Книга 2. ЛОМОНОСОВ. ЧТО В ПРИГОРОДЕ ТОМ?
Предыдущие главы:
ПРИВОКЗАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ
Железная дорога со скромными доходами
Привокзальная площадь в Ломоносове заслуживает отдельного рассказа! Жителям города хорошо знакомы её памятники, появившиеся в 20 веке. А вот свидетельств былых времен здесь не отыскать. О них знает лишь старый вокзал, да напоминают сохранившиеся фотографии. Они и позволяют представить, чем жил небольшой приморский городок в конце 19 века.
Продление железной дороги от императорской резиденции Петергоф до Ораниенбаума решало много проблем государственной важности: облегчало доставку грузов в Кронштадт, а также обеспечивало переброску военных, возвращающихся домой после военных походов, и моряков после долгого плавания. Однако это дохода владельцам дороги не приносило.
Рассчитывать приходилось лишь на отдыхающих. И хотя с открытием дороги начался настоящий «дачный бум», уехав на летний отдых, дачники не спешили вернуться в Петербург до осени! И дорога была не загруженной. Тогда Управление железной дороги решило создать «искусственный ажиотаж», который сулил немалую прибыль! Затея была рискованной, требовала новых вложений! Но результат превзошёл ожидания! Поездка в Ораниенбаум по железной дороге вскоре стала необыкновенно популярной в летний период у петербуржцев!
Фееричная идея
Идея принадлежала директору железной дороги барону Константину Фелейзену. На его средства в 1867 году напротив железнодорожного вокзала в Ораниенбауме был разбит сад с фонтанами, цветниками и беседками. По проекту все того же Фердинанда Миллера, построившего вокзал, в саду было возведено деревянное здание Летнего театра. Он вмещал до 400 зрителей, позволял давать как драматические, так и музыкальные спектакли. Для зрителей были места в партере и ложах.
Театр полюбился не только зрителям, но и актёрам! До него было удобно добираться, он был необыкновенно уютным, зал обладал отличной акустикой, и лучшие актёры того времени охотно принимали приглашение выступить в Ораниенбауме. Слава театра дошла до Петербурга. Побывать в нём на премьере у обывателей стало модно!
Железная дорога пускала дополнительные «театральные» поезда. Помимо театрального билета и билета на поезд, «театралы» приобретали входной билет в сад, в котором располагался театр! В саду играла музыка, публика получала удовольствие, а железная дорога - двойную прибыль!
Вскоре Ораниенбаумский театр стал самым популярным среди вошедших в моду подобных пригородных театров! Он проработал 42 года. Но в 1908 году деревянное здание было уничтожено пожаром! Железнодорожники не стали восстанавливать сгоревший театр, но от идеи привлечения публики в Ораниенбаум не отказались. Только новое место отдыха перенесли на берег Финского залива. И это лишь добавило очарования летнему отдыху в Ораниенбауме! Об этом популярном в начале 20 века увеселительном месте я обязательно расскажу, но чуть позже, когда дойду туда.
Новое время, новая идея
Ну а старый развлекательный сад напротив вокзала после революции был призван послужить совсем другим целям. Его сделали мемориальным кладбищем. В 1930-х годах сюда с других городских кладбищ были перенесены останки ораниенбаумских военнослужащих, погибших в ходе февральской революции 1917, а также красноармейцев, погибших при подавлении контрреволюционного мятежа, вспыхнувшего в 1919. Вероятно, были соответствующие партийные рекомендации о создании в городах подобных мемориалов. Многим хорошо знакомо Марсово поле в Петербурге и Якорная площадь в Кронштадте, ставшие мемориалами с теми же целями и примерно в это же время.
Над братской могилой установили небольшой лаконичный обелиск в виде простого столбика. Тогда же Привокзальную площадь переименовали. Она стала называться площадью Жертв революции, и с тех пор каждый приезжающий в город должен был вспомнить о начале новой эры в стране и почтить память героев.
Позже, уже после Великой Отечественной войны, на площади появилось ещё одно захоронение: могила генерал-майора Афанасия Ивановича Сафронова (фото 5), имя которого связано с героической обороной Ораниенбаумского пятачка. До войны Сафронов проживал в Ораниенбауме, а с началом наступления немецких войск на Ленинград он был назначен командиром 48-й дивизии, которая в 1941-1943 годах стояла на восточном рубеже у Финского залива, защищая Ораниенбаум. Враг так и не вошёл в город, будучи остановлен у старого Петергофа. 48-я дивизия выстояла. Отстояв родной город, Сафронов был направлен в другие горячие точки. Он погиб в марте 1944, защищая Нарву, в результате попавшего в блиндаж вражеского снаряда, оказавшегося смертельным. Сафронов был захоронен в Ораниенбауме, на мемориальном кладбище Привокзальной площади. Над захоронением в середине 20 века был установлен памятник.
Возвращение старого имени и где искать напоминание о театре
Когда в конце 20 века в России вновь наступили новые времена и всколыхнулась очередная компания по возвращению прежних названий, она не коснулось старой городской площади перед вокзалом. Лишь в 2009 ей вернули дореволюционное название. Она стала вновь попросту Привокзальной. Но память о трагических событиях и героях непростых времён 20 столетия (а времена у нас все время непростые!) остаётся на этой некогда увеселительной площади города. И горожане бережно её хранят. Облик благоустроенного сегодня сквера – тому свидетельство.
И всё же тонкий намёк на былую весёлую жизнь, при желании, можно отыскать, стоя на Привокзальной площади и глядя по сторонам. В том же 2009 году некогда безымянный мост через речку Карасту, ведущий с территории вокзала железнодорожного на территорию автовокзала, стал называться Театральным. Не зная истории площади, вряд ли можно догадаться, откуда в Ломоносове мог появиться мост с таким названием!
Зная история места, стоя на автобусных остановках у вокзала в ожидании транспорта, непременно стоит отдать дань памяти городским героям и почувствовать сопричастность к историческим событиям! А я перейду через железнодорожное полотно и отправляюсь гулять к заливу.
Продолжение здесь:
А начало книги здесь! Переходите по ссылкам, читайте всю книгу:
От автора.Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!