Окончание, начало ЗДЕСЬ
Итак первые проектные решения по новому эсминцу для британского флота вызвали ряд предложений и изменений, в первую очередь, связанных с ГЭУ. Однако в ходе обсуждения предложенного проекта были высказаны и другие рекомендации, причём некоторые из них, на первый взгляд, были «не особо важными».
Как пишет Э.Дж.Марч, Первый Морской лорд Д.Битти обратил внимание не на вооружение или на силовую установку, а на «необходимость повышения самообеспеченности кораблей», указав, что на новых кораблях отсутствует мастерская, а имеющийся токарный станок не способен решить все задачи; что необходимо электрическое освещение и вентиляция, когда не работают котлы; что «масляные лампы слабы для чтения, делают небольшие пространства кают душными…».
Первый Морской лорд также потребовал заменить неудачные печи отопления с дымоходами на электрическое отопление помещений. Лишнее подтверждение того, что никогда не знаешь на что обратит внимание Первый Морской лорд. После знакомства с такими рекомендациями невольно понимаешь, что об эргономике и комфорте начали задумываться задолго до ХХI века.
В любом случае, отметим, что такие пожелания не остались без внимания проектировщиков. В декабре 1926 проект эскадренного миноносца был доработан, на кораблях предусмотрели рефрижератор, отопление жилых помещений, увеличили возможности ремонта корабля силами экипажа и улучшили условия обитаемости. Нельзя не отметить, что в составе этих «улучшений» появился автомат газированной воды! Более того, чтобы компенсировать вес, добавленный рефрижератором и автоматом для газированной воды (около 2 тонн) пришлось, по словам Э.Дж.Марча, сократить запасы продовольствия и ухудшить условия их хранения.
Так что когда вспомните, про то как "американцы не выходили в бой без мороженного или без положенного стакана апельсинового сока", то имейте ввиду, что британцы "тоже старались" себе не отказывать от простых радостей жизни. Может в этом нет ничего особенного?
Ещё одной характерной особенностью, которая была присуща процессу проектирования новых кораблей в тот период, стало желание сэкономить на постройке этой серии кораблей, причём оперировали расходами, которые можно было сократить именно за счет серийной постройки. Например, ради экономии средств предлагалось уменьшить боезапас кораблей (сократить количество торпед с восьми до шести, а боезапас каждого из 120-мм орудий на 40 снарядов), а также снизить скорость кораблей за счет удешевления главных механизмов. Это позволило бы получить выгоду 20000 и 57000 фунтов стерлингов соответственно.
Еще один "отсыл" к мнению читателей - "а почему корабли можно было делать быстроходными, а их строили не быстроходными". Как видим, бизнес есть бизнес, а война есть война.
Можно только представить, как были бы «благодарны» в годы войны британские моряки за подобную «экономию» средств. Например, можно вспомнить, чем закончилось сражение при Нарвике для десяти немецких эсминцев, у которых закончились снаряды и торпеды.
Наконец, в январе было решено подготовить эскизный проект нового эсминца, а в начале мая 1927 года Адмиралтейство утвердило проект с некоторыми замечаниями.
С учетом того, что проект серийных эсминцев разрабатывался на основе экспериментального «Амазона», архитектура и основные размеры корпуса не претерпели существенных изменений. Только из-за возросшего веса вооружения (на 41 тонну) увеличили ширину корпуса на 23 см с целью сохранить на неизменном уровне величины метацентрической высоты. Кроме того, для уменьшения заливаемости мостика и ходовой рубки её сдвинули в сторону кормы на несколько метров. Главный конструктор флота предлагал установить грушевидный в плане мостик с позициями зенитных автоматов и сигнальными платформами у кормового среза надстройки, но в итоге это предложение отклонили, сохранив мостик такой же, как у «Амазона» и «Амбускейда». В сентябре 1927 года были готовы строительные чертежи, по которым заложили восемь однотипных эсминцев. Внешне эсминцы напоминали своих прототипов: двухтрубный силуэт с двумя наклоненными в корму мачтами, четыре орудия, размещенных линейно-возвышенно в диаметральной плоскости, два торпедных аппарата.
