«Жизнь нужно прожить так, чтобы потом было приятно вспомнить»

145 прочитали

Знаменитая фраза Николая Островского звучала именно так, по мнению одного из героев драмы «Это начиналось так…», вышедшей в 1956 году. Впрочем, этого героя вряд ли можно отнести к образцовым — он, заработав сомнительную репутацию и не выдержав сложностей, сбежал с целины. Картину «Это начиналось так…» сняли молодые кинематографисты Яков Сегель и Лев Кулиджанов, но

для Сегеля она стала по-настоящему судьбоносной: на съёмках он встретил юную актрису, ставшую женщиной всей его жизни: музой, верной соратницей и женой.
Кадр из фильма «Это начиналось так…»
Кадр из фильма «Это начиналось так…»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Яков Сегель и Лев Кулиджанов были учениками Сергея Герасимова. Встретились и подружились они во время учёбы на режиссёрском факультете ВГИКа, но у Якова Сегеля было одно немаловажное преимущество:

11-летним мальчиком он снялся в фильме «Дети капитана Гранта» (1936), довоенном киношлягере, которым зрители засматривались.

На смелого и целеустремлённого Роберта Гранта, сына капитана, которого и сыграл Сегель, равнялись советские мальчишки, и мало нашлось бы людей, которые не узнали бы самого юного актёра Яшу Сегеля. Однако ранняя слава мальчика ничуть не испортила, он вёл обычную жизнь, во время войны, уже повзрослевший, Сегель отправился на фронт и вернулся домой в звании лейтенанта. Чуть позже он вновь обратился к кинематографу и поступил во ВГИК, но не на актёрский, а на режиссёрский факультет. Роль Роберта Гранта фактически осталась единственной в его жизни (много лет спустя, уже очень взрослым, он сыграет небольшую роль в альманахе по собственным рассказам, но она мало кому известна).

Сегель и Кулиджанов окончили ВГИК в 1953 году. Тогда начинающим безвестным режиссёрам редко доставались качественные сценарии известных драматургов, чаще им сбрасывали уже утверждённые, но слабоватые сценарии. Так Яков Сегель и Лев Кулиджанов получили сценарий Соломона Гарбузова о работе молодых целинников, которым приходится бороться не только с природой, но и с бюрократизмом и формализмом руководителей и безответностью и легкомыслием некоторых коллег. В ходе подготовки тандем отправился в Казахстан, на целину. Там режиссёры общались с целинниками, теми самыми, с которых во многом были списаны образы героев. Потом, давая интервью журналу «Искусство кино», режиссёры говорили:

«Такие творческие командировки, нам кажется, необходимы всем режиссёрам, так как в них-то и можно увидеть жизнь своими глазами, набраться идей, образов, подсмотреть то новое, чего нельзя по-настоящему понять, сидя в Москве, на киностудии».

Но эта важная, полезная и вдохновляющая поездка едва не разбила складывающийся тандем: у Льва Кулиджанова после командировки обострился застарелый туберкулёз, ему нужно было лечение, включающее регулярные посещения врача, так что

он решил отказаться от работы и предложил Сегель продолжать съёмки самостоятельно. Однако Якова Сегель товарища не бросил, сказал, что работать они будут по-прежнему в паре, а самые сложные моменты он возьмёт на себя.

Так и вышло. Лев Кулиджанов поехал в на съёмки в Казахстан с большим запасом антибиотиков и продолжал там курс лечения, а большую часть съёмок и организационную работу провёл Яков Сегель.

Фото со съёмок. Режиссёры Лев Кулиджанов, Яков Сегель и оператор Вячеслав Шумский
Фото со съёмок. Режиссёры Лев Кулиджанов, Яков Сегель и оператор Вячеслав Шумский

Главные герои фильма — молодые целинники. Кто-то приехал осваивать непокорённую природу по зову сердца, кто-то — по комсомольской путёвке, кто-то — ради заработков. Этим людям нужно работать вместе, и это не всегда просто. И если бригадир Вася Скворцов всей душой радеет за дело и коллег, то, например, его тёзка Вася Лапшин — безалаберный парень, лентяй и любитель выпить, чья непорядочность в итоге приведёт к трагедии. Вслед за отцом, назначенным на должность директора совхоза, на целину из Москвы приезжает и его дочка Женя, избалованная неумеха.

Любопытный факт: женя настолько богемна, что всю жизнь проживая на улице Горького, даже не знает, где находится московский район Пресня.
Кадр из фильма. Наталья Павлова, выпускница хореографического училища, в роли Жени
Кадр из фильма. Наталья Павлова, выпускница хореографического училища, в роли Жени

А на той самой Пресне жила её нынешняя соседка по комнате Таня Громова, которая здесь, на целине, учится работать на тракторе.

Кадр из фильма. Юная Лилиана Алёшникова в роли Тани Громовой
Кадр из фильма. Юная Лилиана Алёшникова в роли Тани Громовой

Таня — образцовая комсомолка, у неё всё ладится и с работой и с личной жизнь: у неё есть жених — тракторист Лёша, тоже примерный работник и активист.

Ещё один любопытный факт: Таня и Лёша отправляются в ЗАГС, когда Таня уже беременна (по её словам, четыре месяца). Правда, пока этого не видно.

Есть в сюжете и начальник-бюрократ, и рядовые целинники, и, конечно, будни, где находится место и проблемам, и радостям.

Фото со съёмок. Валентин Зубков
Фото со съёмок. Валентин Зубков

Роль бригадира Скворцова получил Валентин Зубков, самодеятельный актёр, сумевший добиться признания в профессии. Валентин уже пару раз появился на экране, но в фильме «Это начиналось так…» сыграл первую главную роль и можно считать, что именно тут и началась его кинокарьера. Роли Тани Громовой и Лёши получили молодые актёры Лилиана Алёшникова и Николай Довженко, тоже начинающие карьеру артисты.

Кадр из фильма. Лилиана Алёшникова в роли Тани и Николай Довженко в роли Лёши
Кадр из фильма. Лилиана Алёшникова в роли Тани и Николай Довженко в роли Лёши

Лилиана Алёшникова только завершила съёмки в драме «Они были первыми» (1956) и на неё уже обратили внимание режиссёры и зрители. Заметил обворожительную девушку и Яков Сегель. Режиссёру очень понравилась 20-летняя актриса, тогда ещё студентка Щукинского училища, и он начал оказывать ей знаки внимания. Правда, сама Лилиана была равнодушна к деликатным ухаживаниям режиссёра и не отвечала ему взаимностью. Однако Сегель не отступился и решился на настоящее безрассудство: привёз на целину, гда даже тракторы не всегда могли свободно ездить, свою машину — «Победу». Но и это не соблазнило Лилиану Алёшникову. Уже много позже сын пары рассказывал, что в один момент девушка из жалости согласилась проехаться с режиссёров в «Победе». Посреди степи у них закончился бензин, и Якову пришлось идти несколько километров в окружении волков, вооружившись лишь одним штыком, сохранившимся у него ещё с военных времён. Он вернулся к остававшейся в машине Лилиане с бензином и тогда наконец её покорил. После съёмок они поженились, в 1960 году у супругов родился сын. Лилиана Алёшникова и Яков Сегель прожили вместе всю оставшуюся жизнь.

Кадр из фильма. Ролан Быков и Ольга Аросева
Кадр из фильма. Ролан Быков и Ольга Аросева

В роли хамоватого разгильдяя Лапшина Ролан Быков, в роли Гришинина — Владимир Емельянов.

Кадр из фильма. Владимир Емельянов
Кадр из фильма. Владимир Емельянов

Деловитую повариху Раю сыграла Ольга Аросева, в роль Жени получила дебютантка Наталья Павлова, которая, кстати говоря, была вовсе не актрисой, а балериной.

Фото со съёмок. Наталья Павлова
Фото со съёмок. Наталья Павлова

Увы, о Наталье нет никакой информации, больше она в кино не снималась.

Фотоо со съёмок. Ольга Аросева, Никоай Сморчков, Валентин Зубков
Фотоо со съёмок. Ольга Аросева, Никоай Сморчков, Валентин Зубков

В других ролях Владимир Ратомский, Николай Сморчков, Юрий Архипцев. Одну из первых ролей сыграл тут Николай Парфёнов.

Кадр из фильма. Николай Довженко, Николай Парфёнов, Владимир Ратомский
Кадр из фильма. Николай Довженко, Николай Парфёнов, Владимир Ратомский

Фильм «Это начиналось так…» вышел в конце 1956 года. Своим дебютом режиссёры остались не вполне удовлетворены:

«Признаемся, что впервые посмотрев на экране наш фильм и постаравшись, насколько возможно, взглянуть на на него со стороны, мы очень огорчились. Нам показались ужасными ошибки наши и как соавторов сценария и как режиссёров. Мы выяснили, что не во всём устояли против дурных традиций. Объясняется это, очевидно, и тем, что нам не хватило опыта для достаточно сурового отбора».

Зрители, однако, картину встретили тепло, а снявшихся в неё артистов полюбили. Режиссёры же, приобретя опыт и сделав выводы о первой работе, принялись за следующую. И это была лента «Дом, в котором я живу» (1957), сразу после выхода вошедшая в золотой фонд кино.

В финале вопрос самым взрослым моим читателям. Женя, передумав возвращаться в Москву, поехала обратно в совхоз на такси. Поездка обошлась ей в 312 рублей. Судя по тому, что эту сумму ей собирали вскладчину, это очень даже немало. Так вот в 1956 году 312 рублей — это примерно что?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

Знаменитая фраза Николая Островского звучала именно так, по мнению одного из героев драмы «Это начиналось так…», вышедшей в 1956 году.-12

В новых выпусках:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: