даже если он и развалится от особо сильного удара.
И вот, если соблюдать эти простые и, в общем, понятные правила, даже мечом паршивого качества можно было сделать множество такого, что потомки непременно захотят отразить в сагах и легендах.
Казалось, ситуация должна была улучшиться с появлением множества новых кузнечных мастерских на Рейне, которые Пипин Короткий и его сын Карл Пипинович возводили там с упорством, достойным восхищения. Но, нет. Конечно же, новые мастерские, новые технологии и массовое производство не могли не сказаться на качестве оружия. Вот только даже совокупности всего этого, все равно было недостаточно.
Средневековый климатический пессимум ушел в прошлое, словно кошмарный сон, сменившись ничуть не менее средневековым климатическим оптимумом. Земля снова давала два урожая в год, а значит, население Европы стремительно росло. А вместе с ним росли королевства Европы и их армии. А это значит, что на любое оружие был постоянный спрос. А ситуация с мечами усугублялась тем, что это было все еще самое дорогое оружия.
Да, уже столетие как не было принято превращать меч в ювелирное украшение. Да, мечи, появившиеся на рубеже "эпохи викингов" были простым и понятным инструментом войны, а не сакральным символом, как их предки Вендельской эпохи. Но это по-прежнему был меч, а значит, стоил он чуть более чем дочерта. И совершенно понятно, что вместе простыми и надежными клинками выкованными в рейнских мастерских на многократно выросший рынок оружия Европы потекла всякая дрянь, маскирующаяся под изделия известных оружейников.
Вообще, рынок подделок известных оружейных брендов того времени вроде +VLFBRHT+ был настолько велик, что словами не передать. Под видом изделий именитых оружейников продавалось вообще все, что хотя бы отдаленно напоминало "каролингские" клинки. Необходимо заметить, что способствовала этому устойчивая традиция производства оружия, что сложилась к началу IX века в Европе.
Сами клинки, если мы говорим о качественной стали, производились, как правило, на Рейне, после чего они отправлялись во все концы Европы для "отверточной сборки", где на них крепили гарды, рукояти и наборы, исходя из местных предпочтений, традиций и модных веяний.
И, как ты понимаешь, дорогой друг, нередко случалось, что из дюжины добрых мечей, собранных и готовых прославить имя своего нового хозяина в веках, едва ли половина была надлежащего качества. Впрочем, и на вторую, не лучшую половину покупатели тоже находились. Потому что оружия никогда не бывает достаточно. Особенно если это оружие - меч.
Вот такая сегодня у нас получилась история. Про мечи, контрафакт, урожайность овса и репы и, конечно же, экономику. Ту самую экономику, что придумана для того, чтобы портить жизнь приличным людям. Впрочем, были в истории славные воины, которые плевать хотели на эту вашу экономику, ведение хозяйства и все, что не было напрямую связано с войной и подвигами. Но это уже совсем другая история.