Найти тему
Немного Историк

Детство Гийома Мари-Анн Брюна, единственного наполеоновского маршала-республиканца

Как метко выразился сам Наполеон, Гийом Мари-Анн Брюн был, скорее, революционным генералом, чем маршалом Французской империи. Гийом начинал как простой типограф, вступивший в ряды республиканской армии. Он был лично знаком с «отцами-основателями» государственности Французской республики, а его мировоззрение формировалось на работах Дантона, Руссо и Марата. Идеалы Великой Французской революции всегда были для Брюна на первом месте.

Вот такой замечательный портрет в фирменном стиле канала будет предварять этот цикл!
Вот такой замечательный портрет в фирменном стиле канала будет предварять этот цикл!

В этом цикле статей мы проследуем вместе с маршалом Брюном по извилистому пути французской политики и посмотрим, насколько сильно на жизнь человека влияют его идеалы.

Детство и юность

Будущий маршал родился 13 марта 1763 года в небольшом городке Брив-ла-Гайард. Его отец был королевским адвокатом в городском суде, а мать принадлежала к мелкому дворянству.

Семью, в которой родился Гийом, сложно назвать зажиточной, скорее, продвинутый средний класс. Жалование королевского адвоката позволяло содержать быт в надлежащем состоянии и строить планы на будущее.

Отец Гийома, Этьен, очень надеялся, что наследник пойдет по его стопам, поэтому с раннего возраста он брал сына на судебные заседания, а в свободное время просвещал мальчика в вопросах французского законодательства. Сложно сказать, насколько юноше было интересно разбираться в правовых аспектах судебного делопроизводства, но авторитет отца взял свое, Гийом поступает в местный колледж на гуманитарный факультет.

Вот таки Гийома Мари-Анн Брюна в детстве видит нейросеть Яндекс.Шедеврум.
Вот таки Гийома Мари-Анн Брюна в детстве видит нейросеть Яндекс.Шедеврум.

Получив гуманитарное образование, будущий маршал, по наущению отца, отправляется в столицу, где поступает в Королевский колледж на юридический факультет, чтобы полноценно изучить французское право и получить возможность стать адвокатом.

Главное разочарование отца

Несмотря на высокий статус учебного заведения и огромные перспективы, Гийом не проявляет особого интереса к обучению. Чарующая атмосфера легкости и вседозволенности столицы пагубно влияет на молодого человека, он быстро пристрастился к азартным играм, благо средства у него всегда были под рукой, отец не жалел денег, лишь бы наследник получил заветный диплом. В Париже Гийом становится частым посетителем игорных домов и проигрывает почти все средства, предназначенные для оплаты учебы.

Редкий анимированный коллаж из зарисовок Делакруа "Гийом Мари-Анн Брюн в молодости".
Редкий анимированный коллаж из зарисовок Делакруа "Гийом Мари-Анн Брюн в молодости".

Оставшись без денег, будущий маршал начинает искать возможности подзаработать. Так как он родился в городской семье чиновника, низкоквалифицированную работу он даже не рассматривал, считая себя человеком интеллектуального труда. Вскоре он находит вакансию в небольшой типографии и с головой погружается в литературную деятельность.

К великому неудовольствию Гийома, заработки в типографии не покрывали его минимальных потребностей, да и конкуренция печатных изданий была слишком высокой. Порой, денег не хватало даже на аренду небольшой комнатки на окраине Парижа. Молодой человек решает вернуться обратно в родной город, чтобы попросить помощи у своего отца.

В 1787 году Гийом Мари-Анн Брюн возвращается в Брив, надеясь, что дома отнесутся с пониманием к его юношеским порывам и ошибкам молодости. Непросто представить, что испытывал молодой человек на пороге своего дома перед встречей с отцом, ощущая себя полным разочарованием семьи.

Примерно так выглядел отец Гийома, когда тот явился на пороге дома без средств к существованию.
Примерно так выглядел отец Гийома, когда тот явился на пороге дома без средств к существованию.

Выслушав честную историю сына, Этьен порекомендовал ему больше не появляться в семейном доме, пока он не найдет нормальную работу и не докажет, что усвоил урок, искупив ошибки собственным трудом. После этого разговора обиженный Гийом решает уехать обратно в Париж, полагая, что в родном городе ему нет места.

По прибытии в столицу, будущий маршал вновь идет в типографию. Ему уже не нужно было совмещать работу с учебой, поэтому он устраивается на полную ставку. Участвуя в выпуске печатных изданий, Гийом быстро приобщается к литературе и заводит важные знакомства с популярными авторами предреволюционного периода.

Французская типография в конце XVIII века по мнению нейросети Яндекс Шедеврум. Вот только иероглифы какие-то китайские, не?
Французская типография в конце XVIII века по мнению нейросети Яндекс Шедеврум. Вот только иероглифы какие-то китайские, не?

Литературный Париж образца 1787 года представлял собой бурлящий котел, состоящий из самых неожиданных публицистических и философских находок для издателя. Наибольшим успехом пользовались гуманистические трактаты, в частности, работы авторов небезызвестного литературного кружка République des Lettres (Республика писем). Гийом и сам пробует себя в роли писателя, в 1788 году он издает небольшой анонимный сборник легких стихотворений, в котором описывает летнее путешествие по западным провинциям Франции. Широкая публика не восприняла всерьез первые литературные шаги будущего маршала, но авторы, которые издавались в типографии, где работал Гийом, тепло приняли его дебют.

И тут вмешалась революция

В 1789 году литературные акценты Парижа сместились в сторону политики. Теперь, окружение Гийома состояло из философов, которым суждено было стать выдающимися деятелями Великой французской революции. Знакомство с такими личностями как Жан Поль Марат, Луис Фрерон, Фабр д'Эглантин, Камиль Демулен и Жорж Жак Дантон, способствовало формированию у него ортодоксальных республиканских взглядов.

«Жан-Поль Марат» Жозеф Бозе, 1793 г. Очень болезный мужчина, впрочем, у него на лице написано. Без обид, Жан-Поль!
«Жан-Поль Марат» Жозеф Бозе, 1793 г. Очень болезный мужчина, впрочем, у него на лице написано. Без обид, Жан-Поль!

Когда разразилась Великая французская революция, будущий маршал с большим энтузиазмом принимал участие в происходящих событиях, всеми силами способствуя оперативной публикации работ наиболее ярких фигур политической оппозиции.

Несгораемый идейный энтузиазм часто привлекает немалые деньги. Гийому удалось открыть собственное издательство в 1791 году. Жорж Жак Дантон и Жан Поль Марат устроили целую кампанию по сбору средств для своего нового друга. Чтобы отблагодарить благодетелей за помощь, Гийом вступает в клуб кордельеров, который стал основным центром принятия решений для революционно настроенных политиков.

Радикальные якобинцы тогда еще не стремились резать всех налево и направо, а всего лишь хотели ограничить абсолютную власть монарха.
Радикальные якобинцы тогда еще не стремились резать всех налево и направо, а всего лишь хотели ограничить абсолютную власть монарха.

Новая парижская типография сразу же сосредоточила все силы на освещении политических событий, происходящих в столице. Гийом Мари-Анн Брюн при поддержке Дантона начинает издавать «Le Journal Général de la Cour et de la Ville» («Главный журнал о суде и городе»). Такое название было выбрано не случайно. По задумке авторов, в постоянной политической изменчивости французской столицы, незамысловатое и вполне понятное название издания внушало читателям доверие и превращалось в единственный стабильный источник информации, без кричащих заголовков и неожиданных сенсаций.

Будущий маршал становится главным редактором журнала. Помимо свежих новостей о положении дел в Национальном собрании, в журнале освещались проблемы города, его предместий, происходящее во дворце Тюильри и в столичной ратуше. Даже сам Гийом периодически писал статьи в журнал под псевдонимом «Le Petit Gauthier» (Маленький Готье), но и тут не обошлось без загадок. Если с эпитетом «маленький» все прозрачно, будущий маршал только начинал свой литературный путь, в отличие от других авторов журнала, то вот с именем «Gauthier» не обошлось без неочевидных намеков. Так, если убрать первую букву имени, то остается слово «authier», которое переводится с французского как «автор», но зачем тогда нужна заглавная буква? Именно с буквы «G» начиналось настоящее имя Гийома (Guillaume).

Но роли авторитетного издателя Гийому оказалось недостаточно, он хотел защищать свои идеалы с оружием в руках. Тут как раз в Париже набирали добровольцев...но об этом в следующей серии!

Любишь наполеоновские войны? Почитай про этих ребят!