Найти в Дзене

Зачем ребенку речь? Заметки по одноименной книге О.И. Ефимова и В.Л. Ефимовой

Оглавление

Есть ли четкая возрастная граница, когда ребенок должен начать говорить? Заговорить в три года уже поздно или сейчас нормально? Почему речь так важна для ребенка? 

Эта книга о том, как усилия специалистов и родителей могут достигать удивительных результатов, если действовать правильно, действовать сообща. Книга ценна еще и тем, что ее авторы – руководители центра «Прогноз», который оказывает результативную помощь детям с особенностями в развитии, даже в самых тяжелых случаях обеспечивая развитию скачок. Она будет полезна родителям и специалистам, интересующимся развитием речи у детей.

Теория

Почему мальчики немного "опаздывают"?

Мальчики, в большей степени, чем девочки, подвержены вредности во время внутриутробного развития и родов. В результате дисфункции нервной системы развитие происходит медленнее.

О диагнозе

Отсутствие речи у ребенка может называться по-разному:

  • ЗРР
  • ЗПРРР
  • ЗПР
  • ММД
  • дисфазия развития
  • алалия
  • аутизм
  • УО
В детской неврологии нужно лечить не диагноз, а конкретные нарушения в работе нервной системы

Правда заключается в том, что механизмы работы мозга, отвечающие за речь, одни и те же у всех людей независимо от диагноза. Важно узнать, какая именно поломка в этих механизмах мешает ребенку заговорить. А поломка может быть одна и та же, например как при алалии, так и при аутизме: мозжечковый синдром или дисфункция ствола мозга, нарушения кровоснабжения мозга и т.д. То есть, воздействуя на синдром, мы уменьшаем или устраняем проявление самого расстройства. 

Авторы делают такой вывод: 24 месяца - это критический период для появления первых слов у ребенка с аутизмом, это момент, который предсказывает успешность дальнейшего развития ребенка с РАС

Речь и язык

Речь и язык имеют принципиальные отличия. Речь есть то, что имеет ситуативную направленность, невербальные сигналы при этом тоже речь, ее зарождение. Простое продуцирование слов нельзя счесть речью. Умение произносить слова - это еще не речь. 

Является ли речь результатом развития имеющихся способностей или она приобретается? Как и почему она развивается? 

В лингвистике на этот счет существует две теории. Одна из них говорит о некотором "чёрном ящике", в котором сосредоточено речевое развитие ребенка, запрограммировано, так скажем. Сторонники теории и ее авторы (Хомский) привели для того следующие доказательства: 

  • Ребенок есть часть биологического вида, изначально запрограммированного на овладение речью
  • Существует определённый период, сензитивный для развития речи и завершающийся в 6 лет
  • Сложно встроенная логика речи и умения ребёнка наполнять ее словами, ранее невозможными для восприятия

Однако ни "ген речи", ни "черный ящик" обнаружены не были. 

Оппоненты (Бетс, Томаселло) опровергают это положение и считают, что речь является результатом постепенного созревания мозговых структур, которое сопровождается общением со взрослым как с носителем культуры. Скорее всего, главный толчок этому дают созревание операций мышления, а также умение улавливать коммуникативные намерения собеседника. 

В случае нарушения развития речи, необходимо искать, на каком уровне произошла поломка. Важно также понимать, что механизмы речевых нарушений у взрослых и детей отличаются. 

Чувствуете разницу: это молодое дерево, оно по каким-то причинам медленно растёт, а вон то старое дерево больше не растёт, потому что оно сломано ветром

Особую роль при развитии речи имеют зеркальные нейроны (исследования Дж. Рицалотти), однако точный механизм их участия еще не раскрыт.

Важным элементом речевого развития является способность к обобщению. Которая может формироваться как правильно, так и с ошибками. Ребенок не просто повторяет за взрослым, он улавливает его слова, делает на их основе обобщения и применяет слова в самостоятельной речи. Отсюда появляются забавные образования слов и шаловливые выводы. 

