Всем доброго времени суток Уважаемые гости и подписчики.
Ранее писал статью «Работа на «выгорание» или, когда работа не в радость, а идешь на нее как на каторгу. Что делать? Из личного опыта.»
Она вызвала много споров и взгляды разделились.
Не будем сегодня это обсуждать. Если будет интересно, можем отдельно обсудить.
Сегодня хочется обсудить, что такое «выгорание, каким оно бывает и как его избежать на рабочем месте..
Сначала не много поговорим, когда появился этот термин, что такое «выгорание» и каким оно бывает.
Эта «болезнь» новая. В конце 20 века, 1970х (1974г. если быть точным) годах американский психиатр ввел понятие «эмоциональное выгорание». Основные профессии, где он это заметил были:
· Учителя
· Продавцы
· Менеджеры
· Юристы
…..
И уже в начале 21 века, появилась в международной квалификации болезней.
Описание диагноза
Выгорание — синдром, концептуализированный как результат хронического стресса на рабочем месте, с которым не удалось справиться. Он характеризуется тремя составляющими: 1) чувство истощения энергии или изнеможения; 2) возрастание эмоциональной отстраненности от работы, негативное или циничное отношение к работе; и 3) чувство неэффективности и недостатка достижений. Выгорание относится только к явлениям в профессиональном контексте и не должно применяться к описанию опыта в других сферах жизни.
Описание взято с https://mkb11.online/129350
Как мы с Вами видим, данная проблема стала быстро развиваться и врачи, и специалисты ее признали.
Согласно данных из НН: Выгорание входит в топ-3 корпоративных заболеваний — 76% опрошенных испытывали его хотя бы однажды. Сотрудники, переживающие это состояние, менее продуктивны, чаще берут больничный и в два раза чаще увольняются.
Я больше 10 лет работал с людьми вплотную и одна из задач было прямое взаимодействие со всеми сотрудниками предприятий, а их за этот период было порядка 10 000 человек: сотрудники, соискатели и аутсорсинг.
Я видел, как хорошие и эффективные сотрудники начинали «уставать» и процесс выгорания начинал свой процесс.
Скажу сразу, я часто старался помочь людям и говорил про это руководителям, но в основной своей массе, менеджмент (управленцы отделов, участков и выше) не заинтересованы в решение данной проблемы. Это обусловлено низкой квалификацией и не желанием вникать и разбираться, т.к. хватает своих проблем. Зачастую, начальником становятся или приближенный к директору/руководителю, тот кто по головам пойдет, при этом часто встречал начальников даже без высшего. Кому исправляли ДИ, прописывали требования так, чтобы он подходил или все, закрывали глаза по приказу сверху.
А главное, все же у нас практически не учат работе с людьми, психологии и прочим управленческим решениям, поэтому работа скатывается к минимальному выполнению планов, не взирая на последствия.
Это не во всех отделах, на участках или подразделениях, но в большинстве. Во всех Компаниях по-разному, но мой опыт таков.
Почему может происходить выгорание?
Разделим на два фактора.
Внешние факторы:
1. Среда. Слишком много работы, нагрузка сверх норм, напряженный график работы. При этом работа и задачи могут быть не структурированными, не обозначено, что первоочередное, что может ждать, а начальник требует все сразу.
Есть такой стишок «от работы кони дохнут, а я-бессмертный пони». Сначала это слышится смешным, а со временем уже это не так смешно и безобидно.
2. Оплата труда ниже ожиданий.
3. Дедлайны, совещания, ВКС…Все, что отвлекает от работы и не дает сосредоточится на выполнение задач.
4. «Токсичность» в коллективе, конфликты, нездоровая атмосфера… Все, что так же не дает нормально и плодотворно работать.
5. Вменение не свойственных задач для сотрудника, постановка задач от сторонних специалистов.
Внутренние факторы:
1. Слишком близко принимать к сердцу.
2. Давление авторитета: престижное место работы, которое не охота терять; ответственность перед работодателем или рекомендовавшим человеком, т.е. не желание подвести, работа вне удовольствия и через силу.
3. Гиперактивность: сдать раньше всех проект или отчет, сделать их лучше всех, задержаться после работы…
4. Долженствования: я должен быть успешным; соответствовать мечтам родителей/супруга или супруги...; доказать кому-то что то
Из личного теперь.
