Найти тему
Просто Училка

"Венок творения!" О поразительной скудности общих знаний школьников накануне экзаменов и о сложном выборе

Начну с вопроса: откуда вы, дорогие читатели, узнали значение выражения "венец творения"?

  1. Из школы/института.
  2. Из социума.
  3. Из семьи.
  4. Из книг/фильмов.
  5. Свой вариант.

Если захотите дать ответ в комментариях, укажите, пожалуйста, примерный возраст, когда вы узнали смысл этого словосочетания. Если не помните, так и напишите.

Предполагает ли репетитор, автор канала, что кто-то из читателей не слышал ни о каком венце? Нет, не предполагает.

***

А вот старшеклассники, которым скоро сдавать ОГЭ и ЕГЭ, не знают многого, что, казалось бы, должно было налипнуть само, минуя процесс обучения.

"Киса? Воробьянин?! Кто?!" (Процитировала ученика дословно.)

Уже приводила как-то этот поразивший меня пример. Готовились со школьником к ЕГЭ по русскому языку, разбирали предложение, где упоминались герои бессмертного произведения Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев". Далеко не с первого раза удалось прочитать имена.

Даже близко не было узнавания. Нет, не слышал. Нет, не читал. Нет, не смотрел.

"Конечно! Чего вы хотите?! Это же прошлый век!" вскинулись защитники прав современного ребёнка.

А вы это составителям ЕГЭ расскажите. Они, может быть, просто не в курсе. Так и норовят напихать бедным выпускникам всякое устаревшее.

Ещё примеры:

  • глинистый глиняный;
  • деловитый деловой;
  • зачинатель зачинщик;
  • покупательный покупательский.

Знаете, что это за словечки? Паронимы. Не важно, как они называются. Разницу чувствуете? Смысл же различается, да? Для нас. А для современного выпускника нет.

Ещё задание. Нужно найти лишнее слово в предложении и выписать его:

Над словом "потупили" хихикают почти все ученики, запутывая себя окончательно.

Во втором предложении ученик с крепкой четвёркой не мог определиться, пока я не вмешалась.

Третье предложение мрак.

"Что вы нам тут истерите? К вам слабые и ходят!" скажут критики.

Нет, хорошие мои. Я эти предложения тестирую на широком круге школьников. Бывает, что затрудняются даже приличные ребята.

Почему за 15-16 лет жизни к человеку не прилипли общие знания? Ведь мы не говорили о синтаксисе и пунктуации, о грамматических основах, о суффиксах и приставках, нет! Это всё надо учить, бесспорно.

А вот совсем простое, бытовое, которое явно на слуху... Или не на слуху? Которое бросается в глаза... Не бросается? Получается, что уже нет. Почему?!

  • Ребята не читают. Один мальчик, девятиклассник, с уверенностью заявляет, что за всю жизнь не прочитал ни одной книги. Ни одной. Так же говорит выпускник одиннадцатого класса.
  • Ребята не разговаривают. Знаете, как сложно им бывает построить предложение? Они любят продолжать начатое вами предложение, а чтобы самостоятельно от начала и до конца сформулировать мысль тяжко.
  • Ребята не общаются. В семье лексика ограничена. В кругу друзей лексики почти нет в том понимании, к которому мы привыкли, говоря о лексике. Междометия и сленг не совсем отвечают нормам того же ЕГЭ. Да и ОГЭ тоже.
  • Ребята не пишут. Они ненавидят писать. Целые битвы происходят, когда писать необходимо:

Чтобы научить всему этому, нужно... А как раз 9-11 лет, всё правильно.

Что же произошло по пути из первого класса в одиннадцатый у среднестатистического ученика? Что помешало человеку если не хорошо учиться, то хотя бы обрасти общими знаниями?

Предположу: компьютеры, развлекательный контент и формирование особого типа мышления (клиповое). Гаджеты. Кто давно знаком с моим каналом, знает, что именно в безотрывном и бесконтрольном погружении в гаджеты я вижу основную проблему затруднений в учёбе. Причём как со стороны детей, так и со стороны родителей.

Гаджеты нас разъединяют. Мы теряем интерес друг к другу, потому что они заменяют нам маму, папу, школу и реальную жизнь.

Я не отрицаю пользы технического прогресса, я намеренно подчёркиваю его вред.

Предлагаю об этом не спорить, потому что переубедить меня невозможно.

Однако если очень захочется поспорить ладно. Давайте.

Дополнительный вопрос:

Как же подготовить учеников к демонстрации знаний? Как сделать так, чтобы они быстро и правильно "научились", чтобы налипло хоть чуть-чуть?

Если сравнить русский язык с мировым океаном, а его "знание" с плаванием, то ЕГЭ болотце, по которому нужно всего лишь проскакать по кочкам, обходя все ловушки и трясины.

Не нужно здесь уметь плавать, не нужно здесь ничего знать. Надо вызубрить листы, словарики, списки, таблицы и прочие пособия для подготовки.

И ещё не забыть вызубрить клише для сочинения.

Именно поэтому мне, лингвисту, ЕГЭ не кажется удачным способом проверки знаний. Именно в случае с русским языком, мы сегодня математику не обсуждаем.

Сильный ученик сдаст, разумеется. Но сдаст и слабый. Вывод: никакой объективности.

Немного о смысле коллажа. По одной из версий согнутая фаланга пальца Адама означает возможность выбора. Если палец разогнуть, то венец творения первый человек, как бы воссоединяется с создателем духовно, нравственно и во всех прочих смыслах. А если направить вниз, то выбрана другая сторона, понятно какая.

Если мыслить аллегорично, то министр словно стоит перед сложным выбором: ввести адекватную систему проверки знаний или оставить нынешнюю. Портфель также является элементом символизма, ведь потерять самое дорогое для чиновника министерский портфель, запросто можно, согнув палец не в ту сторону.

-2

Вернёмся к венку творения. То есть, к венцу. Вспомнили, когда столкнулись с ним впервые?😏👍

Важное!

Дзен придумал кнопку донатов и вставил её в каждую статью. Присмотритесь к правой стороне в конце материала, и вы увидите протянутую ручку автора с сердечком. Так сотрудники платформы видят наши авторские бдения по ночам и многочасовую работу с комментариями. Ну ладно. Это наш выбор, нас писать никто не заставляет.

Однако, если вы решите меня поддержать, мне будет очень приятно😊🙏