18K подписчиков

Варварские королевства. Дружина, жизнь и смерть.

5,5K прочитали

В 685 году 20 мая Король Нортумбрии Эгфит пал в бою с пиктами. Но даже после его смерти, дружина рубилась над его телом до последнего бойца. Четырьмя веками позднее 14 октября года 1066, в битве при Гастингсе, хускарлы Харольда Годвинсона после гибели своего короля, понимая, что сражение проиграно, не отступили ни на шаг и полегли на том самом месте, где начали бой в полном составе.


Почему? Почему вопреки всякой логике и базовым человеческим инстинктам дружинники не бежали с поля боя, зачастую предпочитая умереть, но не бросить своего вождя и место в строю. Храбрость? Глупость? Давайте разбираться. И для начала давайте попробуем понять, а что такое собственно дружина, в раннем средневековье? И
начать, как обычно, придется с Рима.

Не римская вилла конечно, но хотя бы крыша не течет
Не римская вилла конечно, но хотя бы крыша не течет

После того как в Европе началось угасание Римского мира, вполне естественно начала увеличиваться "варваризация" региона. Оно и понятно, римских солдат все меньше, чиновников метрополия тоже не присылает, а значит все больше и больше функций получали "на откуп" вожди местных племен и народов. Защита и контроль территории, поддержание правопорядка, сбор налогов, которые кстати можно и не отсылать уже в вечный город.


Все это выдвигало местных вождей со вторых ролей в главные действующие лица истории Европы. Теперь вождь лангобардов, например, не просто был главой своего племени, он становился настоящим правителем, владетелем земель и народов, и право это передавал своим потомкам. Но для того чтоб окружающие признали его власть, нужен был инструмент, который был бы проводником воли правителя,
раздвигая границы его могущества так далеко, как это было возможно. И инструмент этот должен был быть военным.

Вождь лангобардов.
Вождь лангобардов.

Уж что-что, а повоевать, германские и кельтские племена, населяющие Европу, любили и умели. Поэтому, важной частью каждого племени, еще со времен Римского владычества, был военный вождь, делящий бремя власти с другими уважаемыми людьми племени. Он отвечал за тактику, и стратегию войны, сбор родового ополчения в военное время и базовую подготовку его в мирное. А также за военную логистику, обеспечение и множество других не менее важных дел. И понятно, что все это он никак не успел бы делать один, поэтому у него конечно же, были помощники. Люди, чья душа не лежала к землепашеству и скотоводству. Именно они и стали основой будущей дружины правителя, когда тому потребовались люди готовые посвятить свою жизнь войне.


Выделение в племени таких отдельных "людей войны", вначале казалось идеей выгодной всем. Правитель как мы видели выше, получил инструмент силового воздействия для решения насущных проблем. Мужчины племени, могли спокойно заниматься сельским хозяйством, ремеслом и прочими своими делами, не беспокоясь о внезапном нападении. Зная также, что их не оторвут от работы посреди сезона, обрекая, таким образом, поля на разорение, а их семьи и общину на голод. А воины дружины, получали гарантированно лучшее место в иерархии племени. Не производя ничего, они тем не менее, даже те далекие времена, жили заметно лучше большинства общинников. И чем дальше, тем сильнее увеличивался этот разрыв.

Рожденный сражаться не жнет и не пашет, хватает иных забот.
Рожденный сражаться не жнет и не пашет, хватает иных забот.

Еще одним результатом "варваризации" северной и центральной Европы, стало всеобщее падение уровня жизни. Оно и понятно, сложно жить хорошо, когда центральная власть слабеет и в спокойных ранее землях начинаются разборки между местными вождями и землевладельцами, а разбойники из чего-то давно позабытого вновь становятся обыденностью. Поэтому жили люди, ну по крайней мере большая их часть, мягко говоря небогато. Много и упорно работая и совсем немного в итоге получая. Из-за этой повальной бедности, заметная даже изначально разница в уровне жизни, довольно быстро выделила профессиональных воинов дружины из общей массы общинников.


