Найти в Дзене
Navygaming Channel

Торпеды или средства ПВО – меняем по обстановке /Часть 2. - "Акасты" перевооружить не проблема

Продолжаем вспоминать отдельные моменты развития британского "эсминцестроения" после Первой мировой войны. Ранее (читать ЗДЕСЬ и ВОТ ЗДЕСЬ) мы познакомились с процессом создания британского эсминца типа "Акаста", а затем (первая часть, читать ТУТ) , вторая ЗДЕСЬ - рассмотрели динамику поступления на флот эсминцев "нового" типа, и его сравнительные возможности с кораблями иностранных государств. В первой части статьи мы обсудили главный калибр этих эсминцев, но на них устанавливалось и другое вооружение.

Окончание.

Лидер «Фолкнор» имел 120-мм орудия в установках Mk.XVII с углом возвышения 40 градусов
Лидер «Фолкнор» имел 120-мм орудия в установках Mk.XVII с углом возвышения 40 градусов

Итак, в первой части мы рассмотрели главный калибр новых (на тот момент) британских эсминцев типа "Акаста", но этим вооружение данных кораблей не исчерпывалось.

Признавая необходимость обеспечения ПВО новых кораблей, британские конструкторы и моряки все же не в полной мере представляли важность этих средств защиты, основываясь в большей мере опытом применения авиации в Первую мировую войну. И хотя тенденции роста возможностей и боевой мощи самолётов были заметны, конструкторы и военно-морские заказчики не торопились на практике вносить конкретные изменения на эти вызовы.

В итоге, характеризуя зенитное вооружение эсминце типа «А» («Акаста»), можно сказать, что эти корабли были очень слабы в противовоздушном отношении. Две 40-мм одноствольные пушки Виккерс Мk.2 («Пом-пом») и два спаренных 7,62-мм пулемёта «Льюис» – вот и всё, что мог использовать корабль водоизмещением 1700 т для отражения нападения воздушного противника. Причём эти автоматические пушки Виккерса были разработаны ещё в 1915 году путём увеличения калибра и некоторой доработкой крупнокалиберного пулемёта «Максим-Виккерс» 50 (12,7 мм).

Для справки: по большому счету надо признать, как отмечает наш читатель, что изначально "автоматическая пушка (пом-пом)" была разработана еще в 1890е годы путем увеличения калибра обычного пулемета Максим. И эти "первые пом-помы" еще успели повоевать в двух англо-бурских войнах ("тачанка" британского врача Джексона - 37мм "пом-пом" запряженный в повозку с 8 быками!!!)!
40-мм одноствольные пушки «Виккерс» на британском корабле
40-мм одноствольные пушки «Виккерс» на британском корабле

Как и у пулемёта, на пушке использовался принцип работы автоматики – сила отдачи. Пороховые газы отбрасывали ствол в обратном направлении, что приводило в движение механизм перезарядки, вытаскивающего из ленты следующий патрон и отправляющий его в казенник. Он же производил и взведение ударника. После окончания Великой войны высокая стоимость при не столь очевидной необходимости «выдавила» эти пушки в полевом исполнении из арсеналов сухопутных войск, но весьма прочно закрепила их на вооружении кораблей, стоимость которых в свою очередь не допускала экономии на такой важной вещи, как ПВО.

Схема 40-мм/39 скорострельного орудия QF Mk.II «Виккерс»
Схема 40-мм/39 скорострельного орудия QF Mk.II «Виккерс»

Однако эффективная дальность стрельбы «Виккерса» не превышала 2000 метров, а это означало, что вести реальный и, главное, результативный огонь пушка фактически могла лишь на дистанции, примерно равной одной морской миле. А одна морская миля – это 10 кабельтовых или предельная дистанция прицельного сброса торпеды самолётом-торпедоносцем того времени.

После доработки орудия в 1927-ом году были созданы уже вполне боеспособные знаменитые «пом-помы», получившие своё название за характерный звук выстрелов. В 1930-ом году англичане приняли на вооружение восьмиствольные (Mk.VI), а в 1936-ом четырёхствольные (Mk.VII) установки, которые на тот момент превосходили по своей боевой эффективности любые средства ближней ПВО в мире. Также производились орудия и в «сольном», одноствольном исполнении (Mk.VIII).

Спаренная 12,7-мм установка пулеметов Виккерс-Максим – такими системами усиливалось
ПВО британских эсминцев
Спаренная 12,7-мм установка пулеметов Виккерс-Максим – такими системами усиливалось ПВО британских эсминцев

Вместе с тем серьёзной проблемой у этих автоматических пушек была совершенно архаичная система боепитания. Сложная сама по себе система подачи патрона в патронник усугублялась регулярно заедающей матерчатой патронной лентой, которую (во избежание слишком частых задержек) стали укладывать в специальные лотки-короба, больше похожие на ящики.

Система управления корабельными «пом-помами» у англичан была весьма масштабной, хотя и достаточно примитивной. В единую систему управления зенитным огнём «пом-помы» чаще всего не завязывались вплоть до появления на кораблях британского флота американских систем централизованного наведения, поставлявшихся «в комплекте» с четырёхствольными установками «Бофорс» (также производимыми по лицензии в США).

В целом можно сказать, что на момент своего появления «пом-помы» были наиболее эффективным средством ближней ПВО. И, что немаловажно, такие (или созданные по их «образу и подобию») установки были доступны практически всем желающим, поскольку никаких особых «ноу-хау» не содержали и были знакомы военным специалистам большинства стран ещё по Первой мировой войне.

Заряжание 40-мм зенитного орудия «Виккерс» («пом-пом»)
Заряжание 40-мм зенитного орудия «Виккерс» («пом-пом»)
Как отмечает Э.Дж.Марч в своей книге «Британские эсминцы. История эволюции 1892-1953. Часть 4. период крушения надежд»: «… Важнейшей функцией 40-мм автоматов является отражение атаки бомбардировщиков и торпедоносцев на охраняемые эсминцами тяжёлые корабли. В критической зоне до 2700 м вероятность вывода из строя самолёта одним 40-мм автоматом будет составлять 85 %». Надо сказать, оптимистичное заявление Начальника Комитета артиллерийского вооружения в те годы!

Система управления огнём на момент ввода эсминцев в строй состояла из командно-дальномерного поста (директора) Mk.I и комбинированного 12-фунтового (3,6 м) дальномера/зенитного директора Mk.II, размещавшихся на верхнем мостике на отдельных основаниях. Первый из них являлся визиром центральной наводки, но использовался только для стрельбы по морским целям, второй служил дальномером при стрельбе по морским целям и дальномером-директором по зенитным целям. Серьёзным недостатком являлось отсутствие стабилизации ПУАО.

При стрельбе по воздушным целям дальномер / директор определял её высоту и скорость и синхронно передавал данные на приёмную станцию, находившуюся под носовой надстройкой на нижней палубе. Последняя вычисляла угол возвышения и поворота, а также определяла установку взрывателя для 120-мм орудий (если позволяла высота полёта цели). Установка взрывателя на нужную высоту производилось автоматически по сигналу с приёмной станции. Для управления огнём 40-мм зенитных автоматов «Виккерс» имелось два директора, располагавшихся на верхнем мостике рядом с основанием дальномера.

Что касается проектного торпедного вооружения, то британцы и здесь не отступили от своих традиций. Убедившись в высокой эффективности торпедного оружия в морском бою, англичане на всех эсминцах, построенных в Первую мировую войну, последовательно увеличивали количество торпедных аппаратов, вначале устанавливая по 4 торпедных трубы для 533-мм торпед (начиная с ЭМ типа «Талисман»), доведя количество ТА до шести (тип «W»).