Согласно утвержденному итоговому проекту новый эсминец при стандартном водоизмещении 1350 т должен был иметь длину (наибольшую) 98,45 м, ширину 9,83 м и осадку 5,79 м. Основное вооружение эсминца составляли четыре новые 120-мм полуавтоматические орудия Mk.IX в установках C.P.XIV с углом возвышения 30 градусов. Предлагалось смонтировать одну установку C.P.IV с углом возвышения орудия 60 градусов, однако в ходе испытания новой установки были выявлены серьёзные проблемы, и в результате от такого предложения отказались.
Энергетическая установка мощностью 34000 л.с. обеспечивала новым эсминцам скорость полного хода 35,25 узла при неполной нагрузке, в полном грузу – 31,75 узла. Состав энергетической установки отличался на различных кораблях серии, так на шести построенных эсминцах были установлены двухвальный ТЗА Парсонса, а на остальных двух кораблях – «Браун и Кертисса». Имелись отличия и в котлах: два эсминца получили три котла Ярроу, один эсминец – три котла Торникрофта, остальные – три адмиралтейских котла. Создается впечатление, что Адмиралтейство желало сохранить хорошие "деловые отношения" со всеми производителями и распределяло заказы между ними "по-честному.
Для строительства новых эсминцев был объявлен тендер, в котором приняли участие ведущие британские судостроительные фирмы, имевшие опыт создания кораблей подобного класса. По итогам конкурса, в котором основную роль играла стоимость постройки и готовность выполнить требования заказчика, верфь «Дж.Браун» получила заказ на два эсминца («Акаста», «Акейтс»), верфь «Парсонс» – на один эсминец («Ахерон»), корпус которого построил «Торникрофт», верфь «Хейторн Лесли» – на два эсминца («Актив», «Антилопа»), верфь «Скотт» – на два эсминца («Антони», «Ардент») и верфь «Виккерс-Армстронг» – на один эсминец («Арроу»). Как видим, фирма «Ярроу», создавшая один из двух экспериментальных эсминцев («Амбускейд») была снята с тендера, как и фирма «Дж.С.Уайт», в связи с заявленными ими ценами. В очередной раз всё решила ценовая политика.
Все восемь заказанных эсминцев были заложены фирмами-строителями в 1928 году: «Акаста» – 13 августа, «Акейтс» –11 сентября, «Ахерон» – 29 октября, «Актив» – 10 июля, «Антилопа» – 11 июля, «Антони» и «Ардент» – 30 июля, «Арроу» – 20 августа.
Здесь нельзя не отметить, что по принятой в британском флоте «традиции» вместе с серией эсминцев был заложен и один лидер для управления данной флотилией. Причём данный подход сохранялся практически для всех последующих довоенных серий. Для эсминцев типа «Акаста» был отдельно спроектирован, заложен и построен на верфи «Сван Хантер» лидер эсминцев «Кондрингтон».
Не будем останавливаться на процессе его проектирования, только отметим, что требования к этому кораблю были такими же, как к эсминцам типа «Ардент». Главным отличием «Кондрингтона» стали увеличенные размеры (наибольшая длина 104,55 м, водоизмещение стандартное 1 540 т) и усиленное артиллерийское вооружение – пять 120-мм орудий. Кроме этого носовая надстройка и мостик были увеличены для размещения командира флотилии и его штаба.
Постройка новых эсминцев оказалась достаточно оперативной, и весной 1930 года практически все из них были переданы флоту. Только эсминец «Ахерон» немного «задержался», заложенный в октябре 1928 года, он был передан флоту в октябре 1931-го, через три года.
Испытания новых эскадренных миноносцев не выявили серьезных проблем и показали, что новые корабли в целом отвечают предъявленным требованиям. Например, вот такие отзывы остались по результатам испытаний эсминца «Актив»: «…тяжёлая болтанка в течение 16 часов, корабль оставался довольно сухим в отсеках, каких-либо признаков деформации (корпусных конструкций) не наблюдалось».
