Сегодня все чаще можно услышать слово «инклюзивность», и многие ошибочно думают, что это просто модное новшество или очередной термин, который ничего за собой не несет.
Инклюзивность – это включение кого-либо или чего-либо в общественный процесс.
Чаще всего инклюзивность предполагает включение в жизнь общества людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): имеющих особенности физического развития, инвалидность или ментальные отличия.
Если говорить простыми словами, инклюзия – это принятие и уважение каждого человека, независимо от его индивидуальных особенностей. Это подход, при котором никого не выделяют на фоне остальных, все в равной степени могут участвовать в общественной жизни: получать образование, участвовать в соревнованиях, создавать семью и строить карьеру – одним словом, быть полноценным членом общества.
Инклюзивность: почему это важно?
Начнем с того, что все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право доступа к образованию с учетом их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей. И если раньше дети с ОВЗ учились отдельно, то сейчас благодаря инклюзивному образованию все могут учиться вместе. Такой подход не дает людям с инвалидностью чувствовать себя исключенными из социума. И, что немаловажно, окружающие будут учиться принимать и уважать тех, кто отличается от них.
Однако споры о необходимости инклюзивного образования не прекращаются. И, несмотря на значимые преимущества, недостатки тоже есть. О несовершенствах инклюзивного образования в России рассказала Татьяна Витальевна Атрохова – кандидат психологических наук РГУ им. А.Н. Косыгина:
«В данный момент главный недостаток состоит в том, что ребенок имеет возможность обучаться в общеобразовательной школе, но это не гарантирует использования специальных методов и приемов обучения. Его будут учить так же, как и весь класс, с той лишь разницей, что требования к уровню знаний будут другими. Для окружения ребенка недостаток может быть связан со снижением уровня образования».
Почему мы сторонимся людей с ОВЗ?
Люди с ограниченными возможностями здоровья часто становятся «объектом жалости» или «проблемой, которую необходимо решить». Страх, стыд, неловкость, растерянность – обычная реакция окружающих. Почему-то хочется поскорее пройти мимо или даже отвернуться. А в голове крутятся разные вопросы: «Пропуская человека на инвалидном кресле, следует говорить “проезжайте” или “проходите”?»; «Будет ли оскорблением сказать незрячему “увидимся”?»; «Нужно пытаться говорить громче со слабослышащим?»; «Как вообще себя вести?»
Зачастую именно страх обидеть или навредить отталкивает от общения с людьми с ОВЗ. Сложно винить в этом отдельных людей, этому просто нигде не учат. Но, к сожалению, такая реакция окружающих мешает людям с инвалидностью социализироваться. Конечно, отсутствие доступной среды тоже играет немаловажную роль, но эта проблема сейчас активно решается на государственном уровне. И вот недостаточно толерантное отношение общества становится настоящим барьером, изолирующим людей с особыми потребностями.
Мы спросили у эксперта, Татьяны Витальевны Атроховой, почему людям сложно принимать «особенных» людей в общество:
«На протяжении всей жизни мы делим людей на своих и чужих. Со своими у нас есть общие темы, дела, цели, шуточки и понимание друг друга. Чужие нам незнакомы и мы не знаем, какие они и как с ним взаимодействовать. Со своими нам хорошо, а с чужими – тревожно, неуютно и иногда одиноко.
«Особенные» люди – это люди во многом непонятные. Они иначе разговаривают, проявляют другие эмоции в общении или вовсе могут замыкаться в себе. Если не получается найти точку контакта, мы определяем этого человека в группу «чужие» и отдаляемся. Когда нет «точки входа», человек не принимается в общество».
Советы для корректного общения с людьми с ОВЗ
Сначала человек, потом диагноз
Наш способ коммуникации отражает наше отношение к собеседнику, поэтому важно подбирать правильные слова. Многих возмущает, что использовать слово «инвалид» некорректно, ведь даже в законе есть статья о социальной защите инвалидов. Да, но сейчас речь идет о социальном подходе, в котором инвалидность – это не медицинский диагноз, а социальное явление.
Поэтому каждому стоит помнить простое правило – сначала человек, а не диагноз: человек с ограниченными возможностями здоровья, ребенок с инвалидностью, люди с особыми потребностями, человек с неизлечимым заболеванием – и только так.
Жалость
Жалость – чувство, которое чаще всего испытывают к людям с инвалидностью. И это нормально, главное уметь правильно его транслировать. Не стоит плакать или вздыхать, приговаривая: «ой, бедный ты, бедный». Это может оттолкнуть или обидеть. Если вам важно поделиться своими переживаниями лучше сделать это от первого лица, например: «Мне жаль, что с тобой это произошло».
Помощь
Скорее всего, возникнет желание помочь. Однако очень важно сначала узнать у человека, нужна ли ему ваша помощь. Это прекрасно, если вы готовы оказать поддержку, но не стоит ее навязывать. Перед вами взрослый, осознанный и самостоятельный человек, не нужно считать его беспомощным. Просто спросите.
Личные границы
Инвалидная коляска, собака-поводырь или протез – это часть неприкосновенного пространства людей с инвалидностью. Нельзя просто так вмешиваться в это пространство. Передвинуть кресло-коляску без разрешения – это то же самое, что перенести человека с места на место.
Часто можно заметить, что люди с расстройством аутистического спектра (РАС) выполняют повторяющиеся действия, например, кусают губы или трясут ногой. Не пытайтесь вмешаться, это абсолютно нормально. Так они помогают себе справиться с эмоциональном напряжением.
Уважение и принятие
У людей с ОВЗ есть свои особенности, к которым важно относиться с пониманием.
Для людей с РАС очень важны ритуалы. Это может быть что угодно: перед выходом расставить все вещи в определенном порядке, спать только в одной футболке или мыть руки только жидким мылом. Вам могут показаться эти действия странными, но необходимо относиться к этим ритуалам с особым пониманием, ведь они помогают сделать непредсказуемую реальность чуть более организованной.
При общении с людьми с нарушениями слуха важно держать зрительный контакт, ни в коем случае нельзя кричать в слуховой аппарат. Также многие умеют читать по губам, но не нужно разговаривать громко или чересчур четко, просто хорошо проговаривайте слова.
У людей с ментальными отличиями часто есть триггеры. Например, им могут очень сильно нравиться ваши духи, тогда они не будут отходить ни на шаг. Изменить их поведение не получится, нужно найти причину такой реакции и работать уже с ней.
Люди с ограниченными возможностями здоровья – это такие же люди, как и все остальные, только имеющие определенные особенности. И эти особенности важно уважать и принимать, но они не должны выступать барьером для вашей коммуникации. Ведь это просто человек со своими интересами, взглядами и убеждениями. И если вам хорошо вместе, то почему бы не начать общение? Инклюзия учит нас видеть за этими отличиями личность.
Одна девушка-блогер с аутизмом написала у себя на странице, что аутизм – это часть ее личности и она не хочет быть кем-то другим. Ей важно, чтобы ее принимали такой, какая она есть, и общались так же, как со всеми. И если задуматься, то это можно переложить на любого из нас. У всех есть свои особенности, и все мы хотим, чтобы окружающие принимали эти особенности. Тогда зачем мы зацикливаемся на диагнозах, отбрасывая самого человека на второй план?
Любые изменения начинаются с каждого из нас. И чем чаще мы будем ломать стереотипы и не бояться взаимоотношений с людьми с ограниченными возможностями здоровья, тем быстрее наше общество станет более инклюзивным.
Автор: Анна Бородина
Хотите узнавать больше об искусстве, дизайне и технологиях? Подписывайтесь на канал РГУ им. А. Н. Косыгина в Дзен: здесь вы найдете тематические авторские тексты и статьи преподавателей университета. За нашими обновлениями следите в социальных сетях: