Найти тему

ЛОМОНОСОВ. Морская конкуренция и возвращение летнего театра.

Сидоровский канал /фото из личного архива/
Сидоровский канал /фото из личного архива/

Книга 2. ЛОМОНОСОВ. ЧТО В ПРИГОРОДЕ ТОМ?

Предыдущие главы:

МОРСКАЯ ДОРОГА

Первые пароходы

Ораниенбаум – приморский город, а значит здесь нужно обязательно идти к заливу, смотреть корабли и любоваться суровым северным морским пейзажем! Но я пока далеко не пойду, лишь перейду через железную дорогу, ведущую к Сосновому Бору. В этом месте, где слева за железнодорожным мостом через невзрачную Карасту она вдруг превращается в какой-то заболоченный пруд, тоже есть о чем поговорить!

За железнодорожным переездом у вокзала /фото из личного архива/
За железнодорожным переездом у вокзала /фото из личного архива/

В самом начале этой книги я рассказала о Морском канале, который был прорыт по инициативе основателя ораниенбаумской усадьбы князя Меншикова к берегу Финского залива от его дворца. Этот канал до конца 18 века оставался единственной морской дорогой, связывавшей Ораниенбаум с Кронштадтом. В начале 19 века по нему начали регулярно ходить пассажирские парусные суда.

Но пока Россия плавала под парусами, мировая инженерная мысль искала новые способы передвижения по воде. В 1807 году пароход «Клермонт», созданный изобретателем паровой машины Робертом Фултоном, отправился по реке Гудзон из Нью-Йорка в свой первый рейс, открыв в мире эру пароходов. Сила пара приводила в движение гребные колеса (позже они были заменены на гребные винты), которые вскоре заскользили по водным просторам мира.

Александр 1 загорелся идеей пароходства в России и даже заключил с Фултоном договор, согласно которому ему предоставлялось монопольное право на курсирование его пароходов по рекам России при условии создания для нашей страны новых машин, передвигающихся по воде. Однако война с Наполеоном помешала исполнению договора. Изготовить собственный российский пароход взялся шотландец Чарльз Берд, семья которого проживала в России с конца 18 века и владела литейно-механическим заводом в Петербурге.

В 1815 году первый российский пароход «Елизавета» отправился из Петербурга в Кронштадт. Дорога заняла более 3-х часов при хорошей погоде! С этого теплохода началось создание пароходств, которые организовывали перемещение пассажиров и грузов по морям и рекам России. Естественно, с увеличением численности пароходов в столице встал вопрос и об организации перевозок между Кронштадтом и Ораниенбаумом. Но, ораниенбаумский Морской канал (тот, что у Меншиковского дворца) был явно маловат и не пригоден к приёму огромных пароходов.

Ораниенбаумское пароходное товарищество «Заря»

Лишь в 1850 году начинается регулярное пароходное сообщение между островом Котлин и самым близким населённым пунктом на материке. Пристань была обустроена на берегу залива около Морского канала, прорытого от усадебного дворца. Не случайно улица, которая тянется вдоль канала, носит название Пароходная.

Перевозки осуществляло пароходное товарищество «Заря». Морское катание на пароходе стало популярным развлечением у ораниенбаумских дачников, а вот для жителей Кронштадта на долгие годы самой удобной и быстрой дорогой, обеспечивающей связь с внешним миром!

Когда встал вопрос о прокладке железнодорожной линии до Ораниенбаума и великая княгиня Елена Павловна выделила земли под строительство железной дороги, одним из условий безвозмездной передачи земли было обеспечение доставки пассажиров и грузов от железной дороги к пристани. Условие было принято, и железнодорожники устроили насыпь, по которой проложили линию для перемещения конки. Вагончик конки, запряженный лошадью, подавался на пристань к приходу корабля из Кронштадта и доставлял пассажиров к отходу поезда и наоборот.

Ораниенбаумская пристань на морском берегу /фото из книги "Ораниенбаум. 300 лет (альбом репродукций открыток из коллекции протоиерея Олега Емельяненко/
Ораниенбаумская пристань на морском берегу /фото из книги "Ораниенбаум. 300 лет (альбом репродукций открыток из коллекции протоиерея Олега Емельяненко/

Однако нареканий на конную дорогу было много! Содержалась она в таком плохом состоянии, что вагончик часто сходил с рельсов, а убогая лошадка резвостью не отличалась. Шутили, что она – инвалид! Так что пассажиры не только рисковали опоздать на поезд или пароход, но и частенько вынуждены были идти пешком с багажом почти 2 км! Тем не менее, просуществовала конка 25 лет (до 1889). Позже пароходы стали ходить до самого вокзала по Пароходному, ныне Шлюпочному, каналу, проложенному по устью реки Карасты, и надобность в конке отпала. Сегодня трудно отыскать этот канал. Он находится за железнодорожным переездом у вокзала, но так зарос, что, скорее, напоминает небольшое болото. И догадаться, что когда-то в это место прибывали пароходы невозможно!

Пароходы в Шлюпочном канале у вокзала /фото с сайта ruskompas.ru/
Пароходы в Шлюпочном канале у вокзала /фото с сайта ruskompas.ru/
Шлюпочный канал в наши дни. Трудно поверить, что сюда подходили корабли /фото из личного архива/
Шлюпочный канал в наши дни. Трудно поверить, что сюда подходили корабли /фото из личного архива/

Организация зимнего сообщения с Кронштадтом

Организаторам движения по воде между Кронштадтом и Ораниенбаумом нужно было позаботиться также о передвижении между городами в зимнее время. Поначалу налаживали санную дорогу по льду. Посреди дороги стояла будка смотрителя, который должен был в тёмное время суток звонить в колокольчик и подавать световые сигналы, чтобы путники не сбились с пути. Позже рядом с будкой появился трактир, где можно было передохнуть и перекусить. В 1881 году по льду залива даже проложили временную железную дорогу. Идея была прекрасной, но коварная петербургская погода с зимними оттепелями заставила от неё отказаться и признать нерентабельной.

Проблему должна была решить научная мысль! Так и случилось. Первым в мире ледоколом стал буксирный пароход «Пайлот», принадлежавший судовладельцу Михаилу Бритнёву. Срезав у судна носовую часть, он обеспечил ему способность «наползать» на лёд и ломать его своей тяжестью. Этот ледокол начал курсировать в зимнее время между Ораниенбаумом и Кронштадтом.

Ледокол "Пайлот" на почтовой марке /фото с сайта Википедия/
Ледокол "Пайлот" на почтовой марке /фото с сайта Википедия/

Ораниенбаумская пароходная компания «Заря» в 60-х годах 19 века создала свое ледокольное судно «Котлин», однако конкуренции с бритневским «Пайлотом» оно не выдержало. Тогда товарищество «Заря» заказало в Швеции для своей компании 2 ледокольных судна – «Луна» и «Заря», которые начали курсировать зимой между Кронштадтом и Ораниенбаумом в 1880-х годах. Это были превосходные суда, в которых находились пассажирские салоны с буфетами и туалетами, а также грузовые трюмы. С тех пор передвижение между двумя приморском городами осуществлялось круглогодично. А первые ледокольные суда, шнырявшие по заливу, стали прообразами первого в мире отечественного ледокола «Ермак» арктического класса.

Но уже решительно наступал 20 век! Он изменил судьбы людей! Что уж говорить о прибрежном ландшафте! Железную дорогу продлили на запад. Она перерезала оба судоходных канала. Да и корабли подросли, им снова стало тесно в берегах! Новая пристань была устроена в широкой гавани. Вскоре я отправляюсь туда, где и сегодня у Ломоносовского причала стоят корабли. Но прежде я расскажу еще об одном канале, великолепный вид на который открывается у ломоносовского вокзала, а заодно продолжу историю о дореволюционном театральном Ораниенбауме!

Сидоровский канал

Ещё раньше, чем от залива к вокзалу был прорыт Пароходный (Шлюпочный) канал (1889), в Ораниенбауме появился другой канал, великолепный вид на который открывается и сегодня прямо с железнодорожной платформы. Сидоровский канал был построен в Ораниенбауме в 1885 году по инициативе успешного кронштадтского купца Николая Сидорова, который вёл активную торговлю и был заинтересован в оперативной и удобной доставке грузов на берег.

Сидоровский канал /фото из личного архива/
Сидоровский канал /фото из личного архива/

С целью окупить затраты на создание канала, он приобрел собственный пароход «Николай», который начал курсировать между приморскими городками и вскоре стал очень популярен у пассажиров. С ростом популярности маршрута, Сидоров запустил ещё несколько пароходов. Также было налажено пароходное сообщение Ораниенбаума с Петербургом. Ну и, конечно, были у Сидорова грузовые баржи, которые обеспечивали перемещение товаров.

Так мы устроены, что очень быстро привыкаем к благам цивилизации! Ещё недавно пассажиры вынуждены были добираться до единственной пароходной пристани на лошади. Но появилась конка, и она оказалась гораздо дешевле и удобнее! И извозчики перестали зарабатывать на пассажирах! А когда пароходы стали ходить до вокзала, народ очень быстро оценил ситуацию и переметнулся на пароходы купца Сидорова.