Так эсминец «Акаста» на шестичасовых ходовых испытаниях при мощности механизмов 34 596 л.с. и водоизмещении 1 420 тонн показал скорость 35,5 узла; а эсминец «Ардент» – 35,905 узла (34 376 л.с., 1 383 т).
Интересно, что при сходстве большинства общих тактико-технических элементов диаметр циркуляции у однотипных эсминцев оказался разным. Если у шести эсминцев он составил 600 м, то для эсминцев, построенных фирмой «Джон Браун», он оказался иным, причём отличался в зависимости от борта. Так эсминец «Акаста» (считавшийся головным в данной серии) имел тактический диаметр циркуляции 518 метров на правый борт и 436, 9 метро на левый, то эсминец «Акейтес» – 539,3 м и 554,8 м соответственно.
Как показала последующая эксплуатация, имелись отличия и в экономичности главных энергетических установок эсминцев. Через год эксплуатация построенных эсминцев в составе Средиземноморского флота показала, что всё те же «Акаста» и «Акейтес» оказались более экономичными, чем «Актив», «Арроу» и «Антони», расходуя нефти меньше почти на 0,5 т/ч при ходе 16 узлов и 1,2 т/ч при ходе 25 узлов.
Однако несмотря ни на что эсминцы данного проекта в целом оказались достаточно «крепкими» и надёжными кораблями. Закладка кораблей типа «А» («Акаста») знаменовала собой начало периода так называемых «стандартных» эсминцев британского флота, которые начали массово строиться, мало отличающимися друг от друга сериями вплоть до середины 1930-х годов.
Каждый финансовый год (за исключением 1929 года) выделялись средства на полную флотилию из восьми эскадренных миноносцев и дополнительно на один лидер для каждой флотилии. «Алфавитные» серии (тип «А», «В», «С», «D» и др.) закладывались вплоть до 1936 года. Всего же, если дополнительно учесть боевые единицы, которые были построены для ВМС британских доминионов, и реквизированные корабли для зарубежных флотов, британский королевский флот пополнился 87 «стандартными» эсминцами. И первыми из них стали эсминцы типа «Акаста».
P.S. Не пропустите следующие рассказы об истории эскадренных миноносцев типа "А" ("Акаста")
Источники: English, J. Amazon to Ivanhoe. British standard destroyers of the 1930s /John English.- Kendal, 1993.- 145 p.; Friedman, N. British Destroyers. From Earliest Days to the Second World War/ Norman Friedman. – Seaforth Publishing, 2009.- 320 p.; Sobanski, M. Brytyjskie niszczyciele. Od «Amazon» do «Ithuriel». Cz.I. – Okrety Wojenne, № 42 – 2012. – 98 p.; Sobanski, M. Brytyjskie niszczyciele. Od «Amazon» do «Ithuriel». Cz.I. – Okrety Wojenne, № 42 – 2013. – 106 p.; Балакин, С. ВМС Великобритании. 1914-1918. Справочник по корабельному составу /С.А.Балакин//Морская коллекция, № 4 –
1995. – 32 с.; Дашьян, А.Корабли второй мировой войны. ВМС Великобритании (часть 2)/А.В.Дашьян//Морская коллекция, № 5 (53) – 2003. – 32 с.; Дашьян, А.Эсминцы Второй мировой: первый в мире полный справочник/ А.Дашьян. – Москва: Эксмо: Яуза, 2019. – 416 с.; Марч, Э. Британские эсминцы. История эволюции. 1892-1953. Часть 3.- Отработанные войной. – СПб: ООО «Галлея Принт», 2013
– 168 с.; Марч, Э.Британские эсминцы. История эволюции. 1892-1953. Часть 4.- Период крушения надежд. – СПб: ООО «Галлея Принт», 2014 – 248 с.
Если понравилось - ставьте лайки, подписывайтесь, будет еще интереснее, делитесь комментариями, кто желает - может поддержать проект.