Речь - это не каждое слово, произнесенное ребенком

Порою сложно найти точку отсчета истинно речевому развитию, истинно слово. Особенно если в речевом общении ребенка могут быть найдены эхолалии

Итак, речь это когда ребенок умеет:

  • намеренно использовать слова для взаимодействия с другими людьми (коммуникативная интенция)
  • использовать слова в качестве заместителей реальных предметов (символичность)
  • комбинировать слова между собой (продуктивность)
  • считывать коммуникативные намерения собеседника.

Для того, чтобы помочь ребенку заговорить, важно, помнить:

  • сенситивный период речевого развития завершается в 6 лет
  • механизм речевого нарушения ребенка принципиально отличается от такового у взрослого (вспомни про афазии)
  • все дети должны пройти одни и те же стадии развития мозга и коммуникации, которые создают фундамент для речи. 
  • взрослый может выступать в речевом развитии и как двигатель, и как тормоз.

Взрослый выступает для ребенка тем ЗАЧЕМ, которое позволяет малышу заговорить в первые месяцы жизни. Он помогает ему и затем, создавая особую речевую среду, что так актуально в случае нарушений развития.

https://ru.freepik.com/free-photo/mom-hugs-and-kisses-little-son_4174982.htm#fromView=search&page=1&position=8&uuid=8f736ab0-369a-4e74-8ef4-4dfecea46bda
https://ru.freepik.com/free-photo/mom-hugs-and-kisses-little-son_4174982.htm#fromView=search&page=1&position=8&uuid=8f736ab0-369a-4e74-8ef4-4dfecea46bda

Практика. ДЭКО (Движения, эмоции, коммуникация, обучение)

Это система поддержки развития языковых навыков ребенка, которая была разработана В.Л. Ефимовой и используется в центре “Логопрогноз” в СПб.

Естественная среда для появления речи

Речь есть то, что рождается в ситуации общения. Поэтому ее развитие в норме происходит естественным путем, т.е. без создания специальных условий. Это особенно актуально в сенситивный период речевого развития. После мы имеем возможность говорить об искусственном развитии речи, когда педагог действует в рамках традиционного логопедического подхода. ДЭКО про “естественное” обучение на первых этапах (до момента, когда ребенок спонтанно произносит отдельные слова и активно использует жесты)

5 принципов ДЭКО

  • комплексность (специалисты, работая внутри своей сферы, опираются на достигнутое другими, закрепляет его и приумножает)
  • спонтанность (ребенку необходимо удивляться, поэтому специалисты, меняясь, меняют и модели общения, также при этом от ребенка не требуют повторения - но создают условия, что он сделал это спонтанно)
  • поддержка инициативы (речь нужна для общения, поэтому стоит внимательно относиться к даже минимальным коммуникативным проявлениям ребенка, также инициатива - это про гибкость решения задачи внутри изменившейся рамки совместного внимания)
  • немедленная обратная связь (про реакцию на инициативу ребенка)
  • естественное поощрение (когда само взаимодействие становится для ребенка наградой, это своего рода социальное поощрение)

Про леворукость

Левшество часто появляется потому, что в ходе родовой травмы правая рука оказалась у ребенка чуточку слабее левой. Поэтому не стоит сразу побуждать ребенка все делать левой рукой. Стоит восстановить активность правой и понаблюдать. Существует мнение, что с “рукостью” ребенок определиться к 4-м годам.

Какие структуры отвечают за речь?

Речь ребенка несколько отличается по своему механизму от речи взрослого. Именно поэтому данные, полученные Брока и Вернике верны не в полной мере.

Не стоит при описании речи замыкаться на данных двух структурах. За речь отвечают не только они.

Важным элементом является деятельность подкорковых структур. Здесь следует заметить, что кора достигает своего развития приблизительно к 20 годам, поэтому данные нейропсихологических тестов, направленных на эту структуру, можно считать не вполне объективными. Нарушениями в корковых структурах нельзя объяснить отставания в речи. Кора может стать таковой причиной у взрослых, тогда как для детей скорее причиной станет подкорка.

