Найти тему

Как работают режимы подкрепления для детей с аутизмом?

Режимы подкрепления играют важную роль в процессе обучения детей с ОВЗ, в котором новые модели поведения приобретаются и изменяются посредством их связи с последствиями.

Режимы подкрепления играют важную роль в процессе обучения детей с ОВЗ, в котором новые модели поведения приобретаются и изменяются посредством их связи с последствиями. Подкрепление поведения увеличивает вероятность того, что оно повторится в будущем, а наказание снижает вероятность его повторения 📉. Разные режимы подкрепления используются для закрепления определенного поведения.

Почему режимы подкрепления имеют такое большое значение? Когда и как часто мы подкрепляем поведение, это может оказать существенное влияние на силу и скорость реакции.

В этом посте мы поговорим о различных режимах, которые можно использовать, и какой из них лучше всего подходит в зависимости от целей обучения.

Что такое режимы подкрепления?

Режимы подкрепления — это правила, определяющие, какие случаи поведения будут подкрепляться. В некоторых случаях поведение может подкрепляться каждый раз, когда оно происходит. Иногда поведение вообще не подкрепляется.

Помните, что как положительное, так и отрицательное подкрепление может использоваться как часть процесса обучения (оперантного обусловливания). В обоих случаях цель подкрепления — усилить поведение, чтобы оно с большей вероятностью повторилось.

Режимы подкрепления применяются как в естественных учебных ситуациях, так и в более структурированных учебных ситуациях. В реальных условиях поведение, вероятно, не будет подкрепляться каждый раз, когда оно происходит. В ситуациях, когда вы намеренно пытаетесь подкрепить определенное действие (например, в школе после правильного ответа, дома — после выполнения инструкции корректно и т. д.), вы должны следовать определенному режиму подкрепления.

Некоторые режимы лучше подходят для определенных типов тренировочных ситуаций. В некоторых случаях обучение может потребовать одного режима, а затем переключиться на другой, как только желаемое поведение будет обучено. Две основные формы режимов подкрепления: постоянное подкрепление и переменное подкрепление.

Давайте рассмотрим примеры!

Представьте, что Вы пытаетесь научить ребенка давать вам карточку PECS «Сок», когда он хочет пить сок. На начальных этапах обучения вы должны придерживаться режима постоянного подкрепления, чтобы научить и закрепить поведение. Для этого с физической подсказкой феи, которая помогает ребенку взять и передать вам нужную карточку, вы получаете карточку «Сок», говорите: «Сок», а затем незамедлительно отдаете ребенку коробочку 🧃 или стакан с соком каждый раз, когда выполняются эти шаги. Со временем ребенок начнет выполнять действие самостоятельно.

Таким образом, вы использовали режим постоянного подкрепления желаемого поведения. Оно подкрепляется каждый раз, когда происходит. Этот режим лучше всего использовать на начальных этапах обучения, при обучении новому поведению, чтобы создать прочную связь между поведением и реакцией. Этот режим формирует шаблон, в котором за каждым узко определенным ответом (действием) следуют четко определенные последствия.

Рассмотрим второй пример

Вспомните предыдущий пример, в котором вы учили ребенка давать карточку. Хотя изначально вы использовали постоянное подкрепление, подкреплять поведение каждый раз, спустя долгое время после того, как ребенок научился использовать карточку, порой просто нереально — не всегда в наличии то, что просит ребенок. Со временем вы перейдете на переменный режим подкрепления, чтобы обеспечить дополнительное подкрепление, как только поведение установится или пройдет значительное время.

Итак, при переменном подкреплении реакция подкрепляется только часть времени. Приобретенное поведение усваивается медленнее при переменном подкреплении, но реакция более устойчива к исчезновению. Она становится стабильной.

В этой связи следует отметить, что проблемное поведение чаще всего подкрепляется тоже в переменном режиме, поэтому становится очень стабильным. Например, ребенок кричит, чтобы избежать занятий. И сегодня вы его отпустили, а завтра — нет, потом еще пару раз отпускали, а потом целую неделю 7 занятий подряд стойко не отпускали, а потом все-таки опять отпустили, и опять занимаетесь, не отпуская уже 3 дня. Если посчитать количественно — он не смог избежать требований гораздо чаще (11 раз его оставили заниматься, 4 раза он смог избежать требований), но он будет продолжать это делать, потому что это поведение подкрепляется в переменном режиме: он будет продолжать это делать, потому что шанс, что получится избежать есть!

💡 Современные направления АВА рекомендуют перевести сначала нежелательное поведение в режим постоянного подкрепления (как бы абсурдно это ни казалось), а потом уже работать над его снижением. И это работает!

На самом деле, может показаться, что режимов подкрепления всего 2. Но это далеко не так. Только постоянных режимов есть два, и переменных еще два. И при этом наше поведение в естественной среде подкрепляется комбинированными режимами подкрепления, которых более семи.

Хотите знать больше, разбираться в них и, самое главное, знать, как их правильно применять, чтобы сделать свою работу более эффективной? Приходите на наш курс «Основы АВА-терапии. Базовый видеокурс».

▪ Старт обучения – 15 апреля
▪ Стоимость – 5000 руб
Обучение можно пройти за счет средств вашей организации (необходимо согласовать с вашим руководством)

🌐 Подробнее о курсе на нашем сайте.

#ИПАП #прикладнойаналиповедения #ПАП #АВАтерапия #АВА #АВАкурс #АВАобучение #аутизмобучение #аутизмработа