Найти тему
Вечерний Тришин

Экспорт бензина запретили, а топливо на АЗС дорожает. Где найти логику на этом рынке?

Оглавление

Никогда такого не было и вот опять. Буквально пару недель назад в России запретили экспорт бензина, но, как вы могли заметить, цены даже не думают падать. При этом до начала посевной еще далеко, да и ранее аналогичные меры снижали стоимость топлива. Кроме того, аналитики прогнозируют рост цен весной на 4-8%.

Почему так происходит? Думаю, что ответ кроется в комплексных проблемах, а именно атаках на НПЗ и особенностях формирования рынка.

Бензин дешеветь не будет – только дорожать

Экономисты в один голос заявляют, что весной бензин в России может подорожать еще минимум на 5%, а виной всему начало посевного сезона. Однако сейчас топливо не вывозят за границу, поэтому логично предположить, что цены должны падать. На самом деле вы рассуждаете слишком узко.

В первую очередь на цены влияет сразу несколько факторов, а именно показатели инфляции, затраты НПЗ на переработку. Сегодня к этим факторам добавился еще один показатель – потери нефтеперерабатывающих заводов. Наверняка вы заметили, что украинские БПЛА уже который месяц пытаются атаковать нефтяные базы и заводы по переработке нефти. Разумеется, этот фактор уже отразился на ценах.

Конечно, в определенный момент цены удалось стабилизировать, в том числе за счет введения запрета на экспорт топлива. Но большего ждать от этого решения не стоит. На пороге очередной посевной сезон, когда цены ожидаемо повышаются. Кроме того, после выборов возможна очередная девальвация рубля.

Еще один момент связан с весенним сезоном. Специалисты подсказывают, что многие заводы начинают переходить в пассивный режим, то есть уходят на плановый ремонт. В этом году ситуация усугубилась внеплановыми работами, когда после ударов по НПЗ компаниям приходилось останавливать производства.

Об этих проблемах не говорят в СМИ, чтобы не пугать население и не создавать искусственный ажиотаж. Но все мы живем в той реальности, которая сложилась, и от нее не убежишь. Например, только в Нижнем Новгороде на базе «Лукойла» находилось около 200 тысяч тонн топлива. Именно в этот объект на днях прилетел украинский БПЛА.

И это мы не вспоминаем об объектах в Краснодарском крае, Белгородской и Рязанской областях. Нельзя сказать, что ситуация критическая, но хорошего в этих инцидентах мало. Можно предположить, что крупнейшие производители топлива попытаются компенсировать убытки за счет повышения цен на внутреннем рынке.

-2

Зачем нужно было вводить запрет на экспорт?

Специалисты считают, что запрет экспорта топлива является превентивной мерой. То есть, его вводили не для того, чтобы снизить цены, а чтобы стабилизировать рынок. Если бы не ограничения, то на фоне ударов БПЛА цены на бензин могли бы подскочить на 10-15%. Кроме того, сами производители вполне могут ограничить поставки, что также негативно скажется на ценовой политике.

Кстати, если вы заметили, то дизельное топливо начало дешеветь на АЗС. Правда, тут важно учитывать, что дизель и бензин несколько разные товары. Например, солярку обычно отправляют на экспорт, а дорожает она в период весеннего посева или осеннего сбора урожая. А российский бензин в 90% случаев поступает на внутренний рынок. Сейчас на этом рынке очень много солярки и чуть меньше бензина.

Чего точно не стоит ожидать, так это дефицита топлива. Но и тут следует учитывать, как будет дальше развиваться ситуация. Если дроны-камикадзе продолжат атаковать НПЗ, то многим компаниям придется задуматься о переносе мощностей в тыловые регионы. Опять же, все эти проблемы могут решиться весной, если российская армия пойдет в наступление.

-3

Насколько могут вырасти цены на бензин

Сейчас средняя цена АИ-95 по регионам составляет от 51 до 55 рублей. Аналитики прогнозируют весенний рост цен на уровне показателя инфляции или даже чуть меньше. То есть мы говорим о росте от 4 до 8% Не забываем, что сейчас действует механизм демпфера, когда компании получают компенсации из государственного бюджета. Кстати, довольно интересная система, ведь фактически НПЗ получают деньги от налогоплательщиков.

Стоит ли искать логику в российском рынке топлива? На самом деле все довольно просто: компании теряют деньги из-за отсутствия экспорта, снижают производство топлива и повышают цены на внутреннем рынке. Так всегда было и будет. Как говорится, бизнес и только бизнес, а за все платят покупатели.

Если вы не верите, что цены будут только расти в будущем, тогда стоит оценить динамику рынка за прошлые годы. Стоимость бензина всегда была плавающей, но цены еще никогда не падали на докризисный уровень. Падает рубль – цены растут, падают БПЛА на НПЗ – цены увеличиваются.

Конечно, властям хотелось бы не только притормозить рост цен, но и снизить их. Однако в реальности это вряд ли получится сделать. Слишком много негативных факторов влияют на этот рынок, да и до окончания СВО атаки дронов по НПЗ вряд ли прекратятся.

А вы как считаете, что будет с ценами на топливо после выборов? Давайте проведем свой небольшой анализ и устроим опрос.