Друзья, сегодня день рождения Петра Васильевича Леонова (3 (16) мая 1910 – 17 ноября 1982) – легендарного главного художника Дулёвского фарфорового завода имени газеты «Правда».
Сегодня я предлагаю в сопровождении текста журнальной заметки 1971 года полюбоваться его прославленными живописными работами, созданными в заводской Художественной лаборатории.
Каширина О. Буйство цвета // Декоративное искусство СССР, 1971. – № 4 (161). – С. 10.
1970 год оказался щедр к главному художнику Дулёвского фарфорового завода Петру Васильевичу Леонову: торжественно было отмечено его 60-летие, он получил звание заслуженного художника РСФСР, и вот – Репинская премия. И всё же мы ещё не полностью оценили ту творческую и просто человеческую щедрость, которой означены прошедшие годы работы Петра Леонова.
Особенность леоновских произведений заключена в прямо ошеломляющем эмоциональном воздействии, в какой-то языческой радости, с которой художник славит красоту мира, природы, человека.
У Петра Леонова большая школа за плечами, глубокое знание других видов прикладного искусства и народного творчества, но собственно «школы», «музея», не ощущается в его работах: все явления жизни аккумулируются и перерабатываются сугубо по-своему, «по-леоновски».
Вряд ли кому придёт в голову, что синий, как знойное небо, с пышными сиреневыми цветами в медальонах сервиз «Красавица» навеян изучением росписей ярославских церквей.
Возможно, здесь есть феномен генетического восприятия национальных традиций. А скорее всего невероятная, всепоглощающая творческая активность, даже несколько «опасная» для руководимого им коллектива, но и вдохновляющая одновременно.
Главный художник завода – в данном случае не только должность. Пётр Леонов – действительно ведущий художник завода с 1931 года, положившего начало открытиям Леонова в фарфоре и нового стиля росписи Дулёвского завода. Это стиль свободной кистевой живописи, контрастных декоративных сочетаний в цвете, где роспись обычно доминирует над формой, поддерживая с ней связь скорее стилистическую, нежели архитектоническую. Такой характер фарфора созвучен и московским традициям, и лучшим образцам «предка» Дулёвского завода – завода Кузнецова, и народным росписям, и темпераменту самого Петра Леонова.
Почерк Леонова почти за все 40 лет работы на заводе в целом един. Нет спадов, измены себе. Но не от однообразия это происходит: из-под руки Леонова наряду с росписью на посуде выходили и керамические панно, гобелены, изразцы, декоративные вазы; одновременно с орнаментально-декоративными делались сюжетные и геометрические композиции, были решения с надписями и тематическими клеймами. Все вещи как 30-х, 50-х годов, так и сегодняшнего дня можно отнести к одному классу.
Но там, где идёт «игра по правилам», как, скажем, в геометрических композициях, нет Леонова как такового, несмотря на высокую профессиональность и точность образной выразительности этих изделий.
Художника влекут большие темы эмоционального богатства души человека, жизнеутверждения, порыва: гимном природе звучат сервизы «Красавица», «Золотой олень», «Солнце», «Баллада о солнце»; воспевают глубокие чувства и тонкие ассоциации росписи сервизов «Воспоминание», «Эхо», «Откровение»; утверждают красоту отношений человека к жизни, к прошлому декор сервизов «Суздаль», «Кованый», комплекта «Гербовой», штофа «Русский».
В последних произведениях сильнее зазвучали черты монументальности, большей мужественности и силы в колорите. Смелость решений здесь стоит где-то на грани возможного для фарфора. В неожиданных, спорных в своей бесспорности произведениях, говоря словами известного поэта, художник «...не ищет выгод, но, окрыляясь на лету, один прокладывает выход из вероятья в правоту».
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив