В одной из статей рефлексии была затронута тема концептного подхода. Результаты опроса показали, что данная тема требует более подробного освещения.
Ю.С. Степанов определяет концепт как «сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека и посредством чего человек сам входит в культуру…»
Можно сказать, что концепт – это представление человека об окружающем мире путём знакомства с конкретными явлениями и образованиями, например, учёба – это…, знания – это…, семья – это… Концептный подход неразрывно связан с понятием языковой картины мира, поскольку дети активно знакомятся с ней в рамках данного подхода.
Языковая картина мира — исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отражённая в языке совокупность представлений о мире, определённый способ восприятия и устройства мира, концептуализации действительности. Каждому естественному языку соответствует уникальная языковая картина мира.
Формат заданий при работе в рамках концептного подхода предполагает работу с текстовым материалом, что отражает текстоцентрическую направленность уроков русского языка.
Принцип текстоцентризма – это принцип признания текста в качестве: важнейшей дидактической единицы в обучении; основного источника интеллектуального, эстетического и культурного развития личности ребенка; средства общения учителя и учащихся. Текст является основным источником интеллектуального, эстетического и культурного развития личности ребенка.
Также в рамках концептного подхода вовлечение детей-билингвов в коммуникативные ситуации, что способствует развитию у них коммуникативной компетенции при помощи использование языковых средств именно русского языка. И тут опять можно упомянуть про решаются две проблемы, имеющие место быть у детей-билингвов:
- низкая мотивация к учебной деятельности из-за слабого владения средствами русского языка и, как следствие, невозможность полноценно участвовать в диалоге, создавать свои тексты (устные и письменные).
- проблема социализации, из-за недостаточного погружения в языковую картину мира русского языка.
Коммуникативная компетенция есть способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. В основе коммуникативной компетенции лежит комплекс умений, позволяющих эффективно участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных формах.
Если говорить о ступенях познания концепта детьми-билингвами, то можно выделить следующую структуру [Трегубова Л.С. Реализация концептного подхода в обучении русскому языку в условиях многозычия // Русский язык и культура в зеркале перевода. - 2019. - №1. - С. 631-638.]:
- Актуализация личностных знаний о концепте (осознание ассоциативного поля). Например: отгадывание загадок, прослушивание аудиозаписи, задание на подбор соответствующих характеристик и соотнесение.
- Расширение представлений учащихся о смыслах концепта. Например: викторина, обсуждение языкового материала.
- Познанием философии слова. Например: ценностно-смыслового чтение, анализа пословиц, текстов художественной литературы.
- Вовлечение детей в реальные коммуникативные ситуации. Например: чтение текстов, просмотр мультфильмов и ответы на вопросы.
- Ступень смыслотворчества. Например: составление собственных текстов.
С разработкой занятия в рамках концептного подхода и приложениями к нему можно ознакомиться тут.