<a href="https://ru.freepik.com/free-photo/brains-side_870197.htm#fromView=search&page=1&position=6&uuid=06d1b010-8854-4004-bce9-bbddaf4eb414">Изображение от kjpargeter на Freepik</a>
<a href="https://ru.freepik.com/free-photo/brains-side_870197.htm#fromView=search&page=1&position=6&uuid=06d1b010-8854-4004-bce9-bbddaf4eb414">Изображение от kjpargeter на Freepik</a>

Движение

Речь - это тоже своего рода движение, поэтому важно отследить его эволюцию

Ствол мозга 

Оформляется на 7 неделе у плода и созревает снизу вверх, является у новорожденного затем единственно функционирующим центром нервной системы.

По мере развития мозга происходит два процесса: миелинизация и синаптогенез. Ни ребенок, ни родитель данные процессы не контролируют, но они могут усиливать сенситивность, сенсорно и двигательно помогая развиваться доминантной в данном возрасте структуре. 

Структуры ствола (движение снизу вверх)

  • Продолговатый мозг - обеспечивает рефлекторные функции. Здесь находятся ядра языкоглоточного, блуждающего, добавочного и подъязычного нервов.
  • Варолиев мост - сенсорное реле, передает информацию в мозжечок. Здесь тройничный нерв, отводящий, лицевой, вестибулярно-кохлеарный. Вместе с предыдущей частью они обеспечивают дыхание, рефлексы, уровень сознания. 

Доминирующее движение - ползание на животе (чтобы избежать неприятного ощущения, но не для обладания, например, игрушкой). В случае нарушения: может наблюдаться снижение чувства привязанности к родителям, тревожность в комбинации с отсутствием реакции на что-то действительно опасное. В дальнейшем - нарушается внимание, поведение, способности к обучению.  

Если у ребенка есть энурез - с большой вероятностью нарушена структура, ведь в ней есть центр регуляции непроизвольного мочеиспускания.

Средний мозг (около 7 мес.)

Расцвет ощущений, умения выделять и находить их. Усложнение взаимодействия, появление экспериментирования с речью

Доминирующее движение - ползание на четвереньках. В случае нарушения: трудности фильтрации информации, может наблюдаться гиперактивность, не любит физический контакт, гиперчувствительным к отдельным стимулам, неадекватная терморегуляция, трудности пищеварения, контроля мочеиспускания.

Фактор риска: незрелость или поражение ствола 

  • слабый сосательный рефлекс
  • нарушение жевания, глотания, артикуляции
  • ребенок пропустил одну из стадий ползания или не ползал вообще
  • нарушение сна
  • энурез, запоры, нерегулярный стул
  • нарушение тактильной  и проприоцептивной чувствительности
  • нарушение восприятия речи (особенно среди шума)
  • повышенное слюноотделение
  • нарушение поведения
  • косоглазие, нарушения движений глаз
  • нейросенсорная глухота или снижение слуха. 

Мозжечок

Нарушения данной структуры мозга, пожалуй, довольно частотны сейчас. С недоразвитием мозжечка связана задержка формирования лепета. Артикуляция сохранена, а вот сигнал не идет. Также речь у детей с поражением мозжечка немного скандированная, поэтому работу с таким ребенком нужно начинать с тренировки равновесия, крупных движений, ритма, а не артикуляции.

Мозжечок - это не только про равновесие. Это своеобразный синхронер нашего времени. Судя по всему, именно он поддерживает ритм 40 гц - 40 колебаний.  Следовательно, дети с поражением мозжечка испытывают трудности с регулирование своей деятельности - их внутренние часы немного повреждены.

Фактор риска:

  • В 12 месяцев не ходит самостоятельно
  • С 1,5 лет не может спускаться по лестнице, спотыкается, часто падает
  • С 3 лет не может освоить велосипед с дополнительными колёсами, не может бросать и ловить мяч
  • С 4 лет не может прыгать на одной ножке, кататься на велосипеде с 2 колёсами
  • После 4 лет избегает спортивных игр, не любит рисовать
  • Медленно соображает

Возможная причина: преждевременные роды, гипоксия.

