Культурная среда. Наконец дошла до Гауди. Сегодня в комментах будет жарко.
Начну с того, что отношение у меня к нему неоднозначное. Я не согласна с тем, что он весь прям из себя такой гениальный гений. И сейчас объясню, почему. В этой статье рассмотрим только одно его строение. А в дальнейшем буду писать и про другие.
Современная тенденция возводить в культ любое известное и неординарное имя не оставляет права иметь свое мнение. Должен восхищаться, даже если тебя что-то смущает. Да и смущать ничего не должно. Сказано гений, значит гений. Все! Отставить разговорчики.
Но мне ближе позиция мальчика из сказки про голого короля. Я лучше скажу то, что вижу, чем буду восхищаться, не испытывая восторга. Тем более, что я имею к архитектуре и дизайну прямое отношение. Училась и работала в этой области. И историю искусств изучала. Кстати, с большим удовольствием.
Если художника/архитектора/режиссера начинают считать гением за какое-то удачное творение, то этот ореол автоматом распространяется на все его работы. В том числе ранние. Но все они люди, все они были молодые и зеленые, и когда-то ходили на горшок. Все они с чего-то начинали. И у всех, практически, что-то когда-то получалось не очень. Или даже совсем не получалось.
Надо понимать, что Гауди (произносится с ударением на И) не просто испанец. Он - каталонец. А каталонцы просто помешаны на собственной исключительности. У них все - самое лучшее в мире. Барселона - самый красивый город в мире. Дали - самый талантливый художник в мире. Гауди - самый талантливый архитектор, опять же, в том же самом мире. В мире собственной исключительности, в котором живут каталонцы. И эта искренняя вера в исключительность вкупе с энергичной экспрессивностью оказывается удивительно заразной. На себе испытала.
Мой путь в Испанию начался с знакомства именно с каталонцами. И они старательно заливали мне в голову такое, что потом я долго лапшу с ушей снимала. Про этот свой опыт напишу отдельно. А пока - вернемся к Гауди.
Естественно, что человек он творческий и безусловно талантливый. И некоторые его работы заслуживают похвалы и восторга. Но далеко не все. И уж точно не самый первый дом, который он построил. Это дом Висенса, построенный Гауди в 1883-1888 годах.
Пишут, что Гауди очень хотел построить дом полностью самостоятельно. И такой, чтобы все ахнули. И тут ему подвернулся предприимчивый Мануэль Висенс, который, похоже, непрочь был сэкономить. Нанял он молодого и никому не известного архитектора, видимо, чтобы не платить много за работу вчерашнему студенту. Когда я смотрю на этот дом, складывается впечатление, что Гауди боялся, что это его первый и последний проект. И решил впихнуть в него все идеи, которые у него были.
Если вы наберете в поисковике "первый дом, построенный Гауди", то выскочат фото, от которых у вас зарябит в глазах. Если после этого вы наберете "цыганские интерьеры", то выскочит плюс-минус такое же буйство красок, цветов, фактур и несочетаемых друг с другом декоративных приемов. Только над цыганскими интерьерами принято потешаться, а Гауди - гений. Нравится - не нравится, а придется восхищенно ахать.
И не надо мне всяких "Вы не понимаете, это другое". Этих самых знатоков и восхищающихся легко можно подловить вслепую (если оставить за кадром известную фамилию). Неоднократно такое проделывала.
Так вот, в первом доме, построенном Гауди, чувство меры вообще рядом не лежало. Похоже, что стояла задача использовать отходы плитки с фабрики заказчика. С этим Гауди справился блестяще.
Если говорить об интерьерах, то Гауди настолько перегрузил пространство декором, что там любой дополнительный предмет - лишний. Да и человеку там уже не место. Если кто-то вообще сможет нормально себя чувствовать в таком буйстве цветов, фактур и форм, которые не просто не сочетаются друг с другом, а откровенно спорят. Даже скандалят. Жить в постоянном визуальном скандале - это ж никаких нервов не хватит.
Определение стиля данной постройки обычно занимает пару абзацев. Это и стиль модерн (в испанском он называется модернизмом, из-за чего обычно происходит много путаницы, потому что в русском модернизмом называется совсем другой стиль), и неоготика, и мавританский (мудехар).
Очень интересно использование тезиса "Декоративность - начало архитектуры", который в то время был в ходу у теоретиков неоготики Виолле-ле-Дюка и Джона Рёскина, идеями котороых вдохновлялся Гауди (кстати, Виолле-ле-Дюк реставрировал готические соборы по всей Европе). Интересно, потому что в готике, именно в готике, конструктивная основа видна, как нигде больше. И все эти нервюры, аркбутаны, контрфорсы и пинакли - это именно конструктивные элементы, чуть припорошенные декором для отвода глаз.
Я думаю, что вы уже поняли, что первый дом, построенный Гауди, мне категорически не нравится. Про другие его строения я еще расскажу. Потому что строил он не только в Каталонии, но и в наших глубинках (в Леоне и в Асторге). Но про них как-нибудь в другой раз. А пока напишите в комментариях, удалось ли мне заронить хоть каплю сомнения в абсолютной гениальности и непогрешимости маэстро.
Больше всего интересного и неожиданного об Испании можно найти на моем канале. Подписывайтесь, чтобы не пропускать новые публикации и участвовать в обсуждениях.