Найти тему
Navygaming Channel

Поиск очередного британского «стандарта» – начало пути /Часть 1. - Путь к первой букве алфавита

Первой мировой войны британский военно-морской флот встретил, находясь в точке своего максимального развития и величия. И, надеюсь, с такой оценкой согласится большинство любителей истории военно-морского флота. Действительно, по своему составу, по вооружению и оснащению, по системе базирования и тактике использования, по внедрённым техническим инновациям и организационным подходам, по опыту управления и подготовке экипажей кораблей Гранд Флит мог считаться сильнейшим флотом мира.

Эсминец типа М (Адмиралтейский тип) «Моорсум» - британское наследство Великой войны
Эсминец типа М (Адмиралтейский тип) «Моорсум» - британское наследство Великой войны

В составе своих миноносных флотилий британское Адмиралтейство имело около 400 кораблей, причём половину из них составляли новейшие боевые единицы, возраст которых не превышал трёх-четырёх лет. Только эсминцев типа «М» за два года (1914-1916 гг.) было построено 103 единицы, эсминцев типа «R» и «S» – 128 единиц, а самых совершенных эскадренных миноносцев типа «V» и «W» удалось построить 66 единиц. Соответственно, даже с учетом гибели кораблей данного класса и вывода их из состава флота по другим причинам к 1919 году эсминцев у Британии оказалось больше, чем у любой другой страны мира. Но, как известно, «всё проходит», закончился и период могущественности британского флота. Теперь на первое место вышло не количество и качество боевых кораблей, а объемы финансирования, которые можно было выделить для поддержания флота в боевой готовности. Британский флот стал переводиться на скромный гражданский «паёк».

«Скимитер» - один из немногих эсминцев типа «S» (Адмиралтейский тип), кто пережил
две мировые войны
«Скимитер» - один из немногих эсминцев типа «S» (Адмиралтейский тип), кто пережил две мировые войны

Например, после капитуляции и затопления германского флота почти все британские эсминцы Адмиралтейского проекта типов «М» и «S» в конце декабря 1919 года были выведены из состава флота и поставлены на прикол, а 42 корабля более ранней постройки (заложенные ранее 1915 года) были проданы на слом. Произошли изменения и в организации миноносных сил: число флотилий эсминцев было сокращено с шести до четырёх, флотилии сводились в эскадры, которыми командовал контр-адмирал. Флотилии первое время состояли из шестнадцати эсминцев, но позже, после очередной реорганизации, во флотилию входили восемь эсминцев и лидер. Основу флотилий составили самые современные корабли этого класса – эсминцы типов «V» и «W», а также небольшое количество эсминцев типа «S». Эсминцы типов «R» и «S», которым не нашлось места в составе флотилий, были выведены в резерв и постепенно сдавались на слом.

К 1939 году из когда-то большой серии кораблей в распоряжении британских моряков осталось только 11 эсминцев типа «S» и один-единственный эсминец типа «R» (эсминец «Скейт»). В то время, как уже было отмечено, на первое место выходили задачи экономии военного бюджета, что требовало сокращения численности боевых единиц.

Эсминец «Райдер» - один из кораблей типа «R»
Эсминец «Райдер» - один из кораблей типа «R»
Кто же мог подумать, что за эту экономию в 1939-1940-хх годах придется заплатить высокую цену. Тогда отсутствие эсминцев чуть не привело к блокаде Великобритании, и пришлось в срочном порядке искать корабли этого класса, расплачиваясь за них своими территориями, причём получив в итоге такие же эсминцы, которые сами ранее пустили на слом.

Характерно, что после окончания Первой мировой войны Великобритания не только сократила количество эсминцев в составе своего флота, но и вообще прекратила разработку и строительство кораблей данного класса. Лишь бюджет 1924-1925 годов предусматривал постройку двух эскадренных миноносцев, которые должны были стать образцами для последующих серийных кораблей этого класса.

Тендер на создание кораблей-конкурентов выиграли две крупнейшие и старейшие британские фирмы-строители эсминцев (из пяти фирм, которые приняли участие в конкурсе): «Торникрофт» и «Ярроу», признанные мировые лидеры в области создания кораблей такого класса. Задание, которое получили эти две фирмы, было своеобразным: с одной стороны, им была предоставлена полная свобода в проектировании новых кораблей, с другой – требовалось обязательное выполнение ряда условий по составу вооружения, скорости хода, мореходности и обитаемости.

Эсминец «Виверн» («модифицированный W»), 1919-1920 гг.- эсминцы такого
типа стали основой для ТЗ на новый послевоенный эскадренный миноносец
Эсминец «Виверн» («модифицированный W»), 1919-1920 гг.- эсминцы такого типа стали основой для ТЗ на новый послевоенный эскадренный миноносец

В соответствии с выдвинутыми условиями эсминцы должны были быть вооружены как эсминцы типа «Модифицированный W», но при этом иметь большую на 2-3 узла скорость (37 узлов против 34-35), большую величину надводного борта (2,6 против 1,9 м) и более просторный цельнометаллический мостик. Анализ этих требований позволяет сделать вывод, что британское Адмиралтейство признавало, что его вполне устраивает концепция «эсминца Первой мировой», и требовалось спроектировать подобный корабль с несколько улучшенными характеристиками.

Как показали последующие работы, Адмиралтейство не ошиблось с выбором фирм для экспериментальной разработки типа нового эсминца – несмотря на наличие традиционных индивидуальных особенностей, которые были присущи каждой из фирм, оба прототипа оказались удачными и были близки по тактико-техническим характеристикам. Фирма «Ярроу» смогла решить поставленную задачу, построив эскадренный миноносец «Амбускейд», уложившись в меньшее водоизмещение (1173 / 1585 т), и обошлась главной энергетической установкой (ГЭУ) меньшей мощности (35 500 л.с.).

Схемы внешнего вида экспериментального эсминца «Амбускейд»
Схемы внешнего вида экспериментального эсминца «Амбускейд»

При этом «Торникрофт» построил эсминец («Амазон») большего водоизмещения (1352 / 1812 т) с более мощной ГЭУ (42000 л.с.), но более дешёвый (меньше на 9000 фунтов стерлингов) и с лучшей мореходностью.

Интересно, что согласно данным Э.Дж.Марча («Британские эсминцы. История эволюции 1892-1953. Часть 4. Период крушения надежд»), эти два экспериментальных эсминца в ходе испытаний были специально отправлены в поход в южноамериканские воды. Это было сделано для того, чтобы оценить новые котлы и механизмы, а также проверить работу другого оборудования (например, рефрижераторов) и готовность к действию корабля в тропиках.
Схемы внешнего вида экспериментального эсминца «Амазон»
Схемы внешнего вида экспериментального эсминца «Амазон»

В итоге победителем в этом соревновании был признан корабль Торникрофта, который и послужил образцом для эсминцев, строившихся по программе 1927 года, будущих «акаст», заложив так называемую "алфавитную серию".

Экспериментальные эсминцы «Амбускейд» («Ярроу») и «Амазон» («Торникрофт») были переданы флоту весной 1927 года (в марте и в мае соответственно), в то время как за год до этого, в июле 1926 года, уже начались обсуждения требований к проекту нового эсминца, причём за основу был взят проект «Амазона».

Экспериментальный эсминец «Амазон» - стал основой проекта первых британских послевоенных эсминцев
Экспериментальный эсминец «Амазон» - стал основой проекта первых британских послевоенных эсминцев

Первым требованием стало обеспечение эсминцам дальности плавания 2000 миль со скоростью 16 узлов, а также способности идти 24 часа под паром, используя 2/3 от полной мощности механизмов. Следующим требованием стала замена трёхтрубных торпедных аппаратов на четырёхтрубные и придание одному из 120-мм орудий угла возвышения 60 градусов (остальные 120-мм орудия должны были иметь угол возвышения 40 градусов вместо обычных 30). Однако в связи с тем, что увеличение дальности плавания до 2000 миль должно было повлечь за собой существенное увеличение водоизмещения эсминца (примерно на 200 т), то решили ограничиться более скромными «пожеланиями»: дальность плавания 1500 миль (16 узлов) и возможность идти полным ходом 12 часов.

Эсминец «Амбускейд» - один из двух экспериментальных эсминцев, построенных после Первой мировой
Эсминец «Амбускейд» - один из двух экспериментальных эсминцев, построенных после Первой мировой

В октябре 1926 года данные требования были расширены и конкретизированы: новые эсминцы должны были использовать 533-мм торпеды Mk.IV, иметь возможность осуществлять дозаправку в море на полном ходу, основное артиллерийское вооружение должны были составить новые 120-мм/45 полуавтоматические скорострельные орудия, кроме того, эсминцы должны были нести гидролокатор, 8 глубинных бомб и два бомбосбрасывателя. От оборудования для установки мин заграждения было решено отказаться, зато эсминцы оборудовались минным тралом (параван-трал), который можно было использовать на скорости 20 узлов. В итоге расчётные данные по водоизмещению проектируемого эсминца достигли примерно 1800 т при полной нагрузке.

Рассматривая проект на данном этапе, следует обратить внимание на особенность, характерную для его главной энергетической установки (ГЭУ).

Эсминец "Амазон" - первый шаг к эсминцам Второй Мировой сделан
Эсминец "Амазон" - первый шаг к эсминцам Второй Мировой сделан

По аналогии с эсминцами «Амбускейд» и «Амазон» предполагалось оснастить новые эсминцы турбинной энергетической установкой, в составе которой имелись отдельные турбины крейсерского и заднего хода. Скорость хода по проекту определялась не менее 33 узлов при полной нагрузке (позже – 31,75 узла). Однако в начале мая 1927 года носившую экспериментальный характер ГЭУ прототипа решили существенно упростить и отказаться от самостоятельных турбин крейсерского хода. Вместо этого в корпусе турбин высокого давления (ТВД) предусмотрели ступени аналогичного назначения. Предложенная ТВД была не так экономична, зато не создавала трудностей для немедленного увеличения мощности механизмов.

Кроме изменений, связанных с ГЭУ, в ходе обсуждения предложенного проекта были высказаны и другие рекомендации, но о них чуть позже (с вашего позволения).

Окончание следует...

Источники: English, J. Amazon to Ivanhoe. British standard destroyers of the 1930s /John English.- Kendal, 1993.- 145 p.; Friedman, N. British Destroyers. From Earliest Days to the Second World War/ Norman Friedman. – Seaforth Publishing, 2009.- 320 p.; Sobanski, M. Brytyjskie niszczyciele. Od «Amazon» do «Ithuriel». Cz.I. – Okrety Wojenne, № 42 – 2012. – 98 p.; Sobanski, M. Brytyjskie niszczyciele. Od «Amazon» do «Ithuriel». Cz.I. – Okrety Wojenne, № 42 – 2013. – 106 p.; Балакин, С. ВМС Великобритании. 1914-1918. Справочник по корабельному составу /С.А.Балакин// Морская коллекция, № 4 –
1995. – 32 с.; Дашьян, А. Корабли второй мировой войны. ВМС Великобритании (часть 2) / А.В.Дашьян // Морская коллекция, № 5 (53) – 2003. – 32 с.; Дашьян, А. Эсминцы Второй мировой: первый в мире полный справочник/ А.Дашьян. – Москва: Эксмо: Яуза, 2019. – 416 с.; Марч, Э. Британские эсминцы. История эволюции. 1892-1953. Часть 3.- Отработанные войной. – СПб: ООО «Галлея Принт», 2013
– 168 с.; Марч, Э. Британские эсминцы. История эволюции. 1892-1953. Часть 4.- Период крушения надежд. – СПб: ООО «Галлея Принт», 2014 – 248 с.

Если понравилось - ставьте лайки, подписывайтесь, будет еще интереснее, делитесь комментариями, кто желает - может поддержать проект.