Базальные ганглии

Базальные ганглии - эволюционный предшественник лобной коры. Пока что последняя развивается, они берут на себя функции коры. 

Базальные ганглии активирует ожидание награды. Когда ребенок гудит и лепечет - работают базальные ганглии. Они также отвечают за автоматизированные действия. Здесь может быть найдена причина долгой автоматизации звуков.

Возможная причина: желтуха, стрептококковая инфекция (ангина), внутрижелудочковые кровоизлияния, кисты на месте кровоизлияний.

Интересное замечание: PANDAS - детское аутоимунное заболевание (синдром), вызванное стрептококком. Выглядит как синдром навязчивых состояний, возможно возникновение типов и энуреза. Причем при аутизма эти явления списываются на прогрессирующее расстройство. Т.е. ангина - опасное заболевание, а перечисленные симптомы исчезают при работе с причиной. 

Фактор риска: незрелость или поражение базальных ганглиев

  • желтуха новорожденных
  • внутрижелудочковые кровоизлияния (ВЖК)
  • кисты, возникающие на месте (ВЖК)
  • плохое формирование навыков
  • тики
  • заикание
  • навязчивости.

Движения, еда, речь

Важно, чтобы ребенок овладел одним из важных элементов самообслуживания - умением самостоятельно кушать. Взаимодействие со столовыми приборами развивает его двигательную сферу, семантику языка, жевание и глотание - способствующие формированию артикуляции, дыхания.

По тому, как ребенок сосёт грудь можно сделать небольшой прогноз о его дальнейшем речевом развитии. Жевание твёрдой пищи действует не хуже лог.массажа, а для детей 6-7 лет для развития и тренировки жевательные мышц может использоваться БОС.

Фактор риска: гипотония. 

Важно: она не проходит сама собой.

Мелкая моторика и речь 

Принято считать, что эти два явления очень связаны и опосредованно влияют друг на друга. Однако положение, которое было получено М.Кольцовой в ходе эксперимента в детском доме не очень верно. Качественный скачек речи произошёл тогда скорее из-за возросшего количества общения со взрослыми, а не как следствие развития мелкой моторики. Отсюда положение не до конца верное. У речевых детей туго и с крупной моторикой, но она в отношении речи первичная. Поэтому лучше уделить внимание прежде ей, а также упражнениям на равновесие.

Фактор риска: хождение на цыпочках (причина - легкий спастический синдром, но массаж не будет эффективен, если не разобраться с головой).

Артикуляция

"Сороконожка" — сказка для детей. Автор Дональд Биссет. Вывод - если мы начинаем задумываться, как устроено движение, его качество падает.

Речь с этой точки зрения, звуки - являются программируемым актом. Логопед просит ребенка помочь язычку принять определенное положение. Это неплохая стратегия с ребенком после 5 лет, когда данную задачку он может решить логическим путём. Но для малышей ни гимнастика, ни массаж не будут актуальны. Лучше научить детей слушать, слышать формы, тогда они быстрее подберут их правильные образцы. 

Речь - средство общения, поэтому не первых этапах не так важно, какой у ребенка звук, важнее, чтобы он мог выразить свое высказывание и быть понятым при этом. 

Фактор риска: отсутствие в речи ребенка простых фонем

Если со звуком [Р] можно подождать до 6 лет, то вот если в речи 5-ти летки искажены звуки раннего онтогенеза - тут стоит незамедлительно обратиться к специалисту. Особенно тревожна замена Т и Д на К и Г. Звуки булькающие, а в речевом потоке часто выглядывает кончик языка.

Эмоции и коммуникация

Развиваться ребенку непросто. Он проходит на этом пути много падений, тратит энергию, а все потому, что пытаясь освоить новое, его мозг выделяет специальные вещества (нейромедиаторы), обеспечивая тем самым состояние удовольствия. Такой же щедрой реакцией награждается взаимодействие и общение ребенка с родителем. 

