Найти в Дзене
Клиника доктора Шурова

Как нас обесценивают? Топ-7 приемов — и как себя защитить. Объясняет психотерапевт

Оглавление

«Чувствую, что недостаточно хорош\а», «Мне часто неловко и стыдно за себя», «Меня словно не воспринимают всерьез»… Обесценивание — одна из наиболее эффективных психологических манипуляций: она подрывает вашу самооценку, делает уязвимым перед волей агрессора. Главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров называет 9 наиболее распространенных приемов обесценивания и объясняет, как защищать себя от этой манипуляции.

Что такое обесценивание? Цели манипуляции

Обесценивание — это снижение вашей значимости в любых проявлениях: чувства и переживания, потребности, желания и мечты, поведение, действия, уровень компетентности, достижения, внешний вид.

Эту манипуляцию могут использовать против вас в самых разных целях:

  • самоутвердиться за ваш счет;
  • выставить вас в дурном свете;
  • отомстить, «поставить на место»;
  • снизить вашу самооценку;
  • навязать чувство вины и стыда;
  • сделать уязвимым, зависимым и управляемым.

Обесценивание встречается в самых разных отношениях: родственных, любовных, дружеских, рабочих. И оно может быть разным: грубым и «лобовым», тонким и завуалированным. Часто обесценивание и вовсе скрывается под маской ложной добродетели. Мы рассмотрим главные приемы.

1. Негативная коммуникация

Это целый перечень «мелких» приемов, которые заставляют вас чувствовать себя подавленным и униженным во время беседы.

Невербальное обесценивание. Человек своими жестами, позами, мимикой и стилем общения показывает свое превосходство над вами.

Он не смотрит в мою сторону, общается «вполоборота», бросает взгляды «сверху вниз», закатывает глаза, презрительно хмыкает, тянет слова, или, наоборот, говорит со мной подчеркнуто короткими и холодными фразами.

Акцент на недостатках. В беседе человек постоянно пытается акцентировать внимание на ваших недостатках — как бы «между прочим», без прямой критики.

А у тебя по-прежнему бардак, да?.. Ну, давай, рассказывай, что у тебя!
Хорошо выглядишь, хотя твой предыдущий образ был куда более удачным. Но не суть…

Насмешки. Собеседник смеется над вашими словами, сказанными всерьез, иронизирует, переводит важные для вас моменты беседы в шутку, придумывает обидные прозвища.

Ха-ха, вот это ты забавно сказал!.. Да ты чего, я и не думала, что для тебя это так важно, остынь…

После такого общения у вас остается смутное двоякое ощущение. С одной стороны, «формально» вас никто не задевал. Но вы чувствуете себя подавленным, униженным, глупым и незначительным.

-2

2. Непрошенная критика и советы

Это уже более явная техника обесценивания . Вам дают обратную связь, советы и рекомендации — непрошенные и неуместные.

А ты не думаешь, что тебе стоит поработать над собой?
Мне кажется, ты делаешь это неправильно. Конечно, не мое дело, но я бы делал так…
Ох, какая же ты неуклюжая!.. Смотри и учись, как надо.
Вам бы своего ребенка одевать теплее!.. Я просто хочу помочь.
Мастер из тебя так себе… Может, тебе попробовать себя в чем-то другом?

Непрошенная критика и советы особенно эффективны, когда агрессор использует их на публике. Разбор чужих недостатков в присутствии других людей дает жертве меньше пространства для самозащиты. Если окружающие соглашаются с агрессором, ей приходится противостоять влиянию группы, а если она пытается отпереться, агрессору легче выставить жертву «излишне чувствительной, высокомерной, конфликтной».

3. Снисходительные похвалы

Комплименты тоже могут стать оружием обесценивания, если собеседник хвалит вас снисходительно, вкладывает в свое послание завуалированную оценку ваших способностей, критику достижений.

Ну, ты попытался, молодец. Видно, что тебе тяжело, но держишься!
В принципе, для твоего уровня это вполне неплохо! Продолжай в том же духе.
Поздравляю с победой! Тебе повезло, что у тебя такая хорошая команда.
До настоящего мастера тебе далеко, но успехи делаешь.
-3

4. Эмоциональные качели

Это комплексный прием манипуляции. Сначала человек превозносит вас: преувеличивает заслуги, восхищается, осыпает комплиментами. А потом резко сбивает с этого «пьедестала» и обвиняет в разочаровании, крушении его надежд.

Ты самая лучшая в мире! \ Я был о тебе такого высокого мнения, а ты оказалась такой же, как все…
Ты просто настоящий профессионал, лучший в своем деле! \ Я думала, ты профи, но теперь-то я вижу…

5. Ложное успокоение и забота

В этом случае агрессор обесценивает ваши чувства, переживания, действия, желания и мечты. Но «заворачивает» свой выпад в форму заботы о вашем благополучии.

Успокойся! Не кипятись по пустякам, смотри на меня, дыши ровно…
Да не переживай, это пройдет! Не преувеличивай.
Улыбнись, у тебя хорошо. Нужно быть оптимистом! А вот дети в Африке вообще…
У тебя не получается. Ну разве стоит себя так мучить? Видно же, что это не твое… Побереги здоровье.
Ну вот зачем тебе это нужно? Ты уже взрослый солидный человек, а думаешь обо всяких глупостях!
-4

6. Сравнение

Примитивный, но действенный прием. Сравнение может быть прямым или завуалированным, связанным с реальными людьми или персонажами массовой культуры.

