Найти тему

Дробление бизнеса: если вы распределяете покупателей и поставщиков между компаниями на УСН и ОСН, налоговая идёт к вам

Оглавление

На этом канале вы можете прочитать статью о «втором рукаве продаж». Эта статья — в принципе, о том же самом, но с примерами из практики.

Второй рукав продаж — это один из вариантов дробления бизнеса. Есть две (или больше) компании. Одна на упрощёнке (УСН), другая — на общей системе налогообложения (ОСНО). Поставщики и покупатели, которым нужен НДС, работают с компанией на ОСНО, а поставщики и покупатели, которым НДС не нужен — с фирмой на УСН. Налоговая считает, что использование в бизнесе субъектов на УСН и ОСНО — это дроблением бизнеса.

Что важно: необоснованная налоговая выгода обычно возникает, если бизнес продолжает применять упрощёнку, когда выходит за соответствующие лимиты и надо начинать применять общую систему. Но со «вторым рукавом продаж» это не работает — налоговая вменяет необоснованную налоговую выгоду, даже когда все компании, входящие в схему, не превысили лимитов.

Все мои контакты и соцсети: https://taplink.cc/romanchernenko. Подпишитесь и читайте меня там, где вам удобно.

Несколько грустных примеров распределения покупателей и поставщиков между компаниями

Бизнес распределял покупателей между двумя фирмами на УСН. Было три фирмы — две на УСН, одна на общей системе. Если покупателю был нужен «входящий» НДС, его заводили на компанию на общей системе, если не нужен был — на компанию на УСН.

Более того — когда одна из компаний на УСН приближалась к лимиту выручки, покупателям давали реквизиты другой компании на УСН. Таким образом, весь бизнес минимизировал налоги, проводя клиентов по той фирме, которая применяла более подходящую налоговую систему.

Кроме того, фирма с ОСН продавала товар «своим» компаниям на упрощёнке с меньшей наценкой, чем остальным покупателям. Налоговая это обнаружила, и суды тоже обратили внимание на этот факт.

Экспорт. Часто бывает, что основная компания на общей системе, а «дополнительные» — на упрощёнке. Но бывает и наоборот. Например, была фирма на упрощёнке, которая решила заниматься экспортом. Чтобы иметь возможность принимать к вычету НДС, была создана компания на общей системе. Налоговая эту схему вскрыла и отказала компании на ОСН в налоговых вычетах.

В двух фирмах с разными налоговыми системами работы выполняли одни и те же люди. Одним из доказательств налоговой стал тот факт, что сотрудники у «НДСной» компании и остальных субъектов на УСН были одними и теми же.

Кстати, «пересечения» по штату сотрудников, которые часто даже не знают, в какой компании они работают — типичная черта дробления бизнеса. Налоговая это отлично знает.

Налоговая проанализировала, кто с какими покупателями работал. Была связка из нескольких ИП и ООО на упрощёнке и одной компании на общей системе. Проводя проверку, инспекция заметила, что всеми клиентами «НДСной» фирмы были покупатели, которые тоже работали сна ОСН. Это убедило суд в том, что речь идёт о «втором рукаве продаж».

У налоговой есть много инструментов, чтобы доказать дробление бизнеса. Но у вас тоже достаточно способов защищаться

Когда налоговая инспекция доначисляет налоги, она почти всегда завышает их (отказывается применять налоговую реконструкцию). Подробнее об этом можно прочитать в статье «Налоговая вменяет дробление бизнеса и завышает налоги к доплате. Что делать?».

Но налоговая реконструкция постепенно становится трендом судебной практики. Я писал об этом в статье о деле МПС, в статье о деле Леспрома и вот в этом тексте. Если кратко — суды все чаще заставляют налоговую пересчитать налоги разделенного бизнеса правильно, так, как и надо (вместо неоправданного завышения, как любит инспекция). Это безусловно хороший тренд.

Это значит, что вы можете спорить с налоговой в два «этапа»:

  • возражать, что бизнес баз раздроблен. Если удастся убедить в этом УФНС/суд, то все доначисления снимут;
  • спорить с размером доначислений, требовать применить налоговую реконструкцию, учесть вычеты НДС, которые вы применили бы, если бы использовали ОСН и зачесть расходы, которые понесли все ваши компании. Такая практика есть, и она успешно применяется.

Поэтому пространство для маневра есть, и возможности снижать доначисления (иногда в разы) — тоже.

____________________________________

С 2008 года я помогаю бизнесу защищаться от незаконных претензий налоговой инспекции. Сопровождаю выездные налоговые проверки, готовлю бизнесменов к допросам и комиссиям по легализации налоговой базы, защищаю при обвинениях по «налоговым» статьям уголовного кодекса.

Если перед вами встали такие проблемы, пишите или звоните. Я разберусь в ситуации, и мы решим, что делать дальше. +7 (499) 283-80-20.

Все мои контакты и соцсети: https://taplink.cc/romanchernenko. Подпишитесь и читайте меня там, где вам удобно.