Эсминец «Ватерхен» - одним из первых среди ЭМ типа «W» получил
трехтрубные торпедные аппараты
Эсминец «Ватерхен» - одним из первых среди ЭМ типа «W» получил трехтрубные торпедные аппараты

Увеличение количества торпедных аппаратов на эсминцах определялось стремлением добиться попадания, несмотря на маневрирование противника, и тенденцией, относившейся к способам использования торпедного вооружения. Эта мера, осуществлявшаяся для обеспечения возможности производства торпедных залпов, увеличивала шансы на попадание.

Интересно, что во время Первой мировой войны на некоторых британских эсминцах устанавливались по бортам дополнительные однотрубные 356-мм торпедные аппараты упрощенной конструкции для стрельбы по эсминцам с короткой дистанции и с быстрой перезарядкой, необходимость которой остро «встала» в ходе Ютландского сражения. Боевой опыт показал, что в условиях боя крайне сложно перезаряжать торпедные аппараты, особенно калибром 533 мм, и эсминцы во время достаточно долгой перезарядки чувствовали себя безоружными.

Осмотр 533-мм торпеды из трехтрубного ТА на эсминцев «Ванок» (тип «V» адмиралтейский)
Осмотр 533-мм торпеды из трехтрубного ТА на эсминцев «Ванок» (тип «V» адмиралтейский)

В начале 20-х годов Адмиралтейство, разрабатывая требования к новым эсминцам, пришло к выводу, что действующие в составе флота эсминцы существенно уступают японским в плане торпедного вооружения. Поэтому при разработке эсминцев типа «А» уже в основу было заложено вооружение кораблей двумя поворотными торпедными 533-мм аппаратами Q.R.III по 4 трубы. Причём впервые можно было производить залп из двух торпед с очерёдностью в две секунды.

Торпедные аппараты эсминцев типа «А» использовали парогазовые торпеды Mk.V, принятые на вооружение ещё в 1918 году. Длина торпеды была 7,1 м, диаметр – 533 мм, масса – 1 736 кг, масса ВВ – 340 кг. При скорости 40 узлов двигатель обеспечивал дальность до 4570 м, на скорости 25 узлов – 12340 м. Запасными торпедами эсминцы типа «А» не оснащались.

Принцип работы силовой установки парогазовой торпеды был основан на использовании энергии парогазовой смеси в поршневой многоцилиндровой машине или турбине. Одна из задач, стоявшая в области развития торпед, заключалась в повышении их скорости хода, но, несмотря на значительные усилия в этом направлении, больших результатов достигнуть не удалось.

Торпеда Маrk IX заменила торпеду Mark V на борту британских эсминцев
Торпеда Маrk IX заменила торпеду Mark V на борту британских эсминцев

Таким образом, самой слабой стороной этих торпед следовало считать её скорость хода, тем более что скорость хода «цели» уже могла достигать скорости свыше 35 узлов (французский «Гепард»). Например, итальянские «Навигаторе» имели проектную скорость 38 узлов, а французские «Фантаски» могли развить скорость 41-42 узла. По-видимому, в этом отношении был достигнут предел, лимитируемый состоянием техники. Одна из причин этого крылась в ограниченности калибра и длины торпеды. В большинстве флотов удерживался стандартный калибр в 533 мм, и дальность действия торпеды стремились увеличить за счет увеличения её длины. Но с точки зрения удобства обращения с торпедой на борту корабля увеличение длины сверх 7,2-8,0 м считалось явно нецелесообразным.

Надо отдать должное руководству британского флота – осознание того, что противовоздушное вооружение новых эсминцев очень слабо, пришло довольно быстро. И это неудивительно, 40-мм автоматы «пом-пом» и пулемёты винтовочного калибра могли бороться с тихоходными бипланами Первой мировой, но цельнометаллические скоростные бомбардировщики тридцатых годов предъявили совершенно иные требования к зенитному вооружению. Причём выводы делались не всегда верные, например, начиная с эсминцев типа «D» вместо «пом-помов» на эсминцы начали устанавливать счетверенные 12,7-мм пулемёты фирмы «Виккерс», которые не в полной мере отвечали реалиям дня.

