Фильм «Подсудимый» вышел в прокат в 1986 году и затронул тему сложную, болезненную и оттого не самую популярную:
главный герой, пожилой человек, бывший фронтовик, убил молодого парня.
Но случилось это не просто так: парень-главарь компании бездельников-негодяев сам напал на ветерана, а перед этим убил его собаку и унизил память его любимой жены. Убийство было способом защитить себя, отстоять свои чувства и отомстить за очернённое прошлое. Но может ли жизнь быть платой за оскорбления и угрозы? Этот вопрос и проходит красной нитью через всю историю, но ответ каждый должен дать себе сам.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сценарий написали два очень знаменитых человека — писатель Борис Васильев и режиссёр Иосиф Хейфиц, взяв за основу вышедшую чуть раньше повесть Бориса Васильева «Суд да дело...». Для Васильева тема войны и фронтовиков была особой: он сам воевал, побывал в окружении, получил боевые ранения. Большая часть его произведений посвящена именно войне и людям на войне.
Наверняка и в вашей семье были книги Бориса Васильева, по праву считавшегося одним из самых популярных советских писателей.
Работал он и для кино: по сценариям писателя сняли массу фильмов, и многие из них — это уже отечественная киноклассика, как, например, «Офицеры» (1971), «...А зори здесь тихие» (1972), «Завтра была война» (1987). Режиссёра Иосифа Хейфица повесть заинтересовала и неоднозначным сюжетом, и главным героем — ветераном Антоном Скуловым, человеком, который сам выносит себе приговор после совершённого. Хейфиц вообще ценил сложных персонажей, которые на поверку оказываются не такими, какими они выглядят в первый раз. Раз за разом он выводил таких людей на экран и поднимал темы нравственности, психологии. морали, гражданственности. «Подсудимый» — история абсолютно в духе Иосифа Хейфица, и в силу изменений, уже шедших в стране в восьмидесятые, менее тендезиозная и более многоплановая, чем прежние (и это дополнительный плюс).
Сюжет развивается в двух эпохах: военной и современной. Военное время — это знакомство и начало совместной жизни Антона Скулова и его жены Ани, медсестры, спасшей его на поле боя.
Современность — это то, что происходит прямо сейчас. Пока Антон с братом Анны поминают на кладбище память Анны, во двор дома Скулова забирается компания юных отморозков. Они терроризируют собаку и обрывают цветы, которые с такой любовью сажала Анна и которые для Антона остаются, наверное, тем немногим живым, что осталось после ухода жены. Возвратившийся Скулов пытается разобраться с главарём юнцов Эдиком Вешневым, но тот становится лишь всё более агрессивным. Соседи Скулова не хотят влезать в разборку и прячутся по домам, и тогда мужчина достаёт винтовку.
Вешнев же в ответ подхватывает обрезок трубы и наступает на ветерана, попутно сыпя гадкими оскорблениями в адрес его жены. И эти омерзительные слова заставляют Скулова выстрелить.
Во время следствия на суде Антон Скулов даже не пытается оправдаться, напротив, он делает всё, чтобы приговор был как можно более тяжким. Против него свидетельствуют и компания Вешнева, и соседка, и даже родственница, опасающаяся за карьеру. Но адвокату дело не кажется таким уж однозначным. Да и суд, тщательнее присмотревшись, обнаруживает кое-какую интересную деталь, которая может в корне изменить дело. Какой приговор будет вынесен, узнайте, посмотрев фильм.
На главную роль утвердили Михаила Жигалова (и, думаю, можно утверждать, что «Подсудимый» — это настоящий бенефис актёра). Сложность была не только в том, что Михаилу Жигалову нужно было сыграть человека, перешедшего грань и казнящего себя за это (как отметил народный заседатель в суде, рассуждая, почему мужчина не пытается оправдаться, «Скулов умереть хочет. Разве не ясно вам?»), но и в том, что
герой предстаёт в двух возрастах: в войну это 20-летний парень, а в современности это уже немолодой мужчина сильно за 50. Самому Михаилу Жигалову на момент съёмок немного за 40,
но образ ветерана ему несомненно удался, герой получился живым, в этом характере многие зрители наверняка узнали соседа или коллегу по работе.
Интересно, что дебютировал в кино Михаил Жигалов в небольшой роли в фильме «Самый последний день» (1973), сценарий для которого был написан всё тем же Борисом Васильевым.
В роли жены Антона Скулова Анны — Татьяна Шестакова, его товарища, моряка с ампутированными ногами, сыграл Юрий Кузнецов, а в роли адвоката неожиданно появился Ролан Быков, которого давно уже было более привычно видеть в образах комических.
Здесь же ему достался персонаж драматический, даже трагический, но тем интереснее наблюдать за мыслями и действия адвоката. Жена Ролана Быкова Елена Санаева исполнила роль судьи, а народные заседатели — это Ольга Волкова и Иван Агафонов.
Роль Вешнева отдали молодому актёру Константину Воробьёву, и его герой тоже получился ярким (в отрицательном, конечно же, смысле): подонком, который и в прямом, и в переносном смысле топчет грязным сапогом жизнь других людей.
Позже Константину Воробьёву ещё не раз будут доверять роли не самых приятных людей, а сам он отмечал, что режиссёры в нём видят маньяков и психов. Однако не менее органичен он в других амплуа, и умение перевоплощаться помогло актёру не затеряться с наступлением нового века: Воробьёв очень активно снимается на тв.
В других ролях Андрей Николаев в роли молодого следователя, Юрий Соловьёв в роли брата Ани, присобленца и подпевалы, Владимир Ерёмин в роли прокурора, королева эпизода Кира Крейлис-Петрова в роли свидетельницы. В маленьких эпизодах ищите самую известную девочку советского кино Маргариту Сергеечеву (здесь она уже взрослая девушка) и начинающего актёра Евгения Ганелина, узнаваемость которому принесут уже российские криминальные сериалы.
Представляя ленту «Подсудимый», Иосиф Хейфиц сказал:
«Нам надлежит вынести нравственный приговор. А в этом смысл в фильме существует ещё один подсудимый — тот, кто надругался над самыми святыми для нас понятиями, связанными с памятью о войне, с человеческой совестью, моралью. Тот, кто убит. то, то стоит за ним».
По странному и драматичному стечению обстоятельств фильм «Подсудимый» приобрёл вторую жизнь в середине девяностых, когда прогремело дело актёра Георгия Юматова, применившему оружие в сходной с описанной в сюжете ситуации. Однако и в год выхода, и позже «Подсудимый» не был в числе самых транслируемых фильмов. И это объяснимо: лента действительно тяжёлая и заставляет думать о вопросах, на которые сложно найти ответы. Определённо, это работа Бориса Васильева и Иосифа Хейфица не для частого просмотра и развлечения, но это очень сильный и многослойный фильм, который хотя бы раз посмотреть надо.
В каком-то смысле я готова провести параллели между «Подсудимым» и вышедшим в 1983 году «Средь бела дня…», где обсуждаются пределы необходимой самообороны и где герой тоже казнит себя. По словам Иосифа Хейфица, в его фильме
«Совершив убийство при попытке защитить свою честь, достоинство, доброе имя жены, наконец, саму жизнь, Скулов не усыпляет свою совесть, не может освободиться от чувства вины. Так он становится подсудимым, которому суждено пройти через самый страшный суд — суд человека над самим собой».
А каков ваш приговор? Виновен Скулов или нет?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: