Инспекция анализирует бизнес по разным показателям: налоговой нагрузке, рентабельности, выручке и т.д. В Концепции системы планирования выездных налоговых проверок прописаны усредненные показатели, отклоняться от которых нежелательно — инспекция заподозрит неладное.
То же самое она заподозрит, если какой-то из показателей меняется слишком стремительно. Инспекторы давно знают, что это может быть признаком дробления бизнеса.
Все мои контакты и соцсети: https://taplink.cc/romanchernenko. Подпишитесь и читайте меня там, где вам удобно.
Почему резкое снижение рентабельности или прибыли может говорить о дроблении бизнеса?
Очень просто — раньше была одна ОООшка, которая получала прибыль 140 млн руб. Было решено раздробиться, и появился аффилированный ИП, на которого была переведена часть прибыли. Теперь ИП имеет прибыль 40 млн руб, а ОООшка — 100 млн руб. Было 140 млн, стало 100. Снижение очевидно. То есть при дроблении прибыль «размазывается» на всех участников схемы, при том, что раньше её получал только один субъект.
Другой вариант: компания на ОСН продавала продукцию в рынок по рыночной цене. Чтобы уменьшить налоги, проверенный человек стал ИП на УСН, и теперь компания продаёт продукцию ему с минимальной наценкой, а он уже дальше перепродает в рынок. А компания теперь платит налоги не со всей наценки, а с той, которую она сделала для «своего» ИП.
Какие ещё примеры снижения рентабельности и прибыли при дроблении знает судебная практика?
Дорогая управляющая компания. Например, привлекается «своя» управляющая компания или ИП, причём их услуги стоят дорого. Так основная фирма увеличивает свои затраты, возможно выводит деньги за меньший процент нежели выплата дивидендов, уменьшая таким образом налог на прибыль. Инспекция однозначно обратит внимание на это обстоятельство. И если она докажет, что привлечение управляющей компании было нужно только чтобы уменьшить налоги, будут доначисления.
Сами у себя взяли в аренду основные средства. Была компания. Из неё выделилась новая компания, и этой новой компании старая передала основные средства. И сама же стала их у новой компании арендовать. Налоговая задалась вопросом «зачем?», и бизнесмены не смогли ничего внятно ответить. Одним из доказательств инспекции стал тот факт, что техникой продолжали пользоваться все те же самые работники.
Создали новую компанию и «обвалили» старую. Учредители одной работающей компании создали новую фирму с таким же составом учредителей. Финансовые показатели первой фирмы ухудшились. Инспекция смогла доказать в судах, что единственной целью создания новой компании была экономия на налогах.
У налоговой есть много инструментов, чтобы доказать дробление бизнеса. Но у вас тоже достаточно способов защищаться
Когда налоговая инспекция доначисляет налоги, она почти всегда завышает их (отказывается применять налоговую реконструкцию). Подробнее об этом можно прочитать в статье «Налоговая вменяет дробление бизнеса и завышает налоги к доплате. Что делать?».
Но налоговая реконструкция постепенно становится трендом судебной практики. Я писал об этом в статье о деле МПС, в статье о деле Леспрома и вот в этом тексте. Если кратко — суды все чаще заставляют налоговую пересчитать налоги разделенного бизнеса правильно, так, как и надо (вместо неоправданного завышения, как любит инспекция). Это безусловно хороший тренд.
Это значит, что вы можете спорить с налоговой в два «этапа»:
- возражать, что бизнес был раздроблен. Если удастся убедить в этом УФНС/суд, то все доначисления снимут;
- спорить с размером доначислений, требовать применить налоговую реконструкцию, учесть вычеты по НДС, которые вы применили бы, если бы использовали ОСН и зачесть расходы, которые понесли все ваши компании. Такая практика есть, и она успешно применяется.
Поэтому пространство для маневра есть, и возможности снижать доначисления (иногда в разы) — тоже.
____________________________________
С 2008 года я помогаю бизнесу защищаться от незаконных претензий налоговой инспекции. Сопровождаю выездные налоговые проверки, готовлю бизнесменов к допросам и комиссиям по легализации налоговой базы, защищаю при обвинениях по «налоговым» статьям уголовного кодекса.
Если перед вами встали такие проблемы, пишите или звоните. Я разберусь в ситуации, и мы решим, что делать дальше. +7 (499) 283-80-20.
Все мои контакты и соцсети: https://taplink.cc/romanchernenko. Подпишитесь и читайте меня там, где вам удобно.