Найти тему
Blackwood history

Варварские королевства. Сталь, кровь, золото и положение в обществе.

Но нахрена? В смысле зачем, с какой целью люди, что жили в непростые времена раннего Средневековья так ярко, варварски и совершенно избыточно украшали свое оружие и доспехи? Кажется, в этом нет совершенно никакого смысла. Кто, скажите мне, в здравом уме будет одевать на голову настоящее произведение искусства, вещь, больше похожую на ювелирное украшение, чем на доспех? И для чего, спрашивается? Для того, чтобы первый же грязный пикт своей дубиной превратил его в помятое ведро?

Вообще, если посмотреть внимательнее, то этому забавному помешательству на почве чрезмерного украшения своего оружия и доспехов, больше других были подвержены именно те люди, что жили в самые сложные времена истории Европы. Великое переселение народов, "варварские королевства", Вендель, времена викингов.

Но ведь все эти эпохи объединяет одно общее свойство - жить и даже просто выжить в те времена было задачей нетривиальной. Так какой смысл, тратить скудные ресурсы, которых непрерывно не хватало вообще ни на что, для того чтобы полностью вызолотить рукоять меча, покрыть ее сверху гранатами и эмалью, а потом еще раз проделать это со шлемом, саксом и даже щитовым умбоном?

Почему вышло так, что именно из тех славных, но крайне непростых времен до нас доходит оружие и доспехи невероятной красоты и роскошества. Где тут хотя бы формальная логика? Давайте разбираться.

Некрасивое оружие не может быть хорошим.
Некрасивое оружие не может быть хорошим.

И самый первый вопрос, который задают чаще всего, - зачем? Это же не логично! На деньги, которые стоило изготовление этого буквально произведения искусства, можно было бы сделать пять, а то и десять обычных шлемов, мечей и саксов? Ну что тут сказать, Нет, нельзя. Никак не получится.

Важно понимать, что, смотря на вещь, изготовленную во времена Венделя, например, современный человек применяет к ней современное же понимание цены и объема сделанной работы. Для нашего с тобой современника, любой самый красивый шлем или меч состоит из собственно шлема, объекта в общем, хоть и не простого, но не шибко дорогого и украшений в виде серебра, позолоты и камней разной степени драгоценности. И вот вся эта ювелирная составляющая - это всегда дорого.

Вот только в данном случае все вообще не так. Про железо средних веков мы уже многократно говорили на этом канале. Любое металлическое изделие высокого уровня выделки, само по себе стоило каких-то невероятных денег. А тем более, если это было оружие или доспехи.

Шлем. Хороший, красивый, прочный.
Шлем. Хороший, красивый, прочный.

Где-нибудь у Рипуарских франков, за хороший меч можно было буквально купить небольшую деревню со всем находящимся там имуществом, а если повезет, то и со скотом. Просто потому, что меч - это сложная и дорогая работа, на которую ушло огромное количество времени, редких и ценных специалистов. А деревня.... А деревню, имея инструменты, можно построить и новую. Причем довольно быстро.

Вот и получается, что все это золочение, литье и чеканка, конечно, делало меч или шлем дороже, но не в разы и совершенно точно не в десятки раз. Да, за цену такого шикарно украшенного шлема можно было получить два, а то и три обычных, но стоило ли оно того? Дружинники вождя, что мог себе позволить такое сверкающее великолепие, совершенно точно имели и шлема, и мечи. А вооружать фирдманов и общинников за свои деньги? Да в своем ли ты уме, человече?

Шлема, мечи, гривны, все что только пожелаешь. но для своих.
Шлема, мечи, гривны, все что только пожелаешь. но для своих.

Но погоди, автор, - задают мне второй по популярности вопрос, - его же испортит первый же удар мечом или топором. Даже мысль о соприкосновении такого шлема со здоровым, слегка покрытым рыжей ржавчиной лезвием лесорубного топора вызывает дискомфорт. Неужели хозяину было не жалко пускать под нож такое количество денег и человеческого труда?

Ну, может быть, конечно, и жаль было портить хорошую вещь, но не то чтобы очень сильно. Ну просто потому, что желающему испортить этот прекрасный до невозможности шлем или отобрать у хозяина драгоценный меч, пришлось бы изрядно постараться.

Во-первых, потому что прилетало по голове владельцу такого шлема не то чтобы очень часто. Нужно понимать, что войны, в которых участвовали такие уважаемые люди, случались во времена раннего Средневековья не каждый год. И даже если случались, то состояли в основном из приграничных стычек мелких отрядов. А большое сражение, когда на поле боя выходили вожди, короли и их дружины, могло быть, а чаще всего и было за все время войны, вообще одним единственным. Поэтому и "выгуливали" всю эту красоту на поле боя их владельцы даже не каждый год. Обычно такой шлем переживал в своей жизни хорошо, если десяток сражений.

Мы поклоняемся мечу. и кровь с клинка стираем свитком.
Мы поклоняемся мечу. и кровь с клинка стираем свитком.

А во-вторых, далеко не в каждом из них у коварного врага был шанс постукать по голове, на которую он был одет. Конечно, вожди и даже короли "темных веков" были тоже вполне себе темными, и не понимали, что боем нужно руководить из-за спин своих воинов, а еще лучше с холма неподалеку. Они все больше старались оказаться в первом ряду. Ну просто потому, что в своей дружине ты должен был быть самым сильным, злобным. И мысль, что неплохо бы с тобой поделиться властью, не должна была появляться ни у врагов, ни тем более у друзей даже в страшном сне.