Ораниенбаумское пароходство «Заря», впервые организовавшее пароходное сообщение между Ораниенбаумом и Кронштадтом еще в 1850, вынуждено было, постоянно идти на разные ухищрения в целях борьбы с конкурентами. А их хватало! То Бритнёв со своим ледоколом «Пайлот» заставил вложиться в собственные ледоколы, то кронштадтский купец вынудил прорыть свой собственный судоходный канал к вокзалу! В итоге пароходы стали причаливать у вокзала с 2х сторон. Но «перетягивание» пассажиров не закончилось! «Заря» снизила цены на проезд, и пассажиры переметнулись обратно. Сидоров вынужден был поддерживать своё пароходство себе в убыток, компенсируя успехами в торговле. Однако после его смерти наследники закрыли убыточное предприятие (в 1894).

Новый Ораниенбаумский театр

Но Сидоровский канал пригодился и после кончины купца. После пожара на Привокзальной площади, уничтожившего популярный театр, набережная Сидоровского канала стала популярным местом отдыха в Ораниенбауме. Здесь был разбит уютный парк с открытой летней эстрадой и новым театром на 1400 мест.

Отдыхающие проводили время в праздности до самой ночи. Тенистые аллеи парка приглашали прогуляться к взморью. У набережной стояли яхты для морских прогулок. Роскошный двухэтажный ресторан с открытыми террасами и отдельными кабинетами зазывал отобедать и отужинать, предлагая отведать изысканные блюда и отличные вина! К вечеру ждал спектакль. На сцене театра выступали лучшие артисты Мариинского, Александринского и других театров. Часто приезжали известные артисты из Москвы. Спектакли в театре и на открытой эстраде начинались в 8 часов вечера. По окончании представления господа отправлялись ужинать и танцевать под открытым небом. Завершалась театральная программа грандиозным фейерверком!

Для удобства отдыхающих железнодорожники прямо от платформы к театру соорудили галерею. И снова стали пускать «театральные поезда». Последний поезд на Петербург отправлялся в 0.30, а вот петергофские дачники могли добираться домой в двухэтажном вагоне паровоза «Кукушка», который курсировал каждые полчаса.

Паровоз "Кукушка", курсировавший между Ораниенбаумом и Петергофом /фото с сайта Википедия/
Паровоз "Кукушка", курсировавший между Ораниенбаумом и Петергофом /фото с сайта Википедия/

В 2 часа ночи от пристани на Сидоровском канале отчаливал и «театральный пароход», позволяя любителям ночной жизни продлить удовольствие. И лишь Ораниенбаумские дачники до полчетвертого утра продолжали кружить в танце под звуки оркестра, в звёздах конфетти и лентах серпантина, наслаждаясь морским ароматом белой ночи и благоуханием цветов в саду. Таково было очарование знаменитого пригородного курорта в начале 20 века!

Калейдоскоп перемен 20 века на ломоносовском побережье

Первая мировая война, а затем революции, последовавшие одна за другой, прекратили Ораниенбаумское веселье на берегу залива. А трагедия Кронштадтского мятежа, разыгравшаяся в прибрежных водах в 1921 году, навсегда положила конец. Театр, а также другие постройки на берегу Сидоровского канала, сгорели от попадания снарядов.

Некоторое время после революции в районе Сидоровского канала размещался отряд военной полярной авиации, а после войны здесь обосновался рыболовецкий колхоз «Прогресс». Ловить рыбу в приморском городе – обычное мирное занятие! Рыболовецкие суда заняли акваторию канала, а служебные постройки колхоза спрятали его от глаз горожан! Перестроечные перемены конца 20 столетия не могли не коснуться Ломоносова. Некогда процветающие предприятия стали, угасать, пока не закрылись навсегда. «Прогресс» не стал исключением! Но пришёл 21 век, и Сидоровский канал стал постепенно возрождаться!

Сначала старая постройка на берегу превратилась в уютный «Домик у причала». И в Ломоносове появился маленький, но вполне европейский, отель для гостей. Наверное, впервые после революции! Но вскоре отель полюбился не только гостям, наслаждающимся тихим отдыхом на берегу залива в петербургском пригороде, но и горожанам! Наверное, нет в Ломоносове ни одного человека, который не побывал здесь на дне рождении, юбилее или свадьбе! Уютные залы, отличная кухня и радушный прием оставляют самые приятные воспоминания!

Но своего звёздного часа канал дождался в 2011 году, когда на его берегу стартовал первый Ораниенбаумский морской фестиваль для любителей ходить под парусами! Сегодня этот праздник полюбили не только петербургские яхтсмены! Он стал международным. А для жителей Ломоносова - это ежегодный яркий красочный праздник, которого с нетерпением ждут горожане каждое лето.

На Ораниенбаумском Морском фестивале в 2021 году /фото с сайта peterburg2/
На Ораниенбаумском Морском фестивале в 2021 году /фото с сайта peterburg2/

Но море, это не только праздник! Это – ежедневные матросские будни. И вскоре я отправляюсь туда, где несут свою вахту ломоносовские моряки!

Продолжение здесь:

А начало книги здесь! Переходите по ссылкам, читайте всю книгу:

От автора.Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!