12,7-мм/62 счетверенная зенитная установка Mk.III «Виккерс» - для усиления ПВО все
средства хороши
12,7-мм/62 счетверенная зенитная установка Mk.III «Виккерс» - для усиления ПВО все средства хороши

Ещё один не совсем верный вывод был сделан по итогам первых месяцев боёв 1939 года, когда корабли Флота метрополии несколько раз попадали под бомбовые удары с больших высот. Это привело к тому, что на эсминцах проекта «А» (как и на других кораблях разных классов) решили установить 76-мм зенитные орудия. Как показали первые недели войны, стрельба по самолётам из 120-мм орудий ГК эсминцев была малоэффективной, так как за тот незначительный промежуток времени, пока самолёты противника находились в зоне обстрела, расчет орудия успевал сделать всего 2-3 выстрела. Выход из создавшейся ситуации нашли в установке на эсминцы 76-мм пушек, так как британское Адмиралтейство посчитало, что действующие отдельно флотилии эсминцев смогут отражать налёты высотных бомбардировщиков (о пикирующих бомбардировщиках тогда было известно немногим) сосредоточенным огнём этих орудий! Так как на эсминцах сложно было найти место для установки таких довольно крупных орудий, то на них удаляли один из четырёхтрубных торпедных аппаратов. Для установки на эсминцах типа «Акаста» использовали 76-мм/45 орудия в установке Mk.III (вес снаряда 5,7 кг).

Эсминец «Актив» за годы службы прошел больше десяти модернизаций, связанных с
вооружением
Эсминец «Актив» за годы службы прошел больше десяти модернизаций, связанных с вооружением

Парадоксально, но, как показали последующие боевые действия, 76-мм пушки эсминцев могли оказывать скорее психологическое воздействие на экипажи немецких пикирующих и низких горизонтальных бомбардировщиков. Несмотря на низкую эффективность, данная система просуществовала на «акастах» до 1942 года, когда постепенно начала заменяться на более современные средства ПВО. Кроме усиления средств ПВО в 1939-1940 годах на «акастах» было усилено и противолодочное вооружение: на замену двум кормовым бомбосбрасывателям (запас – 8 ГБ) пришли два шточных бомбомета и один кормовой бомбосбрасыватель, запас глубинных бомб был увеличен до 30-40, установлен «асдик». Метаморфозы вооружения эскадренных миноносцев типа «А» иллюстрирует таблица 2.

-11

Для обозначения конкретных модернизаций в области зенитного, противолодочного и противолодочно-катерного вооружения в британском флоте в тот период использовались следующие шифры (см. табл.2): А21 – установка 76-мм зенитной пушки вместо торпедного аппарата № 2, (-А21) – снятие пушки и возврат на свое место ТА; АМ1 – установка одноствольных 20-мм автоматов «Эрликон» на крыльях мостика (либо замена 12,7-мм пулемётов или 40-мм «пом-помов»); АQ2 – увеличение секторов обстрела 40-мм «пом-помов» за счёт расширения их платформы на всю ширину корпуса; AQ3 – замена 40-мм «пом-помов» или 12,7-мм пулемётов «Виккерса» в средней части корпуса на одноствольные 20-мм автоматы «Эрликон»; S21 – оборудование корабля так называемым «5-бомбовым залпом»: 2 БМ и 1 БС (25-50 ГБ) за счёт демонтажа «двухскоростного трала для эсминцев» TSDS, установка ASDIC; SA1 – установка РБУ «Хэджехог» Mk.I на месте снятого орудия ГК «А»; SB1 – установка РБУ «Хэджехог» Mk.I на месте снятого орудия ГК «В»; SY1 – оборудование корабля так называемым «10-бомбовым залпом»: 4 БМ и 2 БС (50-70 ГБ) за счёт демонтажа орудия ГК в позиции «Y»; ТВ1 – установка двух 57-мм одноствольных безоткатных пушек «Гочкис» на позиции «В» (по бокам РБУ); D21 – демонтаж ТА № 2 (или 76-мм пушки в позиции ТА № 2) с целью уменьшения «верхнего веса» или хранения дополнительных ГБ.

