Среди конспирологов отчётливо выделяется секта свидетелей "Раньше было лучше!". По мнению того же канала "Павел Лобанов", деятельность которого уже попадала под наш разбор, мы потеряли бесплатное атмосферное электричество, эффективные дирижабли и супер-пупер технологии паровых двигателей, которые во всём превосходят двигатели внутреннего сгорания. Вот только это будущее у нас украли заговорщики-нефтяники. Ну а так ли это или нет, и почему эра повсеместного стимпанка у нас так и не наступила, будем разбираться в новом цикле статей "Стимпанк - будущее, которое мы потеряли!". Приятного прочтения!
Поначалу я хотел сделать банальный разбор двух старых роликов Паши и его литературного негра (Пули Снегопада), где он повествует о паровых технологиях. Но по ходу процесса я понял, что комментариями на два предложения тут не обойдёшься, и для того, что бы серьёзно оценить, где в видео сказали правду, где не досказали, а где и откровенно соврали, нужен полноценный материал с правильно выстроенной хронологией, повествующий обо всех вехах в развитии паровых технологий. Поэтому эта и последующие статьи являются не столько разбором роликов, сколько ретроспективой развития этих необычных машин, а комментарии Паши Лобанова и его свиты будут использованы лишь в качестве направляющих нашей с вами истории, ну и юмористической вставки, разумеется. В прочем, довольно вступлений, пора переходить к обзору.
В первом ролике свой рассказ о потерянном стимпанке альтернативщики начинают с паровых экскаваторов фирм «Marion Steam Shovel Company» и «Bucyrus Foundry» основанных в 1883-м, которые преуспели на поприще создания машин данного типа. Зачем он их вообще упомянул? Да для того, чтобы задаться вопросом:
Это сколько количественно техники использовалось на одном объекте (прим. автора: каком объекте, он так и не скажет)? Производство экскаватора - отнюдь не ручной труд. Производство должно быть механизированным. Стрела и ковш дорого стоят. Доставка тяжелого рельсового парового экскаватора, хм, на руках туда несли? А рельсы как доставляли? Как укладывали? Как разбирали? А грунт куда вывозили? Где складировали и как?
Ну что же, давайте поможем Паше найти причины бурного развития промышленности в конце XIX века? Сейчас я вам расскажу занимательную историю о мальчике Джеймсе Уатте, который с помощью своего изобретения совершил промышленную революцию.
Предыстория вопроса
Первое упоминание использования энергии пара в прикладных целях (а не как в случае с паровой игрушкой Герона известной еще в I веке н.э.) датировано XVI веком. Арабский астроном и инженер Таги-аль-Диноме, живущий в Египте, изобрёл вертел, приводимый в движение паровой турбиной и описал варианты практического её применения. А вот уже серьёзный механизм был разработан английским механиком Эдвардом Сомерсетом только в 1663-м году. Его изобретение позволяло работать насосам, качающим воду на верхние этажи зданий.
Другой англичанин, Томас Севери, подхватил данные идеи и уже в 1689-м году запатентовал свой вариант парового насоса для откачки воды из угольных шахт. А годом позже, в 1690-м, уже француз Дени Папен создал первый паровой поршень.
Оба эти изобретения решил объединить английский кузнец и слесарь Томас Ньюкомен. Его аппарат для откачки воды хоть и был огромен и невероятно прожорлив на топливо, однако сыскал популярность в Европе. Один такой даже использовался для откачки воды в Кронштадте в 1722 году.
Но агрегат Ньюкомена паровым в полном смысле не являлся. Более правильно было бы его назвать пароатмосферным, т.к. пар использовался только для подъёма поршня, а вот опускался он из-за охлаждения самого цилиндра, что сказывалось на размерах и конечном КПД.
Первый паровой двигатель
Революция же в работе паровых машин произошла лишь во второй половине XVIII века.
Всё началось, когда шотландскому изобретателю Джеймсу Уатту, работавшему мастером по починке механизмов в университете Глазго, принесли неработающий демонстрационный экземпляр той самой паровой машины Ньюкомена (в уменьшенном варианте, разумеется).
