В середине марта я наконец-то добралась до музея, в который хотела попасть уже очень давно — квартиру-мастерскую, в которой провёл последние тринадцать лет своей жизни художник Архип Куинджи. Этот дом находится в Биржевом переулке на Васильевском острове в Петербурге.
Архип Куинджи — бедный грек из окраин Мариуполя, у которого впоследствии при жизни было всё: слава, успех, деньги, востребованность. Коллекционеры охотились за каждым его этюдом и многие полотна Куинджи стоили дороже, чем работы других известных мастеров того времени. Но всё это для него не имело особого значения. Каким человеком был Куинджи?
Отвергнутый Айвазовским
Родился Архип Иванович в семье обрусевшего грека, но рано осиротел и воспитывался у родственников, семья которых бедствовала. Куинджи много работал с самого детства и всегда рисовал — на всём, на чём только можно было. Талант его заметили и посоветовали ехать в Феодосию в ученики к уже известному тогда маринисту Айвазовскому.
Кстати, фамилия отца Архипа — Еменджи, что значит «трудовой человек». А сыну по какой-то причине в метрику вписали фамилию деда — Куюмджи, что значит «золотых дел мастер», но писарь сделал ошибки в двух буквах, и Куюмджи превратился в Куинджи.
Вняв советам старших, четырнадцатилетний Архип идёт из Мариуполя в Феодосию — один, пешком и босиком, чтобы не изнашивать сапоги. Когда Куинджи нашёл усадьбу Айвазовского, самого художника там не оказалось. Но парень не расстроился и остался ждать — жил под навесом, выполнял мелкие поручения по хозяйству и продолжал рисовать.
Старания Архипа увидел ученик Айвазовского Адольф Фесслер. Он показал ему как смешивать краски, объяснял технику живописи и, по сути, стал для Куинджи первым учителем. А когда, наконец, приехал из Петербурга Айвазовский, учеником он его у себя не оставил. Сказал, что нет возможности лично его обучать и посоветовал ехать в Одессу или Петербург.
Через 40 лет состоится вторая встреча двух художников — внук Айвазовского Михаил Латри приведёт деда в мастерскую своего учителя Куинджи. Архип Иванович попросил показать молодёжи, как писать море, и Иван Константинович менее чем за два часа написал морской пейзаж.
Свободный и богатый
Куинджи, будучи человеком трудолюбивым, терпеливым и продуманным, не бросается сломя голову в Петербург, а возвращается из Феодосии домой, осваивает профессию фоторетушёра и несколько лет работает в фотостудиях Мариуполя, Одессы, Таганрога. Но рисование не бросает.
Наконец, Куинджи приезжает в Петербург и пытается поступить в Академию художеств, но удаётся ему это только с третьей попытки, когда он представляет на академической выставке свою картину «Татарская деревня на южном берегу Крыма». Получив за неё звание свободного художника, Куинджи мог теперь ходить на лекции, участвовать в выставках и продавать свои картины.
На заработанные деньги Архип Иванович путешествует по Европе, посещает музеи и выставки. А будучи в Париже, просит своего друга Илью Репина отвести его к лучшему парижскому портному, чтобы заказать у того свадебный фрак. Прямо из Европы Куинджи отправляется в Мариуполь, где венчается с молодой гречанкой Верой Леонтьевной Кечеджи.
Известно, что отец Веры долгое время не хотел отдавать дочь за бедного сына сапожника, но, как только Куинджи стал обеспеченным и перспективным художником, свадьба состоялась.
После венчания пара переезжает жить в Петербург, и в последующие годы Куинджи много работает, участвует в выставках и создаёт некоторые из самых известных своих картин: «Север», «Берёзовая роща», «После дождя».
Но настоящей сенсацией стала работа «Лунная ночь на Днепре», для демонстрации которой Куинджи решил устроить моновыставку, чего ни один другой художник не делал со времён Брюллова и его «Последнего дня Помпеи». Все дни выставки ко входу выстраивалась огромная очередь.
Затворник-меценат
Примерно через год после этой выставки Куинджи, находившийся на пике славы и известности, внезапно объявил, что больше выставлять свои работы не будет. Мастер ушёл в творческое затворничество, которое продолжалось 20 лет. Всё это время никто не видел его картин. И никто не знал, почему он так поступил. Не объяснял этого и сам Куинджи.
В Петербурге супруги сменили несколько адресов, но всегда жили на Васильевском острове. Детей в семье не было, слуг они не держали, хотя достаток позволял, и всё хозяйство было на Вере Леонтьевне.
Обстановка их последнего дома, который теперь стал музеем, восстановлена, но отражает ту аскетичность, в которой жила богатая семья: мало мебели, без особых изысков и предметов роскоши. Куинджи ходил годами в одном сюртуке, а деньги, которые заработал не только на картинах, но и на операциях с недвижимостью, тратил на помощь бедным.
Когда Куинджи стал профессором живописи, он открыл пейзажную мастерскую и у него появилась команда учеников, которых он щедро спонсировал, поощрял и возил за свой счёт в Европу и на пленэры в Крым, где купил землю.
Мастер птиц
Эта квартира расположена в доходном доме купцов Елисеевых. Изначально в здании было три этажа, потом надстроили четвёртый, а над ним возвели мансарду с большим окном до самого потолка, высота которого 8 метров. Вероятно, эта мансарда-мастерская строилась для художника Крамского, который много лет жил в этом доме, но Иван Николаевич вскоре умер и не успел воспользоваться помещением.
Через десять лет апартаменты на четвёртом этаже и мансарду занимает Архип Куинджи, которому понравилось обилие дневного света в мастерской и вид из окна, а также возможность выходить на крышу.
Архип Иванович любил природу, зверей и птиц и устроил на своей мансарде целый птичий лазарет и подкормочную площадку. Выхаживал больных пернатых, кормил их специальным кормом, что было запечатлено в забавном дружеском шарже художника Щербова.
Затворничество Куинджи было именно творческим. Он много работал, но и много путешествовал, ездил на пленэр, проводил опыты с красками, изучал разные науки, писал картины, только не показывал их никому и в выставках не участвовал на протяжении двадцати лет.
Но потом затворничество временно нарушилось, когда Куинджи показал своим ученикам и некоторым друзьям четыре новые работы, включая знаменитый «Вечер на Украине». Две недели картины демонстрировали публике прямо в мастерской, газеты снова начали писать о мастере, но после этого непродолжительного всплеска светской жизни Куинджи опять ушёл в уединение, из которого не выходил до самой смерти.
Во время очередного путешествия в Крым художник заболел воспалением лёгких, тут же вернулся с женой в Петербург, но не оправился и умер в своём доме в Биржевом переулке. После смерти мастера ученики разобрали его работы и оказалось, что художник написал более 500 живописных и 300 графических произведений, которые они впоследствии демонстрировали на ежегодных посмертных выставках.
По завещанию Куинджи весь капитал и земли в Крыму отошли Обществу художников, которые выплачивали годовое содержание его вдове. Но после революции всё имущество было национализировано, картины Архипа Ивановича отдали в Русский музей, а Вера Леонтьевна провела свои последние дни в голоде, холоде и нищете.
Выражаю благодарность сотрудникам музея за изложение всей этой интересной информации в виде экскурсии. Попасть в музей можно со среды по воскресенье, а билет легко оформить на официальном сайте.
На этом пока всё. Спасибо, что дочитали до конца. Другие публикации из рубрики «Природа в искусстве» по ссылке ниже: