Недавно в статье про мое участие в передаче Собчак я писал, что отказался обсуждать работу другого врача без него. И вообще, я всегда выступал против того, чтобы врачи обсуждали с пациентом качество работы предыдущего коллеги.
И вот меня вполне закономерно спросили, не означает ли это, что я занимаюсь таким образом покрывательством чьей-то безграмотности и не хочу помочь пациентам отстоять свои права?
Нет, ни в коем случае не означает!
Сейчас объясню алгоритм моих действий, если я вижу врачебную ошибку и, тем более, халатность.
Ошибиться может каждый. Если кто-то будет рассказывать, что он никогда в жизни на своей работе не сделал ни шагу в неправильном направлении, он врет либо искренне заблуждается. У всех бывают неудачи, главное — как человек (или клиника, или фирма, неважно) отрабатывает проблему.
То, как доктор исправляет свои ошибки, показывает его истинное лицо и кто он — лепила за деньги или врачеватель. Если есть хоть малейший намек на то, что у пациента случилась беда по нашей вине, я всегда решу вопрос абсолютно бесплатно.
Чего далеко ходить, буквально в понедельник приходил пациент с мостом, сделанным в 2015 году. Казалось бы, гарантийный срок прошел уже девять раз. Но мы бесплатно приклеили ему мост к абатментам, закрутили все обратно и отпустили, потому что лично я не могу со стопроцентной уверенностью сказать, то ли цемент отработал не очень хорошо, то ли пациент грыз им что ни попадя. Все сомнения чаще всего решаются в пользу пациента.
Того же я требую и от коллег. И только один раз за последние двадцать лет был случай, когда врач повел себя неадекватно.
Как-то очень давно пришел пациент, у которого вкладка вместо того, чтобы идти ровно по каналу, вышла из корня вбок. Подобная перфорация однозначно приводит к удалению зуба и последующему протезированию. Такой зуб уже не спасти. Пациент сказал, что сделал этот зуб совсем недавно и рассказывать ему, что только что вылеченный и отпротезированный зуб нужно удалять без указания веских причин, согласитесь, сложно.
Я выяснил, где была произведена данная работа, и позвонил доктору. Обычно, если я прошу передать, что доктор Агаджанян просит перезвонить ему по поводу нашего общего пациента, перезванивают уже через пять минут. Все же личность я известная не только в Питере. Но тут врач так и не перезвонил. На следующий день я позвонил еще раз и только на третий раз доктор соизволил подойти к телефону.
Я ему кратко описал ситуацию и предложил подумать над тем, как можно решить возникшую проблему. В ответ товарищ послал меня на три буквы и бросил трубку. Я так удивился, что у меня даже левая бровь высоко поднялась. После чего отдал пациенту на руки снимки, объяснив, что на этих снимках видно, и отправил его в эту клинику с досудебной претензией.
Через две недели мне позвонил главный врач и очень обиженно стал выговаривать, что я поступаю неколлегиально и натравливаю пациентов на его врачей. На что я в подробностях рассказал, как трижды пытался дозвониться и чем это кончилось. В общем, пациенту выплатили компенсацию, врача уволили, а передо мной директор приехал извиняться с бутылкой коньяка, который я не пью. Все остались удовлетворены результатом общения (разве что, кроме коньяка, который я кому-то передарил).
Но это был только один такой странный и недалекий врач. Во всех других случаях врачи реагировали на мои звонки адекватно, охотно шли на контакт, предлагали исправить недостатки собственными силами или оплатить переделку.
Как-то прислали мне пациента из очень крутой многопрофильной клиники. Я связался с директором, объяснил ситуацию, он все понял и обещал компенсировать все расходы, т.к. случай был уж очень сложным, а пациент — сын весьма влиятельных на тот момент родителей.
Я умудрился решить проблему с минимальными затратами, ни у кого ни к кому не осталось никаких претензий, а главный врач был настолько благодарен за то, как четко все было решено, что когда моя жена попала в ту клинику, явился на отделение при параде и с букетом цветов, переполошив весь персонал. После этого мы еще долго дружили с этим замечательным человеком вплоть до самой его смерти от коронавируса в 2020 году.
Так что, как видите, я ни в коем случае не пытаюсь за счет пациента решить проблемы каких-либо моих коллег. Как раз наоборот. Вместо того, чтобы обрекать уже и так пострадавшего бедолагу на скандалы и долгие судебные разбирательства без гарантированного результата, я пытаюсь помочь ему и чаще всего добиваюсь этого, выступая третейским судьей и объясняя доктору, в чем он неправ (хоть меня никто об этом и не просил). В подавляющем количестве случаев вопрос решается в пользу пациента без всяких переживаний или усилий с его стороны.
Пациент получает необходимое лечение по честной цене (или вообще бесплатно), врач не имеет репутационных проблем, клиника судебных исков, а мне выражают благодарность обе стороны.
Чем не идиллия?!