Найти в Дзене

ЛОМОНОСОВ. Морская окраина, безлюдная пристань. Как дамба вмешалась в морскую жизнь города.

Книга 2. ЛОМОНОСОВ. ЧТО В ПРИГОРОДЕ ТОМ? Предыдущие главы: КОРАБЛИ НАШЕЙ ГАВАНИ Не время развлекаться! В Ломоносовскую гавань, туда, где стоят корабли, я отправляюсь по Угольной улице. Она протянулась более чем на 1 км от вокзала до пристани, как раз между двумя каналами, некогда доставлявшими пассажиров пароходов к вокзалу. А поскольку в 19 веке и железнодорожный, и морской транспорт работали на угле, не трудно догадаться, что здесь располагались угольные склады, которые и дали название улице. Сегодняшняя Угольная улица тянется поначалу вдоль построек Сидоровского канала, расположенных справа, а слева – вдоль заборов, не позволяющих разглядеть жизнь за ними. А затем проходит вдоль одного из двух молов, открывающих вход кораблям в Ломоносовскую гавань. Промышленная зона появилась здесь в советское время. После революции бывший столичный курорт больше был не нужен! Отдыхать было некогда, да и некому! Всем надо было работать и жить в равенстве и братстве. А потому бывшие городские дома б
Оглавление
Корабли на причале в Ломоносове /фото из личного архива/
Корабли на причале в Ломоносове /фото из личного архива/

Книга 2. ЛОМОНОСОВ. ЧТО В ПРИГОРОДЕ ТОМ?

Предыдущие главы:

КОРАБЛИ НАШЕЙ ГАВАНИ

Не время развлекаться!

В Ломоносовскую гавань, туда, где стоят корабли, я отправляюсь по Угольной улице. Она протянулась более чем на 1 км от вокзала до пристани, как раз между двумя каналами, некогда доставлявшими пассажиров пароходов к вокзалу. А поскольку в 19 веке и железнодорожный, и морской транспорт работали на угле, не трудно догадаться, что здесь располагались угольные склады, которые и дали название улице.

Сегодняшняя Угольная улица тянется поначалу вдоль построек Сидоровского канала, расположенных справа, а слева – вдоль заборов, не позволяющих разглядеть жизнь за ними. А затем проходит вдоль одного из двух молов, открывающих вход кораблям в Ломоносовскую гавань.

Промышленная зона появилась здесь в советское время. После революции бывший столичный курорт больше был не нужен! Отдыхать было некогда, да и некому! Всем надо было работать и жить в равенстве и братстве. А потому бывшие городские дома были поделены между всеми по-братски на коммуналки, а всеобщее трудовое право было реализовано созданием повсеместно советских предприятий.

«Корабельное закулисье»

Город, расположенный у моря, у западных границ государства, должен был не развлекаться, а стоять на страже этих ворот. И Кронштадт по-братски поделился с соседом флотом! Тем самым, Балтийским, который с петровских времен обосновался в Кронштадте. Только к берегам Ломоносова были отправлены не боевые красавцы, а корабли вспомогательного флота ВМФ, которые предназначены для обслуживания основного состава.

С тех пор Ломоносов отвечает за обеспечение боеготовности кронштадтских военных кораблей. Снабжение продуктами питания и топливом, исследовательские, спасательные и гидрографические работы, разведка, ремонт и много других незаметных функций выполняют вспомогательные корабли и кораблики, плавбазы и доки. Их работа скрыта от посторонних глаз, парадным видом они не блещут, но без них основные военные корабли не смогут поддерживать себя в боевой форме. Здесь, в Ломоносове, своеобразное корабельное «закулисье», как в театре. А потому сюда зрители не ходят. Боевыми кораблями едут любоваться в Кронштадт. А в Ломоносовской гавани – нормальная рабочая обстановка. И такая мужская жизнь на берегу!

Корабли в ломоносовской гавани /фото из личного архива/
Корабли в ломоносовской гавани /фото из личного архива/

Все протянувшиеся вдоль Угольной улицы предприятия так или иначе были связаны с вспомогательным флотом. Однако, глядя на их унылый вид, становится понятно, что они «идут в ногу со временем». А это означает, что они остановились и простаивают! Чем там занимались, остается только догадываться. Ведь все они были закрытыми объектами, а значит знать об этом было не положено. Но близость к вспомогательному флоту даёт ответ на вопрос, а сегодняшний их внешний вид настораживает. Неужели у нас так всё плохо во вспомогательном флоте? А это значит, что боевые корабли... Хочется верить, что ничего не значит, а мне знать не положено! Потому что найти хоть какую-нибудь информацию на тему, о которой рассуждаю, мне не удалось! Поэтому пойду дальше и буду любоваться морем!

«Аврора» в Ораниенбауме

А его уже отлично видно. В продолжение набережной Сидоровского канала тянется восточный мол Ломоносовской гавани. В этом месте стоит памятник, который обязательно привлечёт внимание прогуливающихся по пустынной сегодня Угольной улице. Но далеко не каждый догадается, что посвящён он легендарному крейсеру «Аврора» и морякам-балтийцам, защищавшим Ораниенбаумский плацдарм.

Крейсер «Аврора» знаком каждому россиянину, как корабль революции, возвестивший выстрелом о начале новой эры в мире! А вот с историей корабля, возможно, не все хорошо знакомы. Какое отношение «Аврора» имеет к городу Ломоносову? Если разобраться, нетрудно догадаться. Ведь создан был крейсер в 1900 году для ведения разведки во время боевых действий и прикрытия линейных кораблей от атак неприятеля. В этом качестве корабль прошёл боевое крещение во время Русско-Японской войны.

В 1940-м её отправили в Ораниенбаум, где судну и надлежало находиться в нерабочее время. Здесь «Аврору» застала Великая Отечественная война. 300 членов экипажа и 300 выпускников училища им. Фрунзе находились на борту. Большинство из них были отправлены на фронт защищать Ленинград. Почти всё боевое орудие сняли с корабля и использовали для обороны на подступах к городу.

Памятник "Авроре" в Ораниенбауме /фото из личного архива/
Памятник "Авроре" в Ораниенбауме /фото из личного архива/

А оставшимся на борту членам экипажа было поручено сохранить крейсер. Судно подвергалось яростным атакам противника и уже в сентябре 1941 от полученной пробоины корабль был затоплен и поставлен на грунт. Тем не менее, моряки продолжали защищать советскую святыню и, не смотря на многочисленные повреждения (более 1500 пробоин), после войны судно подняли и отправили в Ленинград «лечиться». После реконструкции в 1948 году «Аврора» встала на вечную стоянку у Петровской набережной Невы, и на корабле был открыт музей.

Когда на пристани кипела жизнь

Ещё немного навстречу морскому ветру, и я у цели. Справа о стены дамбы бьются свинцовые волны Финского залива, слева – корабли нашей гавани. Они, в самом деле, имеют рабочий вид и не вызывают эйфории, которую испытывают посетители Кронштадта, глядя на военные корабли. А впереди, гигантское сооружение, похожее на разорванный в верхней части портал. Это конструкция носит красивое название «апарель». Она предназначена для перемещения на борт корабля грузов. Через неё видно Кронштадт, и это очень эффектно!

Тихо и безлюдно на пристани. А ещё недавно здесь причаливали корабли из Кронштадта, обеспечивающие связь жителям островного города с землёй. Поначалу корабли ходили лишь в летнее время, а зимой налаживали сообщение по льду. Но в 1968 году по Финскому заливу начали курсировать паромы. Они ходили круглый год по расписанию. На них переправлялись не только пассажиры, но и личный транспорт. И лишь непогода могла задержать отправление или прибытие. Впрочем, для островитян это не в диковинку! На пристани было выстроено здание морского вокзала, где можно было переждать непогоду перед отправлением и перекусить. Ну а прибывшие из Кронштадта пассажиры мчались на автобус, который ходил между железнодорожным вокзалом и пристанью по расписанию, как конка в былые времена.

Вся эта кутерьма была так хорошо знакома кронштадтцам, работавшим на берегу. А вот для большинства жителей Ломоносова – недоступным развлечением. Ведь Кронштадт в те далёкие времена был закрытым городом военных моряков. Попасть в него можно было только по пропускам. Лишь когда на заре перестройки наступили новые времена, и Кронштадт открыли на въезд и выезд, наверное, все жители Ломоносова успели прокатиться на пароме в соседний город. И это было незабываемое путешествие! А кто не успел, тот опоздал! Потому что с 2011 года паромное сообщение было прекращено!

Паром "Андрей Корабицин", курсировавший между Ломоносовым и Кронштадтом /фото с сайта Википедия/
Паром "Андрей Корабицин", курсировавший между Ломоносовым и Кронштадтом /фото с сайта Википедия/

Это связано с открытием в Финском заливе комплекса защитных сооружений (КЗС) от наводнений, в состав которого входит дамба, протянувшаяся от южного берега Финского залива к Кронштадту и далее выходящая к восточному побережью. По ней проложена магистраль, по которой мчатся автомобили и ходят рейсовые автобусы. Теперь Кронштадт стал доступен для всех во всех отношениях, а промчаться по дороге, идущей по морю, да ещё спуститься в тоннель, проходящий по дну залива под морским каналом, по которому ходят огромные корабли, это – снова незабываемое путешествие!

Заброшенная пристань

А старый морской вокзал на пристани сегодня – печальное зрелище. Крепкие стены всё ещё стоят и своей яркой раскраской на морскую тему привлекают внимание. Но, заглянув внутрь, приходит на память печальное слово «заброшка», от которого становится не по себе: была жизнь, и нет её. Всё преходяще в этом мире! И всё же, именно своей заброшенностью привлекает это место местных рыбаков, любителей «поговорить за жизнь» в комфортной некомфортности, да диггеров – любителей побродить по заброшенным местам. Ну а молодёжь любит устраивать в таких местах неформальные фотосессии.

Честно говоря, я редко приходила сюда раньше. В моей семье моряков не было, на военно-промышленных объектах у моря знакомые не работали, а в Кронштадт всё равно без пропуска не пускали. Пару раз, правда, нас, школьников, возили на экскурсию знакомиться с героическим прошлым Кронштадта, да пару раз приходилось бывать на экскурсиях на военных кораблях. Потом, когда Кронштадт открыли, успели несколько раз прокатиться на пароме. Ну а теперь сюда я пришла, чтобы своими глазами увидеть, как КАД изменил нашу гавань. И, хотя впечатление осталось грустное, я рада, что сюда дошла.

Вид на Ломоносов с пирса /фото из семейного архива/
Вид на Ломоносов с пирса /фото из семейного архива/

Продолжение здесь:

А начало книги здесь! Переходите по ссылкам, читайте всю книгу:

От автора.Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!