Испытание РБУ «Хеджехог» на эсминце «Вестскотт»
Испытание РБУ «Хеджехог» на эсминце «Вестскотт»

В целом, если проанализировать данную таблицу, то можно заметить, что к середине 1940 года все эсминцы типа «Акаста» имели по четыре 120-мм орудия Mk.IX, одно 76-мм орудие в установке Mk.III, два 40-мм автомата Mk.II «пом-пом», 1х4-533-мм ТА, два шточных и один кормовой бомбосбрасыватель и 30-40 глубинных бомб (ГБ). А в дальнейшем каждый из кораблей получил свой комплект вооружения, иногда отличающийся от систершипов. При этом меньше всего модернизаций пришлось на эсминцы «Акаста» и «Ардент» в связи с их гибелью в июне 1940 года, более того, некоторые источники утверждают, что эти корабли не прошли вообще никаких военных модернизаций.

Эсминец «Акейтес» с установленным РБУ «Хеджехог» вместе носового орудия
в позиции «А»
Эсминец «Акейтес» с установленным РБУ «Хеджехог» вместе носового орудия в позиции «А»

Как видно, общая направленность всех модернизаций соответствовала усилению противолодочного и противовоздушного потенциала этих кораблей. По сути, в течение 1941 года все оставшиеся эсминцы типа «Акаста» были переоборудованы в эскортные эсминцы, потребность в которых была очень велика. Действительно, как иначе можно расценивать уменьшение количества 120-мм орудий для установки бомбометов и зенитных автоматов. И надо признать, в дальнейшем, анализируя боевую деятельность «акаст», эти эсминцы показали неплохие «результаты» в борьбе с подводными лодками противника. Например, эсминец «Актив» записал на свой счёт четыре вражеские подводные лодки, неплохой результат для эсминца, введённого в строй в 1930 году.

Эсминец «Актив» с РБУ и усиленной «эрликонами» ПВО.
Эсминец «Актив» с РБУ и усиленной «эрликонами» ПВО.

Как мы знаем, корабль строится для боя, и можно сколько угодно сравнивать ТТХ орудий и их количество, анализируя, какой из кораблей сильнее. Что же касается эскадренных миноносцев типа «Акаста» – они выдержали испытание войной, и их вооружение позволило им не «пасовать» даже перед многократно превосходящим противником. Но об этом позже.

Источники: English, J. Amazon to Ivanhoe. British standard destroyers of the 1930s /John English.- Kendal, 1993.- 145 p.; Friedman, N. British Destroyers. From Earliest Days to the Second World War/Norman Friedman. – Seaforth Publishing, 2009.- 320 p.; Sobanski, M. Brytyjskie niszczyciele. Od «Amazon» do «Ithuriel». Cz.I. – Okrety Wojenne, № 42 – 2012. – 98 p.; Sobanski, M. Brytyjskie niszczyciele. Od «Amazon» do «Ithuriel». Cz.I. – Okrety Wojenne, № 42 – 2013. – 106 p.; Балакин, С. ВМС Великобритании. 1914-1918. Справочник по корабельному составу/С.А.Балакин// Морская коллекция, № 4 – 1995. – 32 с.; Дашьян, А. Корабли второй мировой войны. ВМС Великобритании (часть 2)/А.В.Дашьян // Морская коллекция, № 5 (53) – 2003. – 32 с.; Дашьян, А. Эсминцы Второй мировой: первый в мире полный справочник/А.Дашьян. – Москва: Эксмо: Яуза, 2019. – 416 с.; Марч, Э. Британские эсминцы. История эволюции. 1892-1953. Часть 3.- Отработанные войной. – СПб: ООО «Галлея Принт», 2013. – 168 с.; Марч, Э. Британские эсминцы. История эволюции. 1892-1953. Часть 4.- Период крушения надежд. – СПб: ООО «Галлея Принт», 2014. – 248 с.