Но при всем при этом просто достать вождя в ряду дружины было задачей совершенно нетривиальной. Типичный дружинник "варварских королевств" без малейших раздумий подставился бы под удар, закрывая своего короля. Просто потому, что дружина и вождь - это вообще единственное, что есть в его жизни. И лучше героически помереть здесь и сейчас, чем потерять смысл своего существования. А уж прикрыть от удара отца-командира своим щитом - это вообще норма и часть повседневной работы.

Так что на поле боя, даже когда владелец такого шлема пёр вперед, как взбесившийся медведь, целостность его сохраняли не только щит, меч и его боевое мастерство, но и все до одного дружинники, что были рядом.

У приличного человека, даже щит, этот расходник войны выглядит хорошо.
У приличного человека, даже щит, этот расходник войны выглядит хорошо.

Ну, допустим, - скажет самый любопытный из читателей канала. Но автор, ты же не можешь отрицать, что такой шлем на поле боя - это отлично видный всем и каждому маркер. Это как повесить над собой огромный баннер со стрелкой и фосфоресцирующей надписью "стрелять нужно в него". Это как минимум нелогично так выделяться на поле боя.

И вот тут я с тобой, дорогой друг, соглашусь. Вызолоченный, блестящий и хорошо видимый и друзьями, и врагами шлем или забитый серебряной вязью дамасский меч, чья светлая полоса клинка видна с любой точки поля боя - это действительно маркер. И выделять своего владельца из остальной массы воинов - это одна из главных его задач вообще.

В круговороте рукопашной крайне важно понимать, кто в этой свалке враги и где свои. И вот такой прекрасно видимый отовсюду и легко узнаваемый шлем отлично работает вместо знамени, боевого клича и геральдической коты. Потерялся, ну так не тормози и двигай к своим, туда, где над полем боя сверкает еще не очень залитый своей и вражеской кровью знакомый шлем.

Ты узнаешь его из тысячи.
Ты узнаешь его из тысячи.

А если дела пойдут плохо и твоя армия разбита, такой шлем, меч или единственный на все поле боя украшенный золотом щит спасет тебя не хуже, чем стена щитов твоих хирдменов или хорошая кольчуга. Ну просто потому, что иметь такое оружие, может только приличный и уважаемый человек. А убивать таких замечательных врагов, даже в те "варварские" времена было плохим тоном.

Их полагалось побеждать в поединке и потом приглашать в гости, где развлекать разумной беседой и приличной кухней. В ожидании, пока нерасторопные подданные твоего гостя соберут ту смехотворную сумму денег, которую твой уже почти что самый лучший друг, решил подарить тебе за гостеприимство. И это было правильно. Ведь военная удача переменчива, и, может быть, завтра ты будешь гостить у наследников убитого тобой вождя. И совершенно не хотелось бы, чтобы ваши отношения портила такая пошлая вещь, как кровная месть.

Хотя, конечно, случалось по-разному. К диким пиктам или проклятым еретикам из халифата попадать в плен даже самым уважаемым людям не рекомендовалось. Кто знает, что за мысли бродят в их языческих головах, что не могут отличить приличного человека от обычного общинника.

Все что нужно приличному человеку.
Все что нужно приличному человеку.

Но, конечно, наибольшую пользу все эти прекрасные инструменты войны приносили в мирное время. Даже в те далекие времена, когда не было последних моделей айфонов, дорогих машин и красивых номеров, людям совершенно необходимо было меряться удачей, богатством и положением в обществе. Потому что ну как иначе все окружающие поймут, что именно ты здесь самый главный и решать все важные вопросы нужно не с этим худородным вождем слабого и бедного рода, а именно с тобой, таким богатым, красивым, удачливым. Одинаково хорошо умеющим показать себя и на войне, и на пиру.

Кстати, про удачу. Именно от твоей удачи, а неудачнику никогда даже близко не светило такое дорогое оружие, именно от нее зависит, как к тебе будет относиться твоя дружина и те, кто захочет идти в бой вместе с тобой. Ну и от щедрости, конечно. Ведь намного приятнее ходить на войну с тем, кто всегда возвращается с добычей и не зажимает честно заработанное серебро, тратя его, как и пристало мужчине, на пиры, подарки и красивое оружие, чем оказаться в дружине неудачника и скупердяя.

В общем, дорогой друг, нет. Покупали, носили и ходили в бой во всей этой красоте наши предки, жившие во времена раннего Средневековья, совершенно не потому, что были глупы и расточительны. Просто использование этих инструментов войны по прямому назначению приносило намного больше пользы, чем могло бы случиться вреда, если ее все-таки портил стрелой или копьем какой-нибудь неприятный человек.

Тут вопрос то не только в оружии. Выглядеть нужно вообще хорошо. Иначе какой ты черт побери правитель?
Тут вопрос то не только в оружии. Выглядеть нужно вообще хорошо. Иначе какой ты черт побери правитель?

И поэтому, когда меня спрашивают знакомые и малознакомые люди, - ты сошел с ума, ты же понимаешь, что твой прекрасный золоченый шлем, покрытый чеканкой и серебряной насечкой, который стоит как половина кроссового мотоцикла, изрубят в первом же бою? Тебе что, совсем не жалко этих сумасшедших денег? Я смотрю на этих вообще ничего не понимающих людей и отвечаю, - нет, алчность не мой грех!