Внешние факторы:
1. Много работы. Это то, что я сам прошел и больше чем надо. В таком ритме люди работать не должны. Как писал ранее, больше 10 лет в сумасшедшем ритме и с большим функционалом. Я выдерживал, т.к. я психологически устойчив, спорт закалил во мне характер, но главное у меня были цели, которым я шел.
Я видел хороших сотрудников, которые просто не выдерживали и уходили. Но хуже, видел, как люди «сгорали». Я не работаю более 3 лет на предприятии Ъ пусть, но со многими сотрудниками поддерживаю отношения и если им что то надо, они обращаются, как могу обратиться и я.
Один пример. Работал парень толковый молодой в одном отделе. Я его сразу приметил, вел его, он был включен в кадровый резерв. После ухода начальника, мы его повысили со специалиста, до главного специалиста, а через год он стал начальником отдела. Сменился директор и замы. После этого на предприятие стало невозможно нормально работать. Люди не понимали специфику, пришли из другой сферы, к тому же их стиль был через чур авторитарен, даже хуже. Многие не выдерживали и уходили. Так и этот парень, в один день пришел и говорит, что хочет уйти в водители. Не выдерживает нагрузки, не может общаться с руководителем и директором (там правда нужно было определенное умение) и он готов терять в зп, но при этом отработать день/ночь и два дня отдыхать. Я месяц с ним работал, уговаривал и тд. В итоге он остался, я взял на себя часть общения с руководителями, оставив за ним все проекты, текущую работу и отчеты, т.е. он занимался всеми документами и планированием, я на совещаниях за них переставлял и давал обратную связь. После смену руководства, я почти сразу ушел на повышение на другое предприятие и парень стал работать как прежде. Благо новое руководство оказалось адекватнее и понимающей. Через полгода парня поставили главным инженером и он уже 2 года достойно с этим справляется.
В свое время чуть не потеряли толкового специалиста, только из-за того, что парень чуть не перегорел от «ненужной работы» и не камфорного общения.
2. Оплата труда, это один из важных факторов как мотивации, так и «психологического перегорания». Опять же из своего опыта. Работая на том же предприятии Ъ, получал зп меньше, чем мои коллеги на других, при этом наше предприятие сложнее и больше. Я понимал, что меня тут не кто не держит и, если меня что-то не устраивает, могу идти искать больше и лучше. Я работал на результат и это иногда поощрялось, но у меня были другие плюсы, на которые делал ставку.
Но вот другие сотрудники. Был хороший специалист, но зп в отделе была не высокой, а работы вагон и маленькая тележка. Она долго терпела, старалась, но в какой-то момент стала терять интерес к работе и это стало сказываться на результат. Я не однократно говорил про это руководителю, старался донести информацию, но ответ один «да куда она уйдет? А уйдёт другую возьмем, желающих много». В итоге человек ушел, при это к подрядчику, который дал сразу на 15т выше, а мы взяли другую, потом еще одну. За два месяца сменилось три сотрудника и сильно потеряли в результативности. Человек работающий, должен получать достойную оплату, иначе со временем он перегорит.
3. Дедлайны, совещания, ВКС. Это мой один из «любимых» пунктов.
Расскажу пример своего распорядка в один период работы.
На работу приезжал к 7:15 каждый день. Работаю с 8ч. За это время я смотрю документы, подписываю и в 8:05 шел на ВКС, которое начиналось в 8:15. Заканчивалось оно в 10:00-10:30, в зависимости от того как отчитывались руководители. После остались на совещание по итогам ВКС, это еще 30-40 мин. В 11ч приходил на рабочее место, там уже была куча задач (на ВКС, совещание часть ставилась) плюс появлялась в течение этого времени. Максимально старался все отработать, т.к. в 13ч. ВКС с головным офисом, они у нас в Москве, соответственно у них утро, им надо отчеты получить, поставить задачи и прочее. Час-полтора длилось оно, после так же совещание по итогам и новые задачи и идем на рабочие места. Надо успеть между этим пообедать, но столовой нет, поэтому или что взял с собой или не куда не успел. Остаток дня работаешь по поставленным задачам, если повезет и не назначат новые. За это время надо со своими отделами пообщаться, обращаются другие… Стоит ли говорить, как страдает иногда концентрация и сложность закончить хотя бы пару задач. Домой в 19ч. Хотя рабочий день до 17ч. И так почти каждый день.
