Когда в семье Мартинес один за другим умерли трое детей, все подумали, что они стали жертвами неизвестной болезни. По этой причине тех, кто остался в живых, поместили в местную больницу.
Однако правда оказалось куда ужасней...
Большая семья
Пьедад Мартинес дель Агила родилась в 1953 году в городе Мурсия на юго-востоке Испании в очень бедной семье, у которой даже никогда не было своего жилья.
В 1965 году семья снимала небольшой домик на улице Кармен, в котором ютилось 11 человек: родители девочки - Андрес (37 лет) и Антония (36 лет); двое старших братьев - Антонио (16 лет) и Мануэль (14 лет), а также семеро младших братьев и сестёр Пьедад: Хесус (10 лет), Кристин (8 лет), Мануэла (6 лет), Андрес-младший (5 лет), Фуэнсанта (4 года), Мариано (2 года) и Мария (9 месяцев).
Как будто этого было мало, Антония находилась на седьмом месяцем беременности. Но несмотря на положение, женщина продолжала работать посудомойкой в столовой. Её муж, Андрес, каменщик по профессии, трудился на стройке.
Маленькая няня
Поскольку семье вечно не хватало денег, старшим братьям Пьедад пришлось бросить школу и устроиться на работу в автомастерскую, где они занимались полировкой металлических деталей.
Так как родители и два старших брата целыми днями пропадали на работе, Пьедад тоже пришлось распрощаться со школой, едва она научилась читать. Девочка начала присматривать за младшими братьями и сёстрами с 7 лет.
Со временем на плечи Пьедад легла практически вся работа по дому, начиная с готовки и уборки, заканчивая уходом за детьми - кормлением, стиркой, купанием и так далее.
Помимо этого, по наставлению родителей, Антонио и Мануэль приносили работу на дом, поэтому, если у Пьедад появлялась свободная минутка, она занималась ещё и полировкой запчастей...
Один за другим
Утром 4 декабря 1965 года Антония собиралась идти на работу, но вдруг заметила красную сыпь у своей 9-месячной дочери. Женщина была уверена, что ещё 10 минут назад её не было. Вслед за этим у Марии поднялась температура и начались судороги.
Антония немедленно вызвала скорую помощь. Увы, парамедики приехали только через полчаса и не успели ничего сделать... Симптомы указывали на менингит, поэтому врачи не стали проводить вскрытие, указав в качестве причины смерти "воспаление оболочки головного мозга".
На этом несчастья не закончились. 9 декабря те же симптомы появились у 2-летнего Мариано. Когда спустя 15 минут после вызова медики прибыли на место, мальчик уже не подавал признаков жизни. Как и в предыдущем случае, причиной смерти был назван менингит.
Спустя ещё 5 дней кошмар повторился снова. 4-летней Фуэнсанте стало плохо вечером 14 декабря. Вскоре она повторила судьбу своих младших брата и сестры. Однако в этот раз врач не стал спешить с выводами, настояв на проведении вскрытия и тщательном расследовании серии загадочных смертей.
Больница
Пока испанские власти пытались установить подлинную причину смерти Мариано, Фуэнсанты и Марии, все оставшиеся члены семьи Мартинес были госпитализированы в больницу Мурсии, которая сегодня носит название "Университетская больница королевы Софии".
Расследованием дела занимался "Совет по здравоохранению города Мурсии". Они не стали привлекать полицию, полагая, что столкнулись со вспышкой неизвестного вируса/инфекции или в доме семьи Мартинес произошла утечка какого-то опасного вещества.
Историю о "загадочной болезни", жертвами которой менее чем за две недели стали трое детей, тут же подхватили испанские журналисты и репортёры. В результате, о семье вышло несколько репортажей и статей в СМИ.
- Я хорошо помню, как пришел навестить семью Мартинес. Я подарил детям игрушки - куклы, машинки... Но больше всех мне запомнилась Пьедад. Она единственная искренне улыбалась, в то время как её братья с сёстрами выглядели подавленными. Тогда я не придал этому значения, - рассказал журналист Франсиско Умбрал.
Результаты обследования
Семья Мартинес провела в больнице 2 недели, за которые врачи не смогли найти у них серьёзных проблем со здоровьем. Анализы выявили низкие показатели некоторых витаминов и микроэлементов, что было связано со скудностью их рациона, но никак не могло стать причиной смерти.
