Разумеется, не всякой жизни, а той, которая действительно хочет быть похожей на человеческую.
Увы – большинство людей не только не живет человеческой жизнью, но и не стремятся к ней. Это непреложный факт. И это только еще раз подчеркивает озвученную Адаму еще на заре человеческой истории истину:
«…проклята земля за тебя…» Быт. 3. 17.
Да, действительно, мы живем на проклятой земле, где ее проклятость перешла на людей, и главным следствием этого стало то, что люди не хотят быть людьми.
Ну, а теперь переходим к делу.
Если все-таки кто-то из немногих среди людей, захочет стать человеком, с каким жестоким законом человеческой жизни ему или ей непременно придется столкнуться?
Интересно, что в святоотеческой истории нет авторства этого закона. Но это еще больше подчеркивает его истинность, потому что практически все святые отцы его разделяли и не раз настаивали на его истинности.
Он звучит так:
Дай кровь и прими дух.
Этот закон, эта его кратчайшая формула, состоит из двух половин.
Всегда, чтобы что-то принять, нужно что-то отдать. Человек состоит из плоти и крови, которая эту плоть оживляет биологически.
Но на самом деле, человек должен оживляться духом. Его душа, если хочет быть живой, должна оживотвориться Святым Духом. Иначе, она останется мертвой.
А если она останется мертвой, то человеку будет недоступна собственно человеческая жизнь. Ему окажется доступной только биологическая жизнь, свойственная всем животным.
Поэтому все просто: хочешь получить живой дух – отдай свою кровь. Отдай свою кровь в жертву этому духу.
Но плоть и кровь не захотят добровольно умирать в этой жертве. Они будут бороться и сражаться до конца. Они хотят жить своей животной плотской жизнью – и чтобы их не трогали. Как и все живое – они будут бороться до конца.
Поэтому без жестокой борьбы отдать свою кровь, чтобы получить дух, не получится…
Можно было бы рассуждать и дальше, но давайте остановим нашу теоретическую экспозицию и перейдем к практике.
Что же это означает практически?
Вот как об этом рассуждал святитель Игнатий Брянчанинов:
«Лютость этой борьбы Отцы выражают так: “дай кровь и прими дух”. Значит: надо умертвить все греховныя пожелания плоти и крови, все движения ума и сердца, зависящия от плоти и крови. Надо ввести и тело, и ум, и сердце в управление духа. Кровь и нервы приводятся в движение многими страстями: и гневом, и сребролюбием, и сластолюбием, и тщеславием…»
Что ж – теперь все становится на свои места.
«Кровь» - это самое краткое олицетворение человеческих страстей, который живут в каждом из пораженных Божьим проклятием человеческих особей.
Если их оставить в покое, то они своим естественным развитием доведут человека до полной и окончательной духовной погибели.
Биологическая жизнь завершится, а духовная так и не наступит. Это и обозначит погибель человека.
Поэтому, если человек захочет жить, захочет преодолеть смерть после ее биологического прихода, ему нужно победить эту свою «кровь».
Он должен объявить смертельную борьбу всем своим страстям, которые в этой «крови» живут.
Именно так – и никак иначе. Причем, сделать это не с опорой на свои собственные силы – это бесполезно и безнадежно. Это приведет только к усилению его гордыни, самой гибельной из всех человеческих страстей.
Бороться с «кровью» нужно с опорой на Христа, на Его всепобеждающую и благодатную силу.
В полном соответствии с Его же собственными словами:
«…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Мф. 16.24.
Отвергнуться себя – это и значит отвергнуть и победить свою «кровь» - пролить ее на своем собственном кресте борьбы со своими страстями.
Да – именно так, и по-другому – никак.
И Сам Иисус Христос тоже проливал Свою кровь, распиная Свою безгрешную человеческую трепещущую плоть, пораженную страхом смерти… Молился в Гефсиманском саду до кровавого пота…
Если уж это пришлось делать нашему Спасителю, то, что тогда говорить о нас?
Нам это необходимо делать по определению.
Все просто: хочешь стать человеком – пролей свою кровь.
Да – отдай кровь и прими дух.
Ну а нет – оставайся животным вместе с большинством людей.
Выбор остается за каждым.