А вот моя бывшая девушка делала совсем по-другому!..
Представляешь, твой двоюродный брат поступил в МГУ!
Не так вкусно, как у моей мамы, конечно. Но тоже хорошо.
Вот этот герой — настоящий мужчина, эх…

7. Обобщение

Это способ обесценить человека, возводя в абсолют какие-то его черты и навешивая на личность ярлыки.

Ты всегда так поступаешь! \ Ты никогда этого не делаешь!
Ты такая\такой же, как все мои бывшие!
Ну ты классический ботаник, такой скучный!
Ты типичный Козерог!
-5

Что делать, если вас обесценивают?

Если вы часто чувствуете себя подавленно и неуверенно после общения с какими-то людьми, испытываете вину, стыд или неловкость, занимаетесь самобичеванием и сравниваете себя с другими, испытываете острую потребность кому-то что-то доказать, «заслужить» любовь и уважение — скорее всего, вы столкнулись с обесцениванием.

В этом случае действия по самозащите будут зависеть от того, насколько вы близки с враждебно настроенным человеком.

1. Проанализируйте окружение

Прислушайтесь к своим чувствам: общение с какими именно людьми вызывает у вас негативные эмоции и ощущения, утомляет и опустошает? Задайтесь вопросом: насколько ценно для вас это общение, что хорошего оно привносит в вашу жизнь?

Обесценивание разрушает вашу самооценку, подавляет, делает уязвимым для навязывания чужого мнения. Это не язык любви, заботы, доверия и поддержки.

Поэтому, если у вас есть возможность ограничить, минимизировать контакт или вовсе отказаться от общения с обесценивающим человеком, сделайте это.

2. Объясните свои чувства близкому

Если отношения с человеком по-настоящему ценны для вас, и вы считаете, что он обесценивает вас ненамеренно, а во имя заботы — поговорите с ним. Объяснитесь Я-языком: не обвиняйте, описывайте свои чувства и ощущения.

Когда ты так делаешь, я чувствую себя униженным, подавленным. Я не хочу, чтобы это происходило. Это ранит меня изнутри, разрушает доверие и близость между нами.

Если же человек не относится всерьез к вашим чувствам, отрицает свое поведение и продолжает вести себя прежним образом, упрекает вас за саму просьбу изменить поведение — стоит пересмотреть значимость этих отношений.

-6

3. Защищайте себя от манипуляций

Если вы не можете избежать общения с обесценивающим человеком — например, это ваш коллега на любимой работе, или родственник близкого человека, — научитесь давать отпор.

Как и любая другая манипуляция, обесценивание — это акт доминирования. «Атакуя» вас, агрессор занимает сильную позицию и пытается поставить вас в невыгодное положение. Его задача — нарушить ваше спокойствие, вызвать определенные эмоции и подтолкнуть к нужному способу мышления\поведения: например, заставить сомневаться в себе, отказаться от задуманного.

Но вы можете защитить себя, если поставите себя в сильную позицию.

1. «Провалите» провокацию. Не отвечайте на провокационные вопросы, не оправдывайтесь, не рассказывайте о себе. Вместо этого выслушайте собеседника до конца, не перебивайте: позвольте ему «выплеснуть» все претензии, не встречая с вашей стороны ожидаемых контраргументов, объяснений и оправданий. После этого вы можете просто заняться своими делами, пообещав «принять к сведению» сказанное, или атаковать в ответ.

2. Задавайте вопросы. Инициатива принадлежит нападающему — тому, кто задает вопросы и определяет течение беседы. Если хотите «поставить на место» провокатора, займите позицию исследователя. Спокойным голосом задавайте уточняющие вопросы, показывайте, что искренне хотите разобраться в ситуации. При этом вы можете сослаться на эмоциональное состояние агрессора, выбив его из колеи.

Почему ты так считаешь? Что конкретно ты хочешь этим сказать?
У тебя все хорошо? Ты выглядишь взвинченным, раздраженным…
Почему тебя так беспокоит этот вопрос? Я могу тебе чем-то помочь?

3. Раскройте карты. Этот способ ответной атаки хорош в ситуациях, когда вас откровенно пытаются унизить и опорочить, и\или вы знаете истинные мотивы агрессора. Если вы чувствуете, что можете полностью контролировать свои эмоции, задайте агрессору вопросы на тему его выпада.

Это ты так хотел меня задеть, обидеть? Почему у тебя появилось желание так поступить?
Почему ты решила указать мне на ошибки именно в публичной беседе? Если ты обо мне беспокоишься, разве не логичнее было бы высказать непрошеную критику тет-а-тет? Ты считаешь это правильным?

Важно понимать, что методы «ответной атаки» требуют от вас высокого уровня самообладания. Чтобы сохранять уверенность в таких беседах, важно знать и прорабатывать свои слабые стороны (например, личные комплексы и страхи), формировать прочную внутреннюю опору. Подробнее о том, как развить уверенность в себе, мы писали здесь.

А вы сталкивались с обесцениванием? Как защищались от этой манипуляции? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Друзья! Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка и помощь в решении психологических проблем, если подозреваете у себя или близкого психическое расстройство — обращайтесь в наш центр.

Мы предоставляем полный спектр услуг в сфере психотерапии:

  • Консультации психологов, психотерапевтов и психиатров – в клинике и на дому;
  • Психотерапия: индивидуальная, семейная, групповая;
  • Медикаментозная терапия;
  • Лечение и реабилитация нарушений психики в стационарных и амбулаторных условиях;

Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.

И будьте здоровы!