Я пишу об известных людях и о тех, чей образ отражен в искусстве. Портрет молодого человека, задумчиво сидящего на стуле в непринужденной позе, написанный Теодором Жерико, считается его автопортретом, хотя внешность юноши не очень совпадает с другим изображением художника, созданным примерно в те же годы — начало 20-х, когда Жерико было около 30 лет. Собственно, он умер в 1824 году, когда ему было всего 32.
Прожив так мало, Жерико оставил после себя большое количество картин и рисунков, и среди них, конечно, свой безусловный шедевр — «Плот „Медузы“», который смело можно назвать самой мрачной картиной в романтической живописи. Жерико показал в этом произведении отвратительнейшие проявления человеческой натуры, ее звериную сущность, ту бездну падения, которая только возможна.
Сюжет картины иллюстрирует потрясший всех случай с кораблем "Медуза", который потерпел крушение, множество людей оказалось на плоту, его отстегнули от судна, и плот дрейфовал по морю много дней, в то время, как на нем происходили кошмарные вещи — убийства, насилие и людоедство. Когда плот нашли, там оставалось около десятка истощенных и озверевших пассажиров, на веревках сушились куски человеческого мяса, все выжившие (включая судового врача) стали людоедами. Мир был потрясен. Жерико тоже. Он решил написать картину, заперся в своей мастерской и настолько проникся атмосферой того ужаса, что и сам вел себя не очень адекватно.
Так, из ближайшего морга за взятку в его мастерскую доставляли трупы и куски тел, и художник писал их, притом все это оставалось в помещении долго, представьте запах. Живые натурщики долго не выдерживали нахождения в этой мрачной мастерской. Кстати, среди позирующий был и художник Эжен Делакруа — соученик Жерико по мастерской Пьера Герена.
Вообще Жан Луи Андре Теодор Жерико (таково его полное имя) был довольно странным человеком, истинным сыном своей эпохи, когда экзальтация и одержимость считались проявлениями романтических добродетелей. Он родился в состоятельной семье табачного плантатора, учился в разных пансионатах, рано проявил интерес к живописи. Родственники поощряли этот интерес. Мать, к сожалению, умерла, когда Жерико был еще ребенком. Обучаясь живописи, Теодор воспылал любовью к лошадям и много внимания уделял в своем творчестве именно этим животным. В изображении лошадей он достиг больших успехов.
В своей жизни художник совершал порой неожиданные поступки. Сейчас сказали бы, что он был психически неуравновешен. Но творить он не переставал, притом совершил прорыв в искусстве, отойдя от холодного академизма к романтизму с его порывами бурных чувств. Увы, любовь к лошадям вышла ему боком и оказалась, в конечном итоге, смертельной. Он упал с лошади и сильно разбился. После этого уже не смог оправиться, активизировались и другие болячки, и талантливый художник умер в цвете лет.