Найти в Дзене
История транспорта

Экспозиция музея городского пассажирского транспорта Мосгортранса 30 лет назад

В мае 1995 года я был в очередной командировке в Москве. Время спланировал так, чтобы обязательно посетить место, где в те времена базировались экспонаты будущего музея городского пассажирского транспорта. А хранились они тогда на территории Первого троллейбусного парка города Москвы на Соколе.

В пятницу, 12 мая 1995 года я прибыл с фотоаппаратом в 1-й троллейбусный парк, на проходной напросился к главному инженеру парка, попал к нему довольно быстро и объяснил суть своей просьбы – поглазеть и пофоткать старые автобусы и троллейбусы.

Главный инженер не только сразу разрешил мне пройти на территорию, но и выделил для сопровождения одного из сотрудников музея. Кого именно, я сейчас уже не помню. Помню, что на тот момент ему было 37-38 лет, Он был высокий, пожалуй, даже выше меня, с окладистой чёрной бородой.

Поначалу мы прошлись с ним вдоль площадки хранения старинных автобусов и троллейбусов. Радости моей не было предела. Такие машины, как троллейбуси СВАРЗ МТБЭ-С, и МТБ-82Д, фестивальный автобус ЛАЗ-695 «живьём» я тогда увидел впервые. А ЗИС-155, ЗИЛ-158, Икарус-180, ранний ЛИАЗ-677 напомнили мне об октябрятско-пионерском детстве.

Мой экскурсовод рассказал, что свою трудовую карьеру он начинал в 11-м автобусном парке города Москвы на автобусе Икарус-180, и что бутафорский госномер 11-48 ммн для музейного 180-го предложил именно он, так как его первым автобусом был как раз автобус с номером 11-48.

После обхода экспозиции, коллега пригласил меня внутрь автобуса Икарус-180. Где я сделал несколько снимков.

Салон музейного автобуса Икарус-180. Бросаются в глаза не родные пассажирские сиденья от более поздних автобусов 200-й серии. Фото моё
Салон музейного автобуса Икарус-180. Бросаются в глаза не родные пассажирские сиденья от более поздних автобусов 200-й серии. Фото моё

Мой сопровождающий сел в кресло водителя, и, к вящей моей радости, завёл мотор. Двигатель заработал мгновенно, как будто был новым и не простаивал много лет без движения.

Здесь стоит отметить, что коллега к моменту начала экскурсии уже был изрядно подшофе. А день 12 мая выдался жарким и солнечным, отчего моего vis-à-vis начало понемногу размаривать. Рассказывая о славных годах работы на Икарусах сто восьмидесятой модели в одиннадцатом автобусном парке столицы, экскурсовод нажимал на педаль газа и дёргал рукояткой переключения коробкой передач. Наконец, он включил первую передачу, газанул, и… боднул нашим «Икарусом» стоящий впереди ЗИС-155.

Линейка музейных автобусов, стоящих очень близко друг к другу, вероятно, для экономии места. Фото сделано после столкновения автобусов бамперами и исследования последствий происшествия. Слева – «лодочный» ЗИУ-682В №1313
Линейка музейных автобусов, стоящих очень близко друг к другу, вероятно, для экономии места. Фото сделано после столкновения автобусов бамперами и исследования последствий происшествия. Слева – «лодочный» ЗИУ-682В №1313

Хвала советским металлургам! Бампера обоих автобусов выдержали удар. Бампер Икаруса слегка помялся. Бампер же ЗИС-155 вообще не изменил свою форму, а лишь немного облупился.

После этого трагического ДТП, свидетелей которого, разумеется, не нашлось,)) я продолжил экскурсию по Первому троллейбусному парку. Возблагодарив главного инженера, а также моего экскурсовода за замечательную экскурсию по музею, которого тогда ещё не было.

Да, с высоты прошедших лет, уровень безопасности на предприятиях городского транспорта в 1995 году выглядит зашкаливающе либеральным. Попробуй-ка сегодня посторонний человек проникнуть на территорию парка просто с целью поглазеть и пофоткать. Куда его пошлют, как вы думаете?

Ниже предлагаю вам фотографии, сделанные мною в тот день. Историю автобусов я не знаю, а историю троллейбусов могу вам сейчас рассказать. Приятного просмотра.

ЗИУ-5Д №2933 (в нумерации до 1984 года). 1 января 1969 года поступил в 4-й троллейбусный парк им. П.М. Щепетильникова, где работал на маршруте №18. С завода окрашен в схему «Белая ночь» (светло-серый кузов с голубыми молдингами). Списан приказом МГТ от 30.12.1983 г. После списания использовался в качестве склада запчастей на территории парка. Восстановлен на МТРЗ 31 октября 1990 года в том виде, в котором ходил по московским улицам с 1974 по 1983 гг.
ЗИУ-5Д №2933 (в нумерации до 1984 года). 1 января 1969 года поступил в 4-й троллейбусный парк им. П.М. Щепетильникова, где работал на маршруте №18. С завода окрашен в схему «Белая ночь» (светло-серый кузов с голубыми молдингами). Списан приказом МГТ от 30.12.1983 г. После списания использовался в качестве склада запчастей на территории парка. Восстановлен на МТРЗ 31 октября 1990 года в том виде, в котором ходил по московским улицам с 1974 по 1983 гг.
СВАРЗ-МТБЭ-С №701. Заводской номер 348. 11 января 1963 года поступил в 6-й троллейбусный парк, где работал в основном на маршрутах №№14 и 42. Списан приказом от 26 июня 1972 г. После списания кузов троллейбуса использовался в качестве бытовки в гаражном кооперативе на ул. Зорге в Москве. Весной 1993 г. взят в музей МГТ.
СВАРЗ-МТБЭ-С №701. Заводской номер 348. 11 января 1963 года поступил в 6-й троллейбусный парк, где работал в основном на маршрутах №№14 и 42. Списан приказом от 26 июня 1972 г. После списания кузов троллейбуса использовался в качестве бытовки в гаражном кооперативе на ул. Зорге в Москве. Весной 1993 г. взят в музей МГТ.
МТБ-82Д №1777. 28 июня 1954 года поступил в 1-й троллейбусный парк. В ноябре 1963 года передан в 3-й парк, где работал на маршруте №49. Списан приказом от 20 ноября 1970 г. После списания кузов троллейбуса передан санаторию «Узкое» (район Ясенево) для хозяйственных нужд. Взят из санатория в 1990 году. В 1993 году восстановлен на МТРЗ.
МТБ-82Д №1777. 28 июня 1954 года поступил в 1-й троллейбусный парк. В ноябре 1963 года передан в 3-й парк, где работал на маршруте №49. Списан приказом от 20 ноября 1970 г. После списания кузов троллейбуса передан санаторию «Узкое» (район Ясенево) для хозяйственных нужд. Взят из санатория в 1990 году. В 1993 году восстановлен на МТРЗ.
МТБ-82Д №1877. 25 июня 1956 года поступил в 4-й троллейбусный парк им. П.М. Щепетильникова. В 60-е годы передан в 7-й троллейбусный парк. Списан приказом от 20 ноября 1970 г. После списания кузов троллейбуса передан санаторию «Узкое» (район Ясенево) для хозяйственных нужд. Взят из санатория в 1990 году. В 1993 году восстановлен на МТРЗ. В ноябре 1993 года к юбилею московского троллейбуса установлен на постамент на территории троллейбусного парка № 1. В августе 2022 