Найти в Дзене
Немного Историк

Маршал Брюн и его непоколебимая преданность знамени революции после отречения Наполеона

Гийом Мари-Анн Брюн находился в вынужденном «почетном отпуске» вплоть до отречения Наполеона. Все это время он пытался связаться с императором и предложить свои услуги, но тот игнорировал письма маршала-республиканца. Брюн бессильно наблюдал за взлетом и падением Наполеона, не в силах сделать что-либо.

После отречения императора Брюн избежал репрессий, так как с 1807 года не принимал участия в военных походах Наполеона, а про его республиканское прошлое все как-то дружно забыли. Пока Гийом находился в отпуске, он вернулся к своему старому пристрастию – азартным играм. Маршал был посредственным игроком, поэтому ему удалось невозможное – спустить все свои кровно нажитые, да еще и залезть в долги. С восхождением Людовика XVIII на трон, щедрое маршальское жалование было серьезно урезано и Брюн оказался в критическом финансовом состоянии. Именно нужда вынудила его забыть про республиканские идеалы и поступить на службу к Бурбонам 1 апреля 1814 года.

Гийом Мари-Анн Брюн в маршальском одеянии. Мари Гийемин Бенуа, 1852 г.
Гийом Мари-Анн Брюн в маршальском одеянии. Мари Гийемин Бенуа, 1852 г.

Сотрудничество Брюна с королевским домом продолжалось недолго, 1 марта 1815 года корабль Наполеона причаливает к берегам Франции. Через двадцать дней император входит в Париж без единого выстрела. Маршал-республиканец, наконец, почувствовал всю историческую значимость происходящих событий, он вновь предпринимает попытку обратиться к Наполеону. В этот раз император не оставил Брюна без ответа, он назначает его командующим наблюдательным корпусом на реке Вар.

Задача маршала состояла в подавлении восстаний в Провансе и обеспечении защиты юго-восточных границ империи. Хоть Брюн и вернулся в фавор, но Наполеон ему все еще не доверял, в сложившихся обстоятельствах император мог бы направить его на более важные участки и дать побольше людей. На момент назначения Гийома командующим наблюдательного корпуса, у него в распоряжении находилось около пяти с половиной тысяч солдат.

Император без особого труда занял Париж, но, как оказалось, удержать столицу куда сложнее.
Император без особого труда занял Париж, но, как оказалось, удержать столицу куда сложнее.

Гийом Мари-Анн Брюн даже не успел должным образом приступить к выполнению задач, как получил известие о поражении императора при Ватерлоо 24 июня 1815 года. Почти через две недели Наполеон вновь отрекается от престола. Несмотря ни на что, маршал-республиканец, выпускает коммюнике своим войскам, расквартированным в Марселе, которое завершалось словами:

Да здравствует император Наполеон II, да здравствует французская свобода навсегда!

Но не все были согласны с оптимистичными прогнозами Брюна, в частности, король Людовик XVIII, вернувшийся в Париж после высылки Бонапарта на остров Святой Елены.

Вместо неспокойного Марселя, Брюн избирает своей новой оперативной базой Тулон. Даже когда стало понятно, что ни Наполеону, ни его отпрыскам больше не светит французский трон, маршал все равно остается несгибаемым, вплоть до 31 июля 1815 года он поднимает трехцветный флаг над Тулоном.

«Маркиз де Ривьер». Элизабет Виже Лебрен,1828 г.
«Маркиз де Ривьер». Элизабет Виже Лебрен,1828 г.

Вернувшимся Бурбонам совсем не хотелось вступать в новую конфронтацию с радикальным Брюном, который имел все возможности стать новым предводителем республиканских мятежников, в виду своей идеологической вовлеченности и героического прошлого.

Было понятно, что с маршалом надо договариваться. Людовик XVIII направляет маркиза де Ривьера, известного своим даром убеждения, к Тулону. Посол короля договаривается с Брюном, что, в случае, если он сложит свои полномочия и лично даст отчет Людовику XVIII о причинах перехода личного состава на сторону императора, то ему гарантируется безопасность. Маршал доверился маркизу и покинул свой пост 1 августа 1815 года, выпустив последнее обращение к своим солдатам, звучавшее следующим образом:

Родина имеет право на все наши жертвы, она повелевает нам отказаться от этих флагов (трехцветный флаг империи), которые напоминают нам о стольких победах, чтобы они приняли мое болезненное прощание

Но доехать до Парижа Гийом Мари Анн Брюн так и не смог. В следующей статье я расскажу о печальном конце единственного маршала-республиканца Наполеона.

Предыдущая серия:

Самая первая серия: