Европа менялась. Северные римские провинции, рухнувшие в пропасть "Темных веков", казалось бы, без надежды на хоть какое-то будущее, понемногу приходили в себя. Накатившая вслед за долгой зимой волна варваров с востока не разрушила их, как это виделось еще совсем недавно. Вовсе нет. Обретя новую родину, германские племена, опираясь на непрочный фундамент римского наследия, стали строить новый мир.
Варварские королевства, с какой-то невероятной скоростью стали появляться в землях Европы, подчиняя огнем мечем и другими крайне убедительными аргументами еще недавно не принадлежащие никому земли. И, конечно же, очень скоро свободных земель стало меньше, чем желающих их получить. А это означало ровно одно. Война. Война всех со всеми.
Этот вечный спутник человечества, что сопровождал его каждую минуту с начала его существования, то ненадолго затихая, то разгораясь вновь не неодолимой силой, снова требовал от людей золота, ресурсов, а главное - армий. Причем не абы каких, а самых лучших. Подготовленных, мотивированных, хорошо вооруженных. И армии эти было необходимо откуда-то брать.
В разговоре об армиях раннего Средневековья мы с вами не раз и не два говорили о главной ударной силе того времени - "тяжелой пехоте" раннего Средневековья, воюющей в плотном строю. Впрочем, тяжесть этой самой пехоты была весьма условной. Главной ее защитой в те славные времена, был большой круглый щит, при помощи которого пехотинцы довольно успешно закрывались от обстрела лучников и метателей. Да и от вражеских мечей и копий такой щит своего владельца закрывал неплохо. Но была все-же одна большая проблема. надежно закрыть щитом голову, было весьма проблематично.
Нет, конечно технически, сделать это было несложно. Достаточно лишь чуть приподнять его в тот момент, когда топор или копье летит тебе в череп. Но вот незадача, прикрывая так раз за разом голову, боец уставал, открывал ногу, закрывал себе обзор, а главное, мог банально не успеть отреагировать на очередной копейный тычок в лицо.
Бойцам нужен был шлем. Причем в количестве несколько большем, чем единственный в дружине шлем полководца. Понятно, что разговор о том чтобы защитить голову всех и каждого в армии даже не стоял. Вооружать родовое ополчение за свой счет, не стал бы ни один нормальный вождь или король. Но дружинники, особенно опытные и повидавшие многое, защиту должны были получить. Вот только сделать этого в реалиях "темных веков" было решительно невозможно.
Все мы помним, как были дороги и сложны шлема "вендельской эпохи". Каждый из них был уникальной конструкцией, собираемой даже не неделями, а месяцами, и стоил целого состояния. И надеть на голову каждого дружинника штуку стоимостью в пару годовых бюджетов среднего размера деревни, было идеей из области ненаучной фантастики. Требовалось что-то попроще. И, конечно же, это что-то немедленно нашлось.
Старые германские шлема шпангенхельмы, что были популярны еще во времена позднего Рима, никогда полностью не пропадали из военной истории человечества. И совершенно понятно почему. Конструкция их была крайне простой и, в общем-то, довольно надежной. На обруче, одевавшемся на голову, крепился венец из нескольких полос, формируя свод шлема. А вот уже на этот каркас, крепился купол, собранный из нескольких частей.
Вот именно эта конструкция, к моменту появления первых по-настоящему больших армий средневековой Европы, стала основной для большинства "варварских королевств" на долгое время. И именно на один такой шлем мы сегодня и посмотрим немного внимательнее.
Шлем из Моркена - классический франкский шлем, ближайший родственник множества подобных же находок в Европе. Стоящий где-то на половине пути между эксклюзивными и непомерно дорогими шлемами Венделя и простыми и массовыми боевыми наголовьями конца раннего Средневековья.
И главная особенность, отличающая его от более ранних шлемов Вальсгарде, - это то, что при его производстве, пожалуй, впервые за всю историю варварской Европы во главе угла стояла не роскошь и красота, а функциональность и уровень защиты. Шлем из Моркена вообще лишен всех лишних нефункциональных деталей, которые бы утяжеляли его и не давали при этом никакой защиты.
Мы больше не видим литого гребня, второго, внешнего купола и красивой, но чертовски тяжелой "плетенки" свода купола основного. Весь новый "шпангенхельм" состоял из обруча с закрепленными на нем шестью ребрами жесткости, к которым, собственно, и крепился собранный из отдельных пластин купол. Эту конструкцию, дополняли нащечники и короткая бармица на затылке. На этом все.
Зато купол был цельностальной, как и обруч основы, что придавало шлему замечательную прочность при, в общем-то, небольшом весе. Такой шлем, одетый на толстую шерстяную или войлочную шапку, отлично защищал своего владельца от большинства ударов и при этом не перегружал голову, совершенно не мешая обзору.
И это делало его отличным выбором не только для пехоты, составлявшей большую часть раннесредневековых дружин, но и для кавалерии. Этим лихим ребятам, совершенно точно не с руки было таскать на голове железяку весом в треть пуда.
Вообще, с точки зрения технологичности и простоты производства, такие франкские шпанегнхельмы оказались настолько хороши, что уже к VI веку практически полностью заменили на Европейском континенте любые другие шлема, оттеснив их в Северную Британию, Иберию и на прочие подобные окраины средневековой цивилизации.
Уверенно заняв нишу "условно недорогих" шлемов для дружины и прочих подобных профессиональных формирований, шлема, подобные шлему из Моркена, быстро начали теснить своих более архаичных предков и со всех остальных позиций. Попутно покрываясь золотом, серебром, чеканкой и тонкой гравировкой.
Конечно же, дорогой друг, даже став проще, шлем из Моркена, если он попадал в руки вождя или любого другого военного аристократа, не имел ни малейшего шанса стать менее красивым, чем его исчезающие предки эпохи Венделя. Ну просто потому, что не пристало приличному человеку идти в бой в чёрте чем. И пусть больше нет литого гребня и огромной полумаски, которую можно покрыть золотом и драгоценным литьем до такой степени, что их просто не видно. Но есть же, в конце концов, и другие варианты.
Например, отринуть пошлую умеренность и забить гравировкой и чеканкой сразу весь шлем. Ну и немного вызолотить. Хотя почему немного? Давайте вызолотим его целиком! Просто для того, чтобы никто и шанса не имел не заметить, какая отличная у тебя на шлеме чеканка. В общем, получилось все как всегда. Ведь в бой нужно идти красивым.
Одним словом, на ближайшие три века вопрос со шлемами у франков, бургундов, готов, лангобардов и их соседей по континенту был закрыт. Да, время от времени, на полях сражений Европы появлялись шлема, отличные от нашего сегодняшнего героя, но их было настолько немного, что проходили они скорее по статье статистической погрешности.
Кстати, именно на время появления более или менее массового шлема в войске франкских королей, приходится начало их безудержной экспансии. И это, в общем, неудивительно. Стоящий в пехотном строю профессиональный боец с копьем, щитом и шлемом, в девяти случаях из десяти выиграет у своего коллеги, шлема не имеющего. Массовость и строй, как известно, всегда бьют отвагу и индивидуальность.
Простые, прочные и чрезвычайно надежные шлема, подобные Моркену, прошли сотни и тысячи сражений, оставаясь в строю до времен правления сына Карла Великого, Людовика I. И только к середине "эпохи викингов" стали понемногу меняться, но еще более простые и не менее надежные "назальные" шлема, стремительно заходившие в средневековую Европу с Востока.
Хотя, если говорить совершенно точно, то окончательно победить шпангхелм "назальным" шлемам так и не удалось. Впрочем, не удалось его ни топхельмам, ни потхельмам, ни бацинетам, а так же всем остальным шапелям и саладам. Этот простой и крайне технологичный шлем, многократно изменившись, успешно дотянул до самого XIX века. Впрочем, эту историю я тебе, дорогой друг, уже рассказывал.