Постоянные читатели канала, вероятно, помнят, что относительно недавно в материале-подборке портретов, персонажей которых мне не удалось атрибутировать, я выкладывал миниатюру из Львовской национальной художественной галереи. Страница с портретом на сайте музея у меня ни в период подготовки предыдущего материала, ни сейчас не открывается (хотя когда-то открывалась), поэтому точную аннотацию к миниатюре из музейных описей я привести не могу, но, вроде бы, предмет числится как «портрет мужчины в саксонском костюме»
Еще в прошлый раз я отметил, что не вижу ничего собственно саксонского в облике персонажа. Костюм портретируемого вне всяких сомнений относится к концу XVII-началу XVIII в. В этот период одеяние высших офицеров армии и гражданских государственных органов (а портретируемый, безусловно, относится к высшим слоям социальной иерархии) в большинстве стран еще строго не регламентировалось, поэтому в общем-то бесполезно воспринимать костюм персонажа как мундир и искать ему четкие аналоги. Портретируемый одет в «общезападноевропейское» платье, носившееся в том числе и представителями аристократии. Под кафтаном синего/фиолетового/пурпурного (возможны варианты трактовки) цвета надета кираса. На левой стороне груди персонажа находится звезда датского ордена Слона, а под кафтаном надета лента этого ордена. Справа на портрете видна подпись художника – Hoyer.
Я пытался идентифицировать личность изображенного путем сплошного просмотра хронологического перечня награжденных орденом Слона, но слишком во многих присутствующих в нем персонах можно было теоретически «опознать» нашего персонажа. Поэтому я воздержался от высказывания версии о личности портретируемого и опубликовал портрет на канале в качестве неатрибутированного.
В упомянутом материале больший интерес комментаторов вызвали другие, также представленные в нем неатрибутированные мною портреты, однако и по поводу данной миниатюры также была высказана версия. Один из комментаторов (Георгий Высотский) посчитал, что на портрете изображен курфюрст Саксонии в 1694-1733 гг., он же король Польши в 1697-1796 и 1709-1733 гг. Август II Сильный. В качестве аргументов были озвучены: наличие у Августа ордена Слона (это действительно так), красно-белый фон портрета (я так понимаю, имеется в виду – «польских цветов») и внешняя схожесть. Ниже привожу портреты Августа Сильного, при помощи которых комментатор подкреплял свою версию, то есть доказывал сходство персонажа львовской миниатюры с саксонским курфюрстом/польским королем
Я много раз подчеркивал, что совсем не считаю себя экспертом по сравнению лиц, при атрибуции более полагаюсь на свои знания (тоже скромные, разумеется) в предметно-бытовой (мундирно-наградной) сфере, а оценки в отношении физиономического сходства или его отсутствия высказываю с осторожностью. Но в данном случае идентичность внешности Августа II и «львовского» персонажа вызывала у меня сомнения. Мне было сложно согласиться, что это один и тот же человек.
И вот на днях, случайно я наткнулся на портрет, на основе которого у меня возникла «альтернативн»я» (Августу II) версия атрибуции личности персонажа. На мой взгляд, это Карл, ландграф Гессен-Касселя в 1670—1730 гг. См. его достоверные портреты
На мой субъективный взгляд, внешность Карла имеет большее сходство с персонажем миниатюры, чем облик Августа Сильного.
Датским орденом Слона будущий ландграф был пожалован в тринадцатилетнем возрасте, в 1667 г. Упомянутые выше красный и белый цвета (»польские») фона также вполне вписываются в данную версию, поскольку именно они были геральдическими цветами и Гессен-Касселя.
Наконец, отмечу что Hoyer, подпись которого видна на миниатюре, может быть Корнелиусом Хойером, известным в свое время датским художником-миниатюристом. Он, правда, «не совпадает по времени» с периодом жизни ландграфа Касселя - родившийся в 1741 г., через одиннадцать лет после смерти Карла Гессен-Кассельского, творческую активность Хойер развил, разумеется, еще позже. Но что ему мешало выполнить посмертный портрет по какому-то более раннему, прижизненному изображению? Впрочем, установление авторства миниатюры, конечно, не мое дело, пусть этим занимаются искусствоведы. Ограничусь тем, что выскажу версию о том, что на миниатюрном портрете из собрания Львовской национальной художественной галереи изображен ландграф Гессен-Касселя Карл.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.