А если вспомнить что дружина не только
собирала налоги со своего же населения, но и при необходимости, предметно объясняла непонятливым, что с ними может приключиться, если эти самые налоги не платить.… Это, тоже не улучшало отношения дружинников с окружающими людьми, превращая их в отдельное, закрытое сообщество, внутри которого свои. А вот все остальные вокруг чужаки, ненадежные, непонятные, а чаще всего просто опасные.

Время платить налоги.
Время платить налоги.

Таким образом, к периоду "варварских королевств" дружина уже полностью оформилась как структура отдельная и отличная от остального населения. Спаянные многолетней дружбой, прошедшие десятки боев, живущие зачастую в одном и том же «большом доме», дружинники четко делили мир на "своих" и всех остальных.


Своему, всегда нужно было помочь, поддержать, вытащить его раненого или при необходимости отдать все что у тебя есть. Потому что завтра он не задумавшись ни на секунду, сделает то же самое для тебя. И рассчитывать ты в этом жестоком мире, который всегда против вас, можешь только на своего собрата по оружию. Потому что вместе вы сила, а по отдельности этот мир вас сломает. Чужак же, всегда в лучшем случае недруг, а скорее всего открытый враг. Почему? Потому что дружина, всегда доносит волю вождя, единственно известным ей способом. Силой
меча. А это не самый лучший способ приобретения новых друзей. Скорее наоборот.

Военная элита, потому и элита что она военная.
Военная элита, потому и элита что она военная.

Что касается фигуры вождя, яла, князя, а в более позднее время короля, то он был тем цементом который скреплял всех этих людей вместе, превращая их из нескольких крайне опасных и агрессивных людей в единую силу подчиненную его воле. Он выстраивал внутреннюю иерархию, одаривал на пирах храбрейших и достойнейших, так показывая остальным, к чему им нужно стремиться.


И любой дружинник был точно уверен, что храня верность и выполняя приказы, он однажды будет так же отмечен. И не только ярлом, получив от него в дар, серебряный кубок, стоимостью большей, чем крестьянская семья может заработать за год, но и своими собратьями. И вот именно эта закрытая от чужаков дружинная культура, превратила дружинника из человека, воюющего за деньги и блага, в человека, воюющего за людей которые теперь были ему больше чем родня.

Вон той вот пехоты, стоять там больше не должно!
Вон той вот пехоты, стоять там больше не должно!

Невозможно сказать и не сделать. Просто потому, что все это слышали, а любая похвальба, это по факту публичное обещание своей же семье. Обещал срубить десять вражеских голов? Иди и руби. И совсем неважно, что тебя убьют. Эта неприятность однажды случится со всеми. Намного хуже если остальные поймут, что ты соврал. А значит, на тебя нельзя положиться. А значит ты не свой, а если не свой, значит чужак, и тебе нет места в дружине.


Невозможно предать своего вождя. Просто потому что он и дружина, это единственное что есть у тебя. Он возвысил тебя над большинством людей, подняв на такую высоту, о которой остальные могут только мечтать. И когда у дружинника появлялся выбор: остаться и героически погибнуть в безнадежном бою, или потерять все что составляло твою жизнь, сбежав с поля боя, то это был не выбор, а всего лишь иллюзия его.

Не беги от боя, не совершай ошибку.
Не беги от боя, не совершай ошибку.

Бежать? Куда? Даже если удалось спастись, что дальше? Жить жизнью крестьянина которого ты всегда презирал, терпеть унижения от того кто придет отнять у тебя плоды твоей работы? Стать разбойником, жить как зверь в лесу и умереть в петле на дереве? Уйти к другому вождю и услышать от него вопрос: "А почему ты жив, если твой ярл мертв?".


Вот кажется мы и нашли ответ на вопрос, почему тэны и гезиты Короля Нортумбрии Эгфита не покинули своего короля, предпочтя смерть бегству. Им просто было некуда бежать. У них не было другой жизни кроме той, которая погибла вместе с их королем. Дружинник не может существовать иначе как в дружинном доме. Вне его стен для него жизни нет.

Вождь, оружие и длинный дом. Главное в жизни, если разобраться.
Вождь, оружие и длинный дом. Главное в жизни, если разобраться.

Вот такая она, судьба простого дружинника во времена "варварских королевств".

#история

#средневековье

#варварские_королевства

#раннее_средневековье

#викинги