Найти тему
arts_tobe - просто об искусстве

Скандальная библейская история любви: Давид и Вирсавия

В Библии встречается немало историй, которые послужили основой для создания произведений искусств разных эпох. Ярким примером является история царя Давида и Вирсавии — сюжет сыскал необыкновенную популярность в прошлых веках. Многие художники изображали их историю, но до романтики здесь далеко.

«Прелюбодеяние Давида и Вирсавии», неизвестный художник, XVII в.
«Прелюбодеяние Давида и Вирсавии», неизвестный художник, XVII в.

“Не возжелай жены ближнего твоего”, – так звучит одна из заповедей, которую нарушил царь Давид (подробно о котором я рассказала 👉🏻 здесь). Вслед за этим событием последовала цепочка прочих грехов. Но важно отметить, что, не случись этого – на свет не появился бы знаменитый царь Соломон.

О чём же повествует история Давида и Вирсавии? И неужели даже здесь женщина вновь является источником греха?

Вирсавия считается одной из 5 женщин, упоминающихся в родословной Христа.

Русский художник Карл Брюллов трактует библейский сюжет как восхищенный панегирик красоте женского тела. Вирсавия смело смотрит на зрителя и не стесняется своей наготы.
Русский художник Карл Брюллов трактует библейский сюжет как восхищенный панегирик красоте женского тела. Вирсавия смело смотрит на зрителя и не стесняется своей наготы.
Ее красота толкнула Давида на преступления, но, раскаявшись, он написал псалмы, которые стали основой Псалтыри – сборника молитвенных песнопений и гимнов.

Действительно, Вирсавия была женщиной необыкновенной красоты. Она вышла замуж за Урию, славного воина, состоявшего на службе в войсках царя Израиля, Давида. 

Проживала Вирсавия недалеко от царского дворца, стоя на крыше которого правитель любил оглядывать владения. Однажды Давид прогуливался мимо купален, где заметил красавицу, совершавшую омовение. Вирсавия воспламенила сердце Давида. Царю сообщили, что он видел жену Урии (замужнюю женщину), но Давида это обстоятельство не смутило. Он решил отправить к ней своих людей, чтобы те привели красавицу во дворец.

Чаще всего художники изображали момент купания Вирсавии, так как эта сцена позволяла без недовольства церкви изображать обнаженную натуру. Ян Массейс, фламандский художник, смело трактует этот сюжет.
Чаще всего художники изображали момент купания Вирсавии, так как эта сцена позволяла без недовольства церкви изображать обнаженную натуру. Ян Массейс, фламандский художник, смело трактует этот сюжет.

“Давид послал слуг взять её; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой”.

Важно отметить, что, несмотря на то, что многое художники изображают Вирсавию как коварную соблазнительницу, во время купания она не подозревала, что Давид наблюдает за ней. Отказать правителю она не могла. 

Итальянская художница Артемизия Джентилески тоже обращалась к истории Вирсавии и Давида. Но этот сюжет не является характерным для ее творчества: гораздо чаще она обращалась к героическим женщинам, а не томным красавицам. Смысловой акцент картины сделан именно на плотском искушении.
Итальянская художница Артемизия Джентилески тоже обращалась к истории Вирсавии и Давида. Но этот сюжет не является характерным для ее творчества: гораздо чаще она обращалась к героическим женщинам, а не томным красавицам. Смысловой акцент картины сделан именно на плотском искушении.

Ситуация сложилась неоднозначная: пока Урия, муж Вирсавии, сражался на поле боя и отстаивал честь царя, Давид приударил за женой своего храброго воина. Через некоторое время девушка сообщила царю о беременности: выдать новорожденного за ребенка Урии было невозможно, так как на протяжении долгого времени ничего не подозревающий Урия находился в военном походе. 

По законам Моисея блудливую женщину (и ее любовника) забивали камнями до смерти. Конечно, Вирсавия могла не называть имени Давида, но правителю было искренне жаль возлюбленную. 