Диалог как форма речевого общения появляется у ребенка первой, поэтому он становится первым актом коммуникации. За коммуникацию отвечает лимбическая система. В нее входят: гиппокамп, гипоталамус, амигдала (миндалина), поясная извилина (“кора” лимбической системы, лежит над мозолистым телом и соединяет полушария мозга, передняя ПИ - вокализации и эмоции, здесь происходит сенсорная интеграция, задняя - пространство и тактильный анализ, в случае нарушения может наблюдаться мутизм), ядра перегородки, мамиллярные тела. 

В первые этапы речевого развития именно лимбическая система обеспечивает диалог, общение невербальное. Этот тесный контакт чаще возникает у ребенка с мамой, потому как ее лимбическая система и дофаминовый ответ более чувствительны к этому. Младенцы же в свою очередь лучше реагируют на звуки высокого регистра, к которым относится и детский голос. 

Забавный факт: мама занимается интерпретацией действий и реакций ребенка задолго до того, как сам малыш вкладывает в них смысл. Это помогает воспринимать ребенку свои проявления как средство общения, интерпретируя их в соответствии с реакцией мамы. 

Фактор риска: депрессия у мамы (поэтому помощь ребенку здесь начинается с помощи его маме)

<a href="https://ru.freepik.com/free-photo/mother-and-her-child-posing-indoor_11193597.htm#fromView=search&page=1&position=4&uuid=a3a371cf-c1f2-4b7f-8841-85b264a055a2">Изображение от shurkin_son на Freepik</a>
<a href="https://ru.freepik.com/free-photo/mother-and-her-child-posing-indoor_11193597.htm#fromView=search&page=1&position=4&uuid=a3a371cf-c1f2-4b7f-8841-85b264a055a2">Изображение от shurkin_son на Freepik</a>

Про язык нянь

В ходе общения взрослый склонен подстраиваться под языковые возможности ребенка. Так он помогает ребенку конструировать язык. Причем на первых этапах фразы длинные, но эмоционально выразительные (ребенок реагирует на окраску, а не на содержание), тогда как по мере взросления язык укорачивается, приобретает повторы, а затем расцветает вновь. 

Фактор риска: директивная мама (командующая и не ждущая ответ, она тормозит развитие речи ребенка, такие чаще мамы особенных детей).

Обучение 

Взглядов на обучение и соответствующих концепций довольно много. Все их условно можно разделить на несколько групп, или “орденов”

  • “Орден Собаки” - И.П. Павлов. Обучение - создание цепочек условных рефлексов путем установления связи между стимулом и реакцией. Все зависит от упорства учителя, поэтому научить можно кого угодно и чему угодно (ведь собаки были привязаны).

Речь - вторая сигнальная система. 

Педагог использует многократные повторения, закрепляя и перепроверяя условный рефлекс. Желательно, чтобы ученик меньше двигался, чтобы сэкономить время на формирование рефлекса.

  • “Орден Голубя” - Б.Ф. Скиннер. Обучение - подкрепление учителем желательных реакций ученика, при этом ученик не способен самостоятельно установить логическую связь между событием и последствием, поэтому в процессе обучения пассивен.

Речь - вариант поведения.

Педагог похож на АВА-тераписта, дорога к навыку будет создана из последовательных этапов, которые будут подкрепляться.

  • “Орден Кошки” -  Э.Л. Торндайк. Необходимо создание условий, в которых ребенок мог бы активно экспериментировать и познавать мир путем проб и ошибок. 

Педагог создает условия и помогает, когда этого требует ученик, или когда она необходима, явный монтессори-учитель. ДЭКО - про орден кошки. 

Фактор риска - заниженные представления родителей о возможностях ребенка. 

Поэтому успехи ребенка во многом зависят от того, верите ли вы в него на “лимбическом уровне”.

Речь или язык? 

Речь - это использование языковых знаков для общения с другими людьми. Ребенок осваивает язык уже тогда, когда родился, и даже когда его речь только начинает развиваться. 

Для того, чтобы речь развивалась, необходима не только зрелость мозга, но:

  • желание ребенка поделиться информацией
  • желание взрослого разгадать коммуникативное намерение ребенка.