В итоге, 25 декабря 1965 года, семью выписали из больницы, прописав им поливитамины и другие добавки в пищу, необходимые, в первую очередь, для укрепления иммунитета.
Что до вскрытия, патологоанатомы не обнаружили у погибших признаков вирусной или бактериальной инфекции, что наводило на мысль об отравлении. Однако врачи не смогли назвать конкретную причину смерти, написав расплывчатое заключение, где фигурировал некий "опасный инфицирующий агент".
Четвёртый
10 дней всё шло хорошо. Но днём 4 января 1966 года у 5-летнего Андреса-младшего неожиданно появились те же симптомы, что и у других детей. Ещё утром мальчик чувствовал себя прекрасно, а днём безутешно рыдающая мать уже сопровождала его в морг...
В этот раз патологоанатомы решили отправить тело в "Национальный институт здравоохранения Мадрида", где имелась более высококлассная лаборатория, способная установить истинную причину смерти Андреса-младшего.
Результаты не заставили себя ждать. Спустя 3 дня эксперты-токсикологи нашли в его крови следы дихлордифенил трихлорэтана (ДДТ) и цианистого калия. Проверив образцы Мариано, Фуэнсанты и Марии, они обнаружили те же яды. Информацию немедленно передали полиции.
Расследование
Главными подозреваемыми в отравлении, конечно же, стали родители этого многочисленного семейства. Андреса и Антонию арестовали 14 января 1966 года. Правда, в связи с беременностью, последнюю перевели в родильное отделение больницы, где её стерегли двое охранников. Мужчина тем временем был направлен на психиатрическую экспертизу.
Детей пары (Антонио, Мануэля, Пьедад, Хесуса, Кристин и Мануэлу) поделили: мальчиков отправили в психиатрическую клинику к отцу, а девочек - в родильный дом к матери. Решение выглядело довольно странно. Как можно было доверить детей родителям, которые подозревались в столь страшном преступлении?
Как бы там ни было, вскоре эту историю обсуждала вся Испания. Неудивительно, что многие репортёры хотели взять интервью у родителей или у детей. Но ни те, ни другие не горели желанием общаться со СМИ.
Один из фотографов позже рассказал, что 6-летняя Мануэла, которая теперь была самой младшей в семье Мартинес, посмотрела с грустным видом на его камеру и спросила:
- Вы собираетесь сфотографировать меня только из-за того, что я стану следующей? Если это так, то, пожалуйста, не надо.
После этих слов фотографу стало не по себе. Он так и не смог сделать ни одного снимка...
Подозрения
Допрос Андреса и Антонии ничего не дал. Они отрицали свою причастность к преступлению, заявляя, что любят своих детей и никогда бы не пошли на подобное злодеяние.
Затем настала очередь детей. Тут полицейские сразу обратили внимание на холодное и расчетливое поведение Пьедад, которое резко контрастировало со страхом и смятением, демонстрируемыми другими детьми.
Правоохранители также заметили другую важную деталь. Согласно показаниям членов семьи, во всех случаях Пьедад была последней, с кем общались четверо погибших. Кроме того, именно она кормила детей...
Так главной подозреваемой в преступлении стала 12-летняя девочка. Однако у полиции не было веских доказательств, подтверждающих эту гипотезу. Судя по данным экспертизы, преступник использовал смесь ядов. Если источником ДДТ могло стать средство для борьбы с насекомыми, найденное в доме семьи Мартинес. То где Пьедад могла взять цианид калия?
- Ей всего 12 лет. Разве ребёнок способен на такое? - спросил начальник полиции Мурсии, выслушав подозрения подчинённых.
- Скоро мы об этом узнаем, - ответил один из детективов, придумавший хитроумный план...
Уловка
24 января 1966 года детектив привёл Пьедад в кафе при больнице, сказав, что хочет задать ей несколько вопросов. Там он купил девочке стакан молока и завёл с ней непринужденную беседу.
Посреди разговора детектив достал из кармана упаковку со средством для борьбы с насекомыми и сделал вид, что собирается добавить его в напиток юной собеседницы. Когда рука мужчины была уже над стаканом с молоком, девочка схватила его за запястье.
- Не делайте этого! Это очень опасная штука! - воскликнула Пьедад.
- И тем не менее, ты добавляла его в еду своих младших братьев и сестёр? - спросил детектив.
Ответ, по словам детектива, "был написан на её лице", но он молча смотрел ей в глаза, пока она, наконец, не заговорила снова:
- Да, это сделала я. Но первых трёх по приказу моей матери.
- А последнего? - спросил мужчина
- Это было уже моим решением.
Теперь, когда девочка призналась в преступлениях, детектив попросил её рассказать подробности. Оказалось, что цианистый калий содержался в средстве для полировки деталей, которое давали ей братья. Пьедад смешивала его с инсектицидом, а получавшиеся комочки добавляла в питьё или еду...
"Улыбаясь и шутя"
После признания Пьедад её отца отпустили, а вот братьев и сестёр девочки было решено изъять из семьи и отправить в детский дом. Забегая вперёд, скажу, что двоих из них позднее усыновили, другим же повезло меньше.
Антония, мать детей, пробыла в заключении ещё 4 месяца, но в конце концов с неё сняли все подозрения, посчитав, что Пьедад солгала о её соучастии в преступлениях. Последнего ребёнка у женщины, к слову, тоже забрали и отдали на усыновление.
Пьедад временно определили в психиатрическую клинику, где врачебная комиссия должна была решить, нуждается ли она в лечении. Находясь в больнице, девочка не проявляла ни малейших признаков раскаяния или хотя бы печали по погибшим братьям и сёстрам. Сотрудники лечебницы отмечали, что ребёнок часто улыбается, любит пошутить и посмеяться вместе с персоналом.
В июне 1966 года комиссия пришла к выводу, что Пьедад полностью вменяема, добавив, что девочка "хоть и не образована, но обладает очень живым и хитрым умом, прекрасно развитым для такого юного возраста".
Наказание
Пьедад невозможно было привлечь к уголовной ответственности в силу её юного возраста, поэтому судьбу девочки решал суд по делам несовершеннолетних, проходивший в августе 1966 года. В ходе разбирательства прозвучал и вопрос о мотиве.
- Я устала заботиться о своих младших братьях и сёстрах. Мне хотелось играть с подругами и гулять. Они мне мешали, - беззаботно призналась Пьедад.
Суд постановил отправить Пьедад Мартинес в католический монастырь "Лас-Облатас", где в то время занимались "перевоспитанием трудных подростков с криминальными наклонностями". Она должна была провести там 9 лет, пока не достигнет совершеннолетия (до 1978 года совершеннолетие в Испании наступало в 21 год).
Как говорят, Пьедад понравилось новое место. Она легко нашла общий язык с другими "заключёнными" и монахинями. Её любимым хобби стало вязание, девочка занималась им часами напролёт.
- Когда меня выпустят, я перееду к своей тёте, Лоли. У неё нет детей. Это же так хорошо... - признавалась она.
Послесловие
Как сложилась судьба Пьедад Мартинес дальше, увы, неизвестно. В течение многих лет ходили слухи о том, что по достижению совершеннолетия она отказалась покидать монастырь, но эта информация не подтвердилась - в 1976 году её имени не было в списках монахинь монастыря.
Вероятнее всего, покинув монашеский дом, Пьедад сменила имя и начала новую жизнь. Если она ещё жива, то по состоянию на 2024 год женщине должен быть 71 год.
Старший брат Пьедад, Антонио, пытался стать тореадором, но его единственный поединок с быком закончился полным фиаско. Молодой человек попросту испугался и сбежал с арены.
После этой неудачи Антонио и его брат, Мануэль, попытались создать музыкальную группу. Увы, менеджер их обманул, сбежав с их последними деньгами. От безысходности молодые люди подались в криминал - начали угонять машины. Впервые они сели в тюрьму в 1970 году. Один умер в 1981-м, второй - несколько лет спустя.
Третий брат Пьедад, Хесус, тоже побывал в тюрьме в 1970-х годах, попытавшись принудить девушку к близости. Даже Кристин и та пошла по кривой дорожке, женщина отсидела 2 года за воровство. Из всей семьи повезло только Мануэле и самому младшему из детей - они оба попали в приёмные семьи.
Андрес и Антония превратились в изгоев, но, несмотря на это, они остались жить в Мурсии. Мужчина работал уборщиком, пока в 1976 году у него не обнаружили заболевание глаз, от которого он ослеп и умер. Жена пережила его почти на 20 лет, но её жизнь нельзя было назвать счастливой. Она умерла в бедности в 1997 году.