Тогда в его голове родился план: вызвать Урию из армии, чтобы разузнать обстановку на поле боя. Давид напоил друга вином и дал дружеский совет поскорее отправиться к супруге, которую он не видел долгое время. А на всякий случай отправил соглядатаев, чтобы быть осведомленным о ситуации «счастливых» супругов. 

«Чудо «Вирсавии» Рембрандта, нагого тела, которому позволена мысль, больше никогда не повторилось», – пишет знаменитый искусствовед Кеннет Кларк.
«Чудо «Вирсавии» Рембрандта, нагого тела, которому позволена мысль, больше никогда не повторилось», – пишет знаменитый искусствовед Кеннет Кларк.

Но вместо того, чтобы вкусить радости супружеской жизни, Урия провел всю ночь на пороге собственного дома. Какие могут быть плотские удовольствия, когда его соратники складывают головы на поле боя? 

Тогда Давид пошел на крайние меры и решился на страшный грех: 

“Посему, когда Иоав осаждал город, то поставил он Урию на таком месте, о котором знал, что там храбрые люди. И вышли люди из города, и сразились с Иоавом, и пало несколько из народа, из слуг Давидовых; был убит также и Урия Хеттянин”.
«Давид и Урия» - полотно Рембрандта, повествующее зрителю ухода печального воина Урии из палат Давида. Одеяния, расшитые золотыми нитями и украшенные драгоценностями, сковывают и давят, а насыщенные бордово-красные оттенки ткани будто указывают на кровавый конец их владельца.
«Давид и Урия» - полотно Рембрандта, повествующее зрителю ухода печального воина Урии из палат Давида. Одеяния, расшитые золотыми нитями и украшенные драгоценностями, сковывают и давят, а насыщенные бордово-красные оттенки ткани будто указывают на кровавый конец их владельца.

Когда траур подошел к концу, Давид взял Вирсавию в свой гарем. Но в народе пошла молва о том, что Бог несправедлив, ведь он не покарал жестокого царя. А в это время в городе появились два пророка — Нафан и Гад. Нафан рассказал Давиду историю богаче и бедняке. 

У богача было большое стадо овец, у бедного человека – всего одна. Когда к богачу пришёл гость, он не стал резать свою овцу, а забрал животное бедняка. “Узнал ли ты, о ком эта притча?” – спросил пророк царя Давида. 

Э. Сиберт, «Пророк Нафан обличает царя Давида». Фигура пророка динамична, ему противопоставлена расслабленная поза царя, однако в ней чувствуется напряжение, переданное художником с помощью посоха, подпирающего щеку, и сжатой в кулак ладони.
Э. Сиберт, «Пророк Нафан обличает царя Давида». Фигура пророка динамична, ему противопоставлена расслабленная поза царя, однако в ней чувствуется напряжение, переданное художником с помощью посоха, подпирающего щеку, и сжатой в кулак ладони.
“Сильно разгневался Давид на того человека и сказал Нафану: жив Господь! Достоин смерти человек, сделавший это. И сказал Нафан Давиду: ты тот человек. Но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын”.

Пророчеству было суждено сбыться: сын Давида и Вирсавии прожил всего 7 дней. Люди поговаривали, что таким образом Господь покарал грешников. Но в дальнейшем у пары родились еще дети, среди которых был и Соломон - будущий царь Израиля, прославившийся как самый мудрый правитель. 

Фрагмент гравюры Г. Доре «Царь Соломон в преклонных летах».
Фрагмент гравюры Г. Доре «Царь Соломон в преклонных летах».

Спасибо, что дочитали до конца! Не забудьте поставить лайк и подписаться ✅

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи про библейские сюжеты в искусстве:

🔸Скандальный сюжет в живописи: Лот с дочерьми

🔸Почему у змея-искусителя лицо Евы?

🔸Содом и Гоморра: что случилось в месте порока и разврата?

🔸Санта Лючия: святая с собственными глазами на подносе

🔸Кем была первая ведьма?

🔸Как ветхозаветная вдова Юдифь стала одной из первых феминисток (1 часть, 2 часть)