Здесь и появляется ответ на вопрос - зачем ребенку речь. 

Фактор риска - давайте подождем.

Что происходит в голове, когда мы разговариваем? 

Обработка речевых сигналов в нашем мозге может быть представлена в общем виде в следующей схеме. 

  1. Анализ слухового сигнала
  2. Установление связи между слуховыми сигналами и звуками речи
  3. Анализ смысла сообщения
  4. Анализ ситуации (контекста)
  5. Принятие решения, хочу ли я дальше взаимодействовать с этим человеком
  6. Программирование общего смысла ответного сообщения
  7. Выбор средства для передачи сообщения
  8. Артикуляция

Поэтому речь - это не только про последний пунк. Странно учить неговорящего ребенка произносить звуки, развивать речевое дыхание. Учить говорить нужно не так. Также и подрезание уздечки заговорить не поможет.

Фактор риска: шум

Поэтому важно, особенно для детей с неустойчивым вниманием, снизить дома уровень шума. Например, меньше включать телевизор, ведь шум создает помехи для восприятия слуховой информации. 

Восприятие речи 

Слух может быть нарушен в мозге, а не в ушках. Тогда для того, чтобы речь понять, ребенку необходимо приложить усилие. Хорошо, если для него найдется мотиватор. Сейчас вслед за Н.Н. Трауготт мы скажем, что это дети с сенсорной алалией. Однако по данным исследователей практически у всех детей с нарушениями речевого развития наблюдается “центральное нарушение обработки слуховой информации”.

Трудным местечком с точки зрения понимания речи выступают промежутки между словами. Невозможно просто и быстро воспринять смысл услышанного, если слова воспринимаются единым потоком. Действенная стратегия при этом отнюдь не проговаривание по слогам (так ребенок будет воспринимать слог как слово и еще больше запутается). Скорее большей эффективностью обернется замедление темпа и четкая паузиация.

Для понимания речи важны интонация и ритм. К монотонной речи ребенок быстро теряет интерес - он привыкает, поэтому речь взрослого должна быть выразительной.

Фактор риска: отиты

Если ребенок не говорит, в первую очередь стоит проверить слух. 

Если проведение слуховой информации замедленно, может помочь Томатис, inTime. Также важным будет лечение у невролога, так как асфиксия и гипоксия являются частыми причинами подобного нарушения. Причем лечить нужно с первых месяцев жизни ребенка, чтобы процесс миелинизации не очень отстал.

Лингвистическая прагматика

У всех слов, которые мы используем, существует контекст. Лингвистическая прагматика как раздел науки о языке изучает ситуации, в которых взаимодействие между людьми с использованием тех или иных приемов коммуникации оказалось успешным.

То есть с этой точки зрения, для неговорящего ребенка намного важнее осознать контекст, коммуникативное намерение и получить мотивацию конструировать язык, нежели разбираться что да как, называть картинки и предметы. Это поможет подобрать верное коммуникативное средство. Просто слова без этого компонента пусты.

Чтобы узнать об этом поподробнее, можно посмотреть на концепцию Дж. Брунера. Умение использовать язык формируется раньше, чем речь. При этом самый ранний способ общения “требующий”, а затем “просящий”. Для освоения языка ребенку нужен взрослый, создающий среду и помогающий в формировании первого толчка. 

Проблема “гавагай”

Изучая язык, мы очень зависим от окружающих нас людей. Именно они помогают нам сформировать словесный образ предметов и явлений, которые находятся вокруг. Те или иные элементы называются так, а не иначе ведь просто потому, что люди однажды договорились.

При этом реальный предмет и контекст никогда не заменит собою карточка или фигурка. Домашние животные хороши, для звукоподражаний, например, но они никуда не годятся для формирования языка - где городской ребенок увидит этих животных, пригодится ли ему новое слово? Поэтому эффективнее становятся поиски внутри обычных коммуникативных моментов, часто связанных с бытовым общением.

До появления речи ребенку важно освоить:

  • взаимодействие со взрослым
  • диалог без слов все с тем же взрослым
  • умение выражать просьбу, требовать предмет, внимание…
  • сообщать о своем состоянии, настроении
  • обращаться за помощью
  • менять тему общения, то есть помогать взрослому понять, что предмет общения сейчас не очень интересен ребенку
  • завершать общение со взрослым

Вы справитесь!

Важными партнерами выступают родители. Однако им не всегда удается сразу перестроиться, да и не понятно, где именно это делать. Поэтому в Логопрогнозе есть курс для родителей “Локомотив”. Там советуют записывать взаимодействие с ребенком на видео - так удобнее анализировать и открывать для себя взгляд со стороны на привычные моменты.

Однако приступая к занятиям лучше перепроверить следующее:

  • у вас и у ребенка хорошее настроение
  • у вас и у ребенка ничего не болит
  • вы не хотите есть, спать, пить
  • вы никуда не торопитесь
  • вас никто и ничто не отвлекает

Родители, которые не участвуют в речевом развитии ребенка являются основным фактором риска.

Где вы и ваш ребенок?

Способность пользоваться языковыми знаками предполагает наличие ответов на три вопроса

  • Зачем? (есть потребность и необходимость взаимодействия)
  • Что? (существует понимание языка и ситуации)
  • Как? (есть средства, с помощью которых можно взаимодействовать)

Отсюда можно выделить несколько групп из перечисленных вопросов

Ребенок не взаимодействует с другими и не говорит (Может показаться, что потерялось “зачем”, однако это не всегда так. Скорее проблема в отсутствии “как”, осложняющиеся шаткостью “что” из-за нарушения обработки слуховой информации).

Вероятные диагнозы: РАС, иногда алалия, синдром Ретта, генетические синдромы, ЗПР, ЗПРР и т.д.

Ребенок взаимодействует с другими, но не говорит (Отличный компонент “зачем” побуждает ребенка к контакту, активным жестикуляциям, разговору на своем языке, то есть ребенку не хватает “как”. При этом “что” тоже часто нарушается, поэтому некоторые слова остаются для детей неясными).

Вероятные диагнозы: алалия, синдром Дауна и др.

Ребенок говорит, но не взаимодействует с другими (Есть развитое “как”, часто не по годам развитое, но на “зачем”, т.е. на коммуникацию оно не направляется. Отсюда декламируя Чуковского, ребенок не может выразить просьбу или ответить на вопрос, потому как “что” тоже задело).

Вероятные диагнозы: РАС, синдром Аспергера.

Осознание цели

Важными в начале пути являются цели. Они должны быть конкретными, реалистичными, полезными для ребенка. Потому как одним из факторов риска являются нереалистичные цели родителей. 

<a href="https://www.freepik.com/free-photo/cute-baby-going-their-first-steps_23670063.htm#fromView=search&page=1&position=1&uuid=59a38b17-c853-4812-93fa-a1273462ab44">Image by freepik</a>
<a href="https://www.freepik.com/free-photo/cute-baby-going-their-first-steps_23670063.htm#fromView=search&page=1&position=1&uuid=59a38b17-c853-4812-93fa-a1273462ab44">Image by freepik</a>

Заключительный мысли

Как же ребенок умудряется пользоваться тем, чем он ещё не владеет? На первый план в этот момент выступает взрослый, ведь именно взаимодействуя с ним ребенок учиться «общаться». Сначала взглядами, жестами, с помощью перемещений в пространстве, вздохов, а затем и первых слов и фраз. Чтобы ребенок, понял, Зачем нужно разговаривать, в период от рождения до 12 месяцев должны произойти определенные события, связанные с его коммуникативным развитием. Если по каким-то причинам эти события не произошли, ребенку требуется тщательная и бережная поддержка со стороны взрослых, которая поможет пройти эти этапы развития в более старшем возрасте. 

#логопед #логопед_саратов #детский_логопед #постановка_звуков #запуск_речи #логопедические_занятия #дети_и_родители #logo_sparrow