Изобретатель долго пытался понять причины поломки, пока его не осенило - проблема не в экземпляре, а в самом несовершенстве машины. Большая часть энергии попросту расходовалась впустую. Идея создания более совершенной машины завладела его разумом, и уже в 1769-м он патентует свое изобретение под названием "универсальный паровой двигатель". Однако из-за проблем с финансами реализовать идею на практике ему удаётся лишь в 1773-м году благодаря поддержке промышленника-литейщика Мэтью Болтона.
Так что же такого революционного было в изобретении Уатта?
В его модели парового двигателя был впервые применён конденсатор - камера, в которую попадал пар, поднимающий поршень. За счёт того, что цилиндр больше не требовал охлаждения, его температура была стабильна, что сказывалось как на мощности машины, так и на стабильности её работы. По сравнению с насосом Ньюкомена производительность увеличилась примерно в пять раз, что дало экономию по углю в 75%. Решилась проблема и с заклиниванием поршня из-за неравномерно расширяющегося цилиндра. Партнёры решают не останавливаться на достигнутом и создают фирму "Boulton & Watt".
Однако насосы - это пройденный этап. Уатт продолжает совершенствование своей машины и создаёт механизм шестерёнчатой передачи (аналог придуманного позднее кривошипно-шатунного механизма), превращающий возвратно-поступательное движение поршня во вращательное, и это открывало совершенно другие перспективы.
Начало промышленной революции
Мэтью Болтон, обладающий прекрасным деловым чутьём, понимает, в какую сторону необходимо расширять бизнес. Уже в 80-е годы он привлекает внимание к работе двигателя богатейшего промышленника Англии сэра Ричарда Аркрайта. Разбогател тот, создав самую совершенную на тот момент прядильную машину, которая превратила Англию в центр текстильной промышленности мира. Вот только для её работы нужно было водяное колесо, что привязывало фабрики к рекам и заставляло зависеть от их капризов, да и все более-менее пригодные места были уже заняты. Промышленности требовался новый источник вращения.
Казалось бы идеальное совпадение интересов, если бы не одно но: механизм, разработанный Уаттом, для таких целей подходил плохо (вращение было неравномерным, из-за чего нить получалась разной толщины). Да и конкуренты тоже не отставали, понимая, какие доходы сулит создание такой машины.
На помощь приходит молодой гений из Шотландии Уильям Мердок. Вдохновлённый изобретением своего земляка, в 1777 году, в возрасте 23 лет он пешком проходит 500 км до завода фирмы "Boulton & Watt" в Бирмингеме и устраивается там на работу. Уже к концу 80-х Мёрдок становится мастером на предприятии своего кумира. Именно его рукам принадлежит изобретение планетарного механизма, который решает проблему фирмы как с плавным вращением, так и со схожими патентами конкурентов. Ещё более плавной подачу делает новая конструкция цилиндра, придуманная Уаттом: теперь пар и поднимает, и опускает цилиндр.
К моменту истечения патента в 1800 году фирма "Boulton & Watt" произвела 496 паровых двигателей, из которых 164 использовались как насосы в шахтах. Еще 308 нашли применение на мельницах и фабриках, а 24 обслуживали доменные печи. В мире началась настоящая промышленная революция.
Отдельно остановимся на патентном праве, которое так не нравится альтернативщикам. Просто для справки: Болтон, пока спонсировал эксперименты Уатта по созданию парового двигателя, едва ли не становится банкротом. А вы как хотели? Задумка изобретателя требовала передовых на тот момент технологий, за соответствующие деньги. Логично, что бизнесмену хотелось вернуть затраченные средства, но зачем Паше и его свите эта информация? Она же рушит стройный манямирок глобального заговора!
На этом наша историческая справка заканчивается. Возвращаемся к нашим баранам разбору кринжа от Паши Лобанова. В процессе поиска информация, я понял, что альтернативщики практически полностью пересказывают статью с Пикабу (причём достаточно годную), повествующую о развитии экскаваторов от первых ручных конструкций Леонардо да Винчи до самых передовых паровых машин своего времени. С одной лишь разницей - они перевернули её повествование на 180 градусов, от самых передовых до самых примитивных. Ну и приправив это изрядной порцией вранья.
Так достаётся компании "Ruston & Proctor & Co", которая якобы в 1877 году произвела около 100 паровых экскаваторов. Вот только конкретно этот момент в статье, которую они используют за основу, выглядит по-другому:
К 1877 году Растоном было произведено около 100 паровых экскаваторов, часть из которых он экспортировал в США на строительство Манчестерского судоходного канала
Всего один предлог, а суть сказанного меняется кардинально! Обычно в таких случаях точкой отсчёта является начало производства данного типа техники, благо данную информацию никто не скрывает - это 1857 год. Иными словами, это производство за первые 20 лет. А вообще, компания была достаточно известная, в т.ч. активно поставляла свою продукцию в Российскую империю в начале ХХ века. А некоторые её аппараты той эпохи до сих пор на ходу. Про это альтеры тоже упомянули, в контексте совершенства технологии, правда таким же образом можно сравнивать отвёртку и электрический шуруповёрт.
Следующим под каток гениальной логической цепочки Павла попал Уильям Оттис, создатель первого экскаватора. Его изобретение было запатентовано только 24 февраля 1839 года, хотя первый раз патент был подан 15 июня 1836 года, но пожар в бюро сжёг заявку. Бывает, подумает наш читатель, заговор - скажет вам Паша. Правда, в чём собственно заговор не понятно, учитывая, что эту информацию авторы ролика взяли из открытых источников. Впрочем, искать теории заговора в википедии, это отличительная черта всех альтернативщиков.
А знаете что ещё кажется ему странным в изобретении Оттиса? То, что эти самые экскаваторы уже использовали в 1839 году при строительстве железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва. И в этот раз я с ним согласен! Это действительно странно, потому что указ о строительстве данной линии был издан 1 (13) февраля 1842 года. И, разумеется, никакой подобной механизации при строительстве не использовалось от слова "совсем", Паша просто соврал.
Заканчивается всё упоминанием экскаватора-драглайна Леонардо да Винчи, созданного для прокладывания каналов в Миланской долине. Экскаватор-драглайн Леонардо был способен поворачиваться на 180°, обеспечивая работу по всей ширине канала, а глубину выемки грунта регулировали с помощью противовесов. Для перемещения использовались деревянные рельсы и винтовой механизм.
Но, как итог, знаете к каким выводом приходят альтернативщики а в своих измышлизмах?
ЭКСКАВАТОРЫ БЫЛИ ВСЕГДА СО ВСЕЙ СОПУТСТВУЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ!
Именно так! Плевать на ТТХ каждого изобретения, сколько они служили, как обслуживались, сколько их вообще было построено и как они менялись. Не важно, что расцвет фирм «Marion Steam Shovel Company» и «Bucyrus Foundry», упомянутых в начале, произошел потому, что к тому моменту Америка уже прилично обросла железными дорогами, по которым эти экскаваторы появилась возможность доставлялись. Зачем? Это нарушит стройное повествование и основную линию альтернативщиков.
Дальше Пашу совсем накрывает шиза, и он начинает уходить в дебри рассуждений про необходимость развитой промышленности для создания буквально всего (реконструкторам средневековых ремёсел привет, вы, оказывается, ничего не можете!). Например, для создания банального деревянного бруска, оказывается, нужен целый сталелитейный завод, потому что брусок нужно распилить, а для этого нужна пила, для пилы — прокат, для проката — сталь и т.д.
А на этом у меня всё! Кринжа на сегодня хватит. В следующей статье мы начнём обзор второго ролика и разберём самые первые паровые машины, а также то, как они завоевали успех в мире и с какими трудностями столкнулись. Если вам понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайки и оставлять комментарии, это очень мотивирует нашу команду на написание новых интересных материалов. Спасибо, что читаете нас!
Автор: Это так не работает
Следующие части
Еще больше о теориях заговора в нашей специальной подборке