Найти в Дзене

Почему взыскать с Вайлдберриз компенсацию за потерянный товар станет труднее? Какие изменения внес ВБ в оферту 15 марта 2024 г.?

Оглавление

На фоне обсуждения продавцами размеров компенсаций, предложенных маркетплейсом за сгоревший в Шушарах товар, незамеченными оказались изменения, внесенные Вайлдберриз в оферту в конце прошлой недели. Сразу скажу - компенсаций за Шушары эти изменения не касались. Но они очень важны! Эти изменения могут очень серьезно повлиять на возможность получения продавцами компенсаций за другие потерянные ВБ (не в Шушарах) товары.

Выплата компенсаций за товар в Шушарах является хотя и громкой, но всё же локальной историей. Рано или поздно компенсации за Шушары будут выплачены или взысканы. После этого история с Шушарами иссякнет.

Совсем другое дело правила, установленные разделом 11.3 оферты в редакции от конца прошлой недели. Этот раздел называется "Компенсация утраченных и поврежденных товаров".

Новые правила оферты подробно раскрывают порядок выплаты Вайлдберриз продавцам компенсаций за любые потяренные маркетплейсом товары. Да, речь идет вообще о любых случаях утрат товаров, а не только о каких-то локальных историях. А товаров на Вайлдберриз теряется весьма много. И вот теперь возмещение их стоимости будет производиться Вайлдберриз по новым установленным самим маркетплейсом правилам. Что это за правила и насколько они неблагоприятные для селлеров? - Давайте разберемся.

По каким правилам продавцы будут получать компенсации за потерянные ВБ начиная с 15 марта 2024 г. товары?

Вот самые основные моменты этих правил (сразу отмечу, что буду писать здесь в первую очередь о потенциально негативных последствиях нововведений для продавцов - хотя, не уверен, что там есть что-то позитивное):

  1. Вайлдберриз прописал в разделе 11.3 оферты целую процедуру получения селлерами компенсации за утраченные товары. Чтобы начать эту процедуру продавцу нужно направить Вайлдберриз требование о возврате товара. До направления такого требования процедура выплаты компенсации запущена не будет. А после получения такого требования у ВБ теперь максимально есть 150 дней на поиски товара. Эти 150 дней состоят из 60 дней на первоначальный поиск и 90 дней, которые прибавляются к 60-ти, если ВБ заявит селлеру о необходимости проведения инвентаризации. Такое нововведение, конечно, сильно удлинняет процесс получения продавцами компенсаций за потерянные товары.
  2. Согласно п. 11.3.3 оферты, товар признается утраченным с момента истечения 60-дневного или 150-дневного (если ВБ заявил о необходимости инвентаризации) срока или с момента сообщения ВБ селлеру об утрате товара. То есть, при буквальном толковании оферты именно с этого момента (истечения срока или сообщения от ВБ) возникает обязанность ВБ компенсировать продавцу стоимость утраченного товара. Соответственно, потенциально деньги, потраченные продавцом на закупку потерянного ВБ товара, замораживаются на очень длинные сроки (особенно, если учесть, что продавцы далеко не сразу будут требовать от ВБ возврата товара - сначала будут, скорее всего, ждать и надеяться на то, что товар найдется).
  3. Возмещению подлежит только реальный вред; упущенная выгода возмещению не подлежит. Это условие оферты по сути не является новым. Продавцы и раньше не претендовали на возмещение упущенной выгоды.
  4. Для определения размера компенсации теперь у продавца есть два механизма:

а) менее выгодный: продавец может документально подтвердить затраты на приобретение товара, а ВБ согласиться с возмещением этих затрат (такой вариант не выгоден для продавца: мало того, что деньги, потраченные на потерянный товар, будут по вине Вайлдберриз заморожены на длительный срок, так еще и получит селлер лишь закупочную цену товара без прибыли, которую он должен был получить при нормальной продаже товара на ВБ, и без компенсации иных, помимо закупочной цены затрат селлера); кроме того, на практике такой вариант может быть применен далеко не всегда - не все селлеры имеют документы о закупке товара;

б) второй механизм - якобы более выгодный, но такой непонятный, чтобы его невозможно было реализовать на практике - видимо этот механизм должен быть более выгоден для продавца, но сконструирован он так сложно, будто его создатели хотели, чтобы продавец, сломав глаза и мозг при его изучении, выбрал первый невыгодный механизм компенсации по затратам;

Во втором механизме размер компенсации может быть расчитан ВБ по крайне сложной формуле, описание которой изложено Вайлдберриз почти на двух страницах мелким штрифтом (см. п. 11.3.5 - 11.3.6 оферты). Если сильно упрощенно (хотя на практике так упростить предложенную ВБ формулу не получится), то:

  • расчет компенсации исходит из средних за последний год цен, по которым фактически продавался утраченный товар (с учетом только согласованной продавцом скидки);
  • сумма компенсации уменьшается на величину комиссии Вайлдберриз;
  • учитываются данные об объеме продаж потерянного товара, о доле возвратов у селлера по утраченному товару, о продажах этого или аналогичных товаров у других продавцов и другие параметры.

И даже после прохождения через "адский" путь предложенной Вайлдберриз формулы расчета компенсации, сроки ее выплаты прописаны в п. 11.3.9 таким образом, что вообще не понятно, когда в действительности она будет выплачена.

Как внесенные Вайлдберриз в оферту изменения повлияют на получение / взыскание продавцами компенсаций за потерянные товары?

До внесения этих изменений в оферту продавец мог довольно просто взыскать с Вайлдберриз компенсацию за потерянный товар. Продавцу нужно было направить в ВБ несколько обращений о розыске и возврате товара, а также претензию с требованием компенсировать его стоимость. И потом, если товар не был найден, продавцу можно было взыскать стоимость потерянного товара с ВБ через суд. За основу расчета компенсации принималась цена продавца с учетом согласованной скидки либо даже без ее учета. Комиссия ВБ, логистика и прочее не вычитались из суммы компенсации.

Теперь же, видимо, ситуация с Шушарами и проигранные ранее суды по взысканию в пользу селлеров справедливых компенсаций за потерянные товары натолкнула ВБ на мысль, что селлеры не должны получать справедливые компенсации просто так. Как изменить сложившуюся в пользу продавцов практику судов по взысканию с ВБ справедливых компенсаций? - внести изменения в оферту.

И вот Вайлдберриз посадил дремучий лес новых условий оферты на пути селлеров и суда (которому тоже, я думаю, без привлечения специалиста-финансиста может быть очень трудно разобраться в предложенных ВБ формулах) ко взысканию с ВБ справедливых компенсаций.

Я думаю, ВБ заложил здесь примерно такой механизм: 1. Продавец принял оферту в новой редакции, то есть, согласился с порядком компенсации стоимости потерянных товаров; 2. Значит, пока продавец не проберется через бурелом новой процедуры, обратиться в суд с иском о взыскании компенсации он не сможет. 3. Если селлер и подаст в суд, то судебные разбирательства по таким сложнейшим условиям оферты затянутся надолго. Как итог: процесс выплат компенсаций за потерянные ВБ товары может очень измениться и затянуться на годы с непредсказуемым результатом.

Как хотелось бы, чтобы суды отреагировали на новый порядок выплаты компенсаций? - Очень надеюсь, что в судах сложится такая практика, что будет признана невозможность для ВБ (тем более, что ВБ более сильная по сравнению с селлерами сторона) изменять договором установленные законом положения о порядке возмещения убытков. Будет ли так? - Покажет время.

Кстати, внесение в оферту таких неблагоприятных для продавцов изменений можно рассматривать как логичное продолжение истории с сокращением сроков хранения актов приемки товаров до 3 месяцев. Всё это призвано сделать получение селлерами компенсаций за потерянные товары крайне сложным, если вообще возможным.

В завершении хотелось бы отметить, что новый порядок не касается компенсаций за товары в Шушарах и компенсаций за товары, потерянные до внесения изменений в оферту, то есть, до 15 марта 2024 г. Соответственно, старые компенсации пока можно взыскивать по тому же механизму, что и ранее. А вот, что будет с новыми компенсациями - большой вопрос.

Читайте также:

материалы подборки Товар потерян Wildberries - Как селлеру взыскать с WB компенсацию?

Мой сайт: https://tsymbalov-pravo.ru/

Понравился материал и был Вам полезен? - Подписывайтесь на мой канал, чтобы быть в курсе последних новостей по делам против Вайлдберриз и не только!