Индия – страна с богатейшей историей и древними традициями. Однако виноделие для нее – относительно новая отрасль, которая начала активно развиваться лишь в последние 10-15 лет. За это время винная индустрия Индии проделала большой путь и добилась весомых успехов как на внутреннем, так и на международном рынке.
Интересно, что еще недавно большинство индийцев старались избегать употребления алкоголя в силу религиозных и культурных особенностей. Вино, как и другие спиртные напитки, не было частью традиционной индийской кухни и образа жизни. Но времена меняются, и сегодня потребление вина в Индии ежегодно растет в среднем на 20%. Особенно эта тенденция заметна среди молодого поколения – миллениалов, которые более открыты к новым гастрономическим впечатлениям.
Винодельческий бум в Индии начался в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Если 10 лет назад в стране насчитывалось менее 40 виноделен, производящих вина из винограда европейских сортов, то сейчас их уже около 110. Помимо этого, еще порядка 50 хозяйств занимаются производством плодовых и ягодных вин, в том числе из местных гибридных сортов винограда Bangalore Blue и Bangalore Purple.
Ведущим центром виноделия Индии стал город Насик, расположенный в 100 милях к северо-востоку от Мумбаи в штате Махараштра. Местный климат напоминает жаркие винодельческие регионы Калифорнии, Австралии и южной Испании. Поэтому основной упор делается на красные сорта винограда. Но белые вина из Совиньон Блана, созданные местными виноделами в сотрудничестве с именитыми международными консультантами, сумели обрести свой уникальный стиль и стать хитами продаж сначала в Индии и странах Персидского залива, а затем и во всем мире.
Своеобразной "визитной карточкой" индийского виноделия стало белое вино Совиньон Блан от винодельни Grover Zampa из округа Нанди Хиллз штата Карнатака. В 2014 году на престижном международном конкурсе Decanter World Wine Awards оно было признано лучшим в мире среди 5000 образцов вин из этого сорта! Grover Zampa обошло в том числе премиальные совиньоны из Франции, Новой Зеландии и ЮАР. Эта победа стала настоящим прорывом для индийских вин и продемонстрировала их потенциал на мировой винной арене.
Огромную роль в популяризации вин Индии сыграл венгерский винный эксперт Питер Чизмадиа-Хониг, проживающий в Великобритании. В 2014 году он выиграл грант на исследование индийского виноделия и объездил все винодельческие хозяйства страны. По итогам экспедиций в 2015 году Питер выпустил первый в мире путеводитель по индийским винам, который также включал первую классификацию местных винных регионов и виноделен. Книга удостоилась награды Международной организации виноградарства и виноделия (OIV).
Однако путь индийского виноделия к успеху не был простым и гладким. В отличие от многих других стран, винная отрасль Индии существует практически без государственной поддержки, опираясь исключительно на частные инвестиции. Из-за общей нестабильности в сельском хозяйстве страны многие винодельни периодически испытывают финансовые трудности и становятся банкротами. Пиковым в этом отношении стал 2008 год, когда обанкротился лидер рынка – компания Chateau Indage, служившая опорой для небольших частных хозяйств. После этого ведущие индийские производители стали активно привлекать иностранных партнеров и инвесторов из Франции, Италии, Британии для обеспечения стабильности бизнеса.
На сегодняшний день флагманом индийского виноделия является компания Sula Vineyards, основанная Радживом Самантом в 1999 году в районе Насика. Она может похвастаться штатом из 1000 сотрудников и годовым оборотом более 60 млн долларов. В 2022 году Sula впервые разместила свои акции на бирже и привлекла порядка 120 млн долларов инвестиций.
Вторую строчку в списке лидеров занимает уже упомянутая винодельня Grover Zampa, сотрудничающая с легендарным французским консультантом Мишелем Ролланом. Ее премиальные выдержанные вина из Нанди Хиллз и Насика высоко ценятся экспертами. Замыкает тройку молодая компания Fratelli, объединяющая индийский, итальянский и французский капитал. В ее совет директоров входят представители Boisset Collection – третьего по величине винного холдинга Франции. Хитом продаж Fratelli стала линейка современных вин J'Noon.
Говоря об индийском рынке вина, нельзя не упомянуть проблему контрафакта. По данным профильных ассоциаций, около 40% алкогольной продукции в Индии производится нелегально. Контрафактные напитки нередко содержат опасный для здоровья метанол, что приводит к массовым отравлениям. Индия является мировым лидером по смертности от паленого алкоголя. Так, в 2022 году жертвами подпольного самогоноварения стали более 100 человек в штате Пенджаб и еще десятки в других регионах страны. Борьба с контрафактом – один из главных вызовов для индийских виноделов.
Другая серьезная проблема – высокие ввозные пошлины на импортные вина, составляющие от 150% и выше. Это делает иностранную продукцию крайне дорогой и малодоступной для рядовых потребителей, но в то же время стимулирует развитие отечественного виноделия.
Несмотря на объективные трудности, индийская винная индустрия продолжает активно развиваться и наращивать объемы производства. По прогнозам экспертов, в ближайшие 5 лет потребление вина в стране будет расти в среднем на 25-30% в год. Основными драйверами спроса станут представители среднего класса и миллениалы - как местные, так и зарубежные.
Именно на молодую аудиторию ориентируются индийские виноделы, предлагая оригинальные форматы упаковки (бэг-ин-боксы, алюминиевые банки), яркий дизайн этикеток и активно подчеркивая приверженность принципам устойчивого развития и защиты окружающей среды. Уже сейчас на индийском рынке представлен широкий ассортимент качественных местных вин разных стилей и ценовых категорий. А главные хиты, созданные ведущими производителями, успешно покоряют и международные рынки.
В целом за последние 10-15 лет индийское виноделие проделало большой путь от малоизвестной отрасли до серьезного игрока с большим потенциалом. Местные вина уже получили признание на международном уровне, а внутренний рынок демонстрирует впечатляющие темпы роста. Конечно, индийским виноделам еще многое предстоит сделать для развития винной культуры в стране, популяризации своей продукции и построения стабильной бизнес-модели. Но первые успехи уже вселяют оптимизм и веру в большое винное будущее Индии.