Я был на предприятии Санкт-Петербурге, где данный формат практически отсутствует, и сотрудники благодарят нового собственника за это, с ужасом вспоминая ситуацию как было раньше, почти наш пример.
4. Токсичность, конфликтность и прочее. Для меня этот пункт важен и есть люди, не любящие меня за это.
Из личного примера.
В мою зону ответственности входило 4 отдела, это 19 человек. За 3 года работы, я уволил со временем только 2, в то время, как по другим отделам коэффициент текучести бы гораздо больше.
Так вот одна была уволена из своей «токсичности». Я не сторонник прощаться с людьми, наоборот, старюсь находить подход ко всем, направлять на работу, быть неким ментором/наставником. Данный сотрудник всегда и всем был не доволен, всегда ныл и портил настроение всем. В кабинете было еще две моих сотрудницы. В один момент они попросили их расселить или перевести в другие отделы, при этом я приходил, старался наставить сотрудника, периодически приглашал к себе. Ее хватало не больше недели, потом начиналось все заново. После обращения моих сотрудников произошёл конфликт, одна сотрудница подошла к руководителю и не в приемлемой форме запросила повышение зп (хотя у нее и отдела была самая высокая) и отпускать, когда она попросит. Сотрудник был толковый, при общении выяснилось, что ее накрутила «токсичная» сотрудница. В общем, с ней мы простились и с тех пор, для меня один из самых важных моментов, это микроклимат в коллективе. За 3 года повторюсь, не один сотрудник не ушёл, не перегорел, а главное мы общаемся почти со всеми, хотя прошло 6 лет.
5. Ну это сейчас, наверное, новая фишка, я ее называю многозадачность или многофункциональность. Одно дело, когда сотрудник внутри своих обязанностей растет и развивается, другое, когда условно экономистам дают задачу сделать информационный стенд по повышению производительности, с наглядными примерами и практическими решениями. Стоит ли говорить, что они вряд ли нарисуют стенд, смогут придумать как повысить производительность, не зная специфики и т.д.
Внутренние факторы:
1. Близко принимать к сердцу. Это моя одна из главных проблем. По моему наблюдению как раз такие люди чаще всего перегорают и работают лучше, чем те, с кого «как с гуся вода». Для таким «выгорание» практически не опасно.
2. Давление авторитета: престижное место работы, которое не охота терять; ответственность перед работодателем или рекомендовавшим человеком, т.е. не желание подвести, работа вне удовольствия и через силу.
Тут все про меня. Писал из своего. Так было до 2022г. Не давно, получил предложение от человека, которому не откажешь, но поработав не много, я принял решение уйти. Приехал, объяснил свою позицию и ушел. 3-10 лет назад, я бы тащил, работал до последнего. Да, был бы результат, рост, но я бы не получал удовольствие, стал бы перегорать, повторилось бы все. Не хочу, надо научиться принимать подобные решения. К слову: должность и место тоже было по-своему статусное.
3. Гиперактивность.
На заре своей карьеры, был у нас сотрудник в соседнем отделе. Он старался все и везде успеть, сделать работу за всех, в общем везде и всюду. Хватило его на год примерно. Человек перегорел. Со временем он стал терять интерес, уставать, в итоге ушел. Через пару лет встретил его у подрядчика, условно курьером. Спрашиваю ты чего со своей специальностью и знаниями так? Он реально толковый специалист. Говорит не хочу, устал…
Я все девство и юношество активно занимался споротом, пару разрядов, участвовал в областных соревнованиях по многим видам спорта, про работу и учебы писал, занимался с 18 лет и занимаюсь общественной деятельностью, плюс стараюсь вести бизнес и могу сказать я перегорел и многое уже не охота. Поэтому пару лет пересматриваю свой ритм, приоритеты, подходы.
4. Долженствования. Думаю, многие с эти сталкивались.
Тут я тоже могу рассказать кучу примеров из жизни, но приведу следующий пример: реп исполнитель MiyaGi должен был стать хирургом, как и его отец. Он даже поступил на медицинский и учился, но понял, что он хочет другого, но отец был против.
MiyaGi много достиг в своей сфере, получил признание не только фанатов, публики, но и отца. Т.е. он занялся тем, чем хотел, не смотря на желания других. Он получал удовольствие и рос. Добился бы он того же в хирургии? Не известно, но думаю, что его бы «душило» и «сгорал».
Какие симптомы у «выгорания»?
1. Потеря концентрированности. Это стало проблемой последние пару лет, завел даже планировщик в телефоне, т.к. в голове от потока всего, мог выпускать задачи.
2. Нет желания брать новую работу, проявлять инициативу даже за доплату.
3. Проблемы со сном. О, это я прошел. Мог в 2ч-3ч ночи засыпать и в 5ч просыпаться. Я очень лет не заводил будильник, т.к. к 6ч утра я уже вставал. В воскресенье, выходной, или новогодние с отпуском, это уже проблема, самое позднее мог спать до 7ч утра, при этом спать ложился после полуночи и мог практически не спать.
4. Тревожность, раздражительность. Не знаю про тревожность, но раздражительность… она у меня зашкаливала порой, и я еле-еле ее сдерживал.
5. Равнодушие. Это и к работе и к другим вопросам.
6. Начинают бесить все, коллеги, сотрудники, клиенты и т.д. У меня был примерно такой период. Не то, что прям сами люди, а «проблемы», с которыми они обращались на пример. Я смотрел на них и думал: вот реально это такая проблема или у людей нет реальных проблем? Решал их быстро, но осадок, что называется оставался, да сама раздражительность.
7. Вы плохо работаете и находитесь всегда в напряжение.
8. Простое стало сложным.
9. На работу, как на войну.
Тут еще можно продолжать.
Специалисты отмечают выгорание еще так:
Симптомы:
1. Отношения: уменьшается социализация; Конфликты (на работе, дома); меня не кто не понимает, всем по фиг
2. Работа: На работу, как на войну (про это выше писал); потеря мотивации; Простое стало сложным; ничего не хочу
3. Эмоциональная: нервные срывы; алкоголь/курение; агрессия
4. Симптомы тела: потеря сна/качества сна; панические атаки; появление необъяснимых болячек
Это тоже не все, но как пример.
Что делать, что бы избежать «эмоционального выгорания»:
1. Установить границы или научиться говорить «нет». Если я хотя бы 5 лет назад принял такое правило, то уверен, все было по-другому. Это из личного опыта и из опыта работы с большим количеством людей.
2. Забота о себе. Тут я это правило просто выбросил, а точнее пренебрёг собой. НЕ ДЕЛАЙТЕ ТАК. Сюда я отнесу спорт или физические занятия, стресс и напряжение лучше так сбрасывать, чем, например, через алкоголь, так многие делают, можете поверить, но на большой дистанции это не только вред организму, но это приведет к еще большей утомляемости и снижению Вашей эффективности. Правильное питание, сон.
3. Найдите поддержку. Друзья, коллега, родственник, коуч или ментор, даже психолога, любой, кому можете довериться, и кто поможет. Очень много людей просто сгорали, не имея поддержки.
4. Оцените свои силы и возможности. Я в какой-то период их обозначил и когда дошел, и перешел его, принял решение, что все. Дальше, мог просто «сгореть» во всех смыслах. Совет, лучше не доходить своего придела.
5. Цель. Лично для меня цель, давала силы и выдержку. Цель должна быть существенной и осязаемой.
6. ОТДЫХ. Это одно из главный. 11 лет работы почти и три отпуска всего. Я стал чувствовать, как организм устали я вместе с ним. Вместо 28 дней в году, я столько отдохнул пусть за 10 лет. А когда был в отпуске, не мог отдохнуть, так не привык к этому, спал плохо и нужно было (как мне казалось) держать контроль на работе.
7. Хобби или увлечение.
8. Делегировать часть работы и задач, если это возможно. Я до последнего это рассматривал как «сваливание» своей работы. Читал вроде про это, но не осознавал. Да, какую-то работу перепоручал, но меньше, чем надо было. Так было ровно до тех пор, как меня завалило задачами и на предпоследнем месте оказались нерадивые сотрудники. Теперь, я заново постигаю эту науку и стараюсь ей пользоваться.
Что бы Вы еще добавили?
Уважаемые гости и читатели, постарался кратко описать, что вспомнил и что было. Возможно что-то упустил, но тут однозначно еще много чего можно дополнять.
Сталкивались Вы с профессиональным эмоциональным выгоранием и как справились с ним или возможно примеры кто не справился. Мне реально интересны Ваши примеры для своего опыта и общения.
P.S.: не судите строго за орфографию и грамотность, знаю про это. Над этим работаю. Хотите про это написать, пишите лучше мысли по статье )))