«Чувствую, что недостаточно хорош\а», «Мне часто неловко и стыдно за себя», «Меня словно не воспринимают всерьез»… Обесценивание — одна из наиболее эффективных психологических манипуляций: она подрывает вашу самооценку, делает уязвимым перед волей агрессора. Главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров называет 9 наиболее распространенных приемов обесценивания и объясняет, как защищать себя от этой манипуляции.
Что такое обесценивание? Цели манипуляции
Обесценивание — это снижение вашей значимости в любых проявлениях: чувства и переживания, потребности, желания и мечты, поведение, действия, уровень компетентности, достижения, внешний вид.
Эту манипуляцию могут использовать против вас в самых разных целях:
- самоутвердиться за ваш счет;
- выставить вас в дурном свете;
- отомстить, «поставить на место»;
- снизить вашу самооценку;
- навязать чувство вины и стыда;
- сделать уязвимым, зависимым и управляемым.
Обесценивание встречается в самых разных отношениях: родственных, любовных, дружеских, рабочих. И оно может быть разным: грубым и «лобовым», тонким и завуалированным. Часто обесценивание и вовсе скрывается под маской ложной добродетели. Мы рассмотрим главные приемы.
1. Негативная коммуникация
Это целый перечень «мелких» приемов, которые заставляют вас чувствовать себя подавленным и униженным во время беседы.
Невербальное обесценивание. Человек своими жестами, позами, мимикой и стилем общения показывает свое превосходство над вами.
Он не смотрит в мою сторону, общается «вполоборота», бросает взгляды «сверху вниз», закатывает глаза, презрительно хмыкает, тянет слова, или, наоборот, говорит со мной подчеркнуто короткими и холодными фразами.
Акцент на недостатках. В беседе человек постоянно пытается акцентировать внимание на ваших недостатках — как бы «между прочим», без прямой критики.
А у тебя по-прежнему бардак, да?.. Ну, давай, рассказывай, что у тебя!
Хорошо выглядишь, хотя твой предыдущий образ был куда более удачным. Но не суть…
Насмешки. Собеседник смеется над вашими словами, сказанными всерьез, иронизирует, переводит важные для вас моменты беседы в шутку, придумывает обидные прозвища.
Ха-ха, вот это ты забавно сказал!.. Да ты чего, я и не думала, что для тебя это так важно, остынь…
После такого общения у вас остается смутное двоякое ощущение. С одной стороны, «формально» вас никто не задевал. Но вы чувствуете себя подавленным, униженным, глупым и незначительным.
2. Непрошенная критика и советы
Это уже более явная техника обесценивания . Вам дают обратную связь, советы и рекомендации — непрошенные и неуместные.
А ты не думаешь, что тебе стоит поработать над собой?
Мне кажется, ты делаешь это неправильно. Конечно, не мое дело, но я бы делал так…
Ох, какая же ты неуклюжая!.. Смотри и учись, как надо.
Вам бы своего ребенка одевать теплее!.. Я просто хочу помочь.
Мастер из тебя так себе… Может, тебе попробовать себя в чем-то другом?
Непрошенная критика и советы особенно эффективны, когда агрессор использует их на публике. Разбор чужих недостатков в присутствии других людей дает жертве меньше пространства для самозащиты. Если окружающие соглашаются с агрессором, ей приходится противостоять влиянию группы, а если она пытается отпереться, агрессору легче выставить жертву «излишне чувствительной, высокомерной, конфликтной».
3. Снисходительные похвалы
Комплименты тоже могут стать оружием обесценивания, если собеседник хвалит вас снисходительно, вкладывает в свое послание завуалированную оценку ваших способностей, критику достижений.
Ну, ты попытался, молодец. Видно, что тебе тяжело, но держишься!
В принципе, для твоего уровня это вполне неплохо! Продолжай в том же духе.
Поздравляю с победой! Тебе повезло, что у тебя такая хорошая команда.
До настоящего мастера тебе далеко, но успехи делаешь.
4. Эмоциональные качели
Это комплексный прием манипуляции. Сначала человек превозносит вас: преувеличивает заслуги, восхищается, осыпает комплиментами. А потом резко сбивает с этого «пьедестала» и обвиняет в разочаровании, крушении его надежд.
Ты самая лучшая в мире! \ Я был о тебе такого высокого мнения, а ты оказалась такой же, как все…
Ты просто настоящий профессионал, лучший в своем деле! \ Я думала, ты профи, но теперь-то я вижу…
5. Ложное успокоение и забота
В этом случае агрессор обесценивает ваши чувства, переживания, действия, желания и мечты. Но «заворачивает» свой выпад в форму заботы о вашем благополучии.
Успокойся! Не кипятись по пустякам, смотри на меня, дыши ровно…
Да не переживай, это пройдет! Не преувеличивай.
Улыбнись, у тебя хорошо. Нужно быть оптимистом! А вот дети в Африке вообще…
У тебя не получается. Ну разве стоит себя так мучить? Видно же, что это не твое… Побереги здоровье.
Ну вот зачем тебе это нужно? Ты уже взрослый солидный человек, а думаешь обо всяких глупостях!
6. Сравнение
Примитивный, но действенный прием. Сравнение может быть прямым или завуалированным, связанным с реальными людьми или персонажами массовой культуры.
А вот моя бывшая девушка делала совсем по-другому!..
Представляешь, твой двоюродный брат поступил в МГУ!
Не так вкусно, как у моей мамы, конечно. Но тоже хорошо.
Вот этот герой — настоящий мужчина, эх…
7. Обобщение
Это способ обесценить человека, возводя в абсолют какие-то его черты и навешивая на личность ярлыки.
Ты всегда так поступаешь! \ Ты никогда этого не делаешь!
Ты такая\такой же, как все мои бывшие!
Ну ты классический ботаник, такой скучный!
Ты типичный Козерог!
Что делать, если вас обесценивают?
Если вы часто чувствуете себя подавленно и неуверенно после общения с какими-то людьми, испытываете вину, стыд или неловкость, занимаетесь самобичеванием и сравниваете себя с другими, испытываете острую потребность кому-то что-то доказать, «заслужить» любовь и уважение — скорее всего, вы столкнулись с обесцениванием.
В этом случае действия по самозащите будут зависеть от того, насколько вы близки с враждебно настроенным человеком.
1. Проанализируйте окружение
Прислушайтесь к своим чувствам: общение с какими именно людьми вызывает у вас негативные эмоции и ощущения, утомляет и опустошает? Задайтесь вопросом: насколько ценно для вас это общение, что хорошего оно привносит в вашу жизнь?
Обесценивание разрушает вашу самооценку, подавляет, делает уязвимым для навязывания чужого мнения. Это не язык любви, заботы, доверия и поддержки.
Поэтому, если у вас есть возможность ограничить, минимизировать контакт или вовсе отказаться от общения с обесценивающим человеком, сделайте это.
2. Объясните свои чувства близкому
Если отношения с человеком по-настоящему ценны для вас, и вы считаете, что он обесценивает вас ненамеренно, а во имя заботы — поговорите с ним. Объяснитесь Я-языком: не обвиняйте, описывайте свои чувства и ощущения.
Когда ты так делаешь, я чувствую себя униженным, подавленным. Я не хочу, чтобы это происходило. Это ранит меня изнутри, разрушает доверие и близость между нами.
Если же человек не относится всерьез к вашим чувствам, отрицает свое поведение и продолжает вести себя прежним образом, упрекает вас за саму просьбу изменить поведение — стоит пересмотреть значимость этих отношений.
3. Защищайте себя от манипуляций
Если вы не можете избежать общения с обесценивающим человеком — например, это ваш коллега на любимой работе, или родственник близкого человека, — научитесь давать отпор.
Как и любая другая манипуляция, обесценивание — это акт доминирования. «Атакуя» вас, агрессор занимает сильную позицию и пытается поставить вас в невыгодное положение. Его задача — нарушить ваше спокойствие, вызвать определенные эмоции и подтолкнуть к нужному способу мышления\поведения: например, заставить сомневаться в себе, отказаться от задуманного.
Но вы можете защитить себя, если поставите себя в сильную позицию.
1. «Провалите» провокацию. Не отвечайте на провокационные вопросы, не оправдывайтесь, не рассказывайте о себе. Вместо этого выслушайте собеседника до конца, не перебивайте: позвольте ему «выплеснуть» все претензии, не встречая с вашей стороны ожидаемых контраргументов, объяснений и оправданий. После этого вы можете просто заняться своими делами, пообещав «принять к сведению» сказанное, или атаковать в ответ.
2. Задавайте вопросы. Инициатива принадлежит нападающему — тому, кто задает вопросы и определяет течение беседы. Если хотите «поставить на место» провокатора, займите позицию исследователя. Спокойным голосом задавайте уточняющие вопросы, показывайте, что искренне хотите разобраться в ситуации. При этом вы можете сослаться на эмоциональное состояние агрессора, выбив его из колеи.
Почему ты так считаешь? Что конкретно ты хочешь этим сказать?
У тебя все хорошо? Ты выглядишь взвинченным, раздраженным…
Почему тебя так беспокоит этот вопрос? Я могу тебе чем-то помочь?
3. Раскройте карты. Этот способ ответной атаки хорош в ситуациях, когда вас откровенно пытаются унизить и опорочить, и\или вы знаете истинные мотивы агрессора. Если вы чувствуете, что можете полностью контролировать свои эмоции, задайте агрессору вопросы на тему его выпада.
Это ты так хотел меня задеть, обидеть? Почему у тебя появилось желание так поступить?
Почему ты решила указать мне на ошибки именно в публичной беседе? Если ты обо мне беспокоишься, разве не логичнее было бы высказать непрошеную критику тет-а-тет? Ты считаешь это правильным?
Важно понимать, что методы «ответной атаки» требуют от вас высокого уровня самообладания. Чтобы сохранять уверенность в таких беседах, важно знать и прорабатывать свои слабые стороны (например, личные комплексы и страхи), формировать прочную внутреннюю опору. Подробнее о том, как развить уверенность в себе, мы писали здесь.
А вы сталкивались с обесцениванием? Как защищались от этой манипуляции? Поделитесь своим опытом в комментариях!
Друзья! Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка и помощь в решении психологических проблем, если подозреваете у себя или близкого психическое расстройство — обращайтесь в наш центр.
Мы предоставляем полный спектр услуг в сфере психотерапии:
- Консультации психологов, психотерапевтов и психиатров – в клинике и на дому;
- Психотерапия: индивидуальная, семейная, групповая;
- Медикаментозная терапия;
- Лечение и реабилитация нарушений психики в стационарных и амбулаторных условиях;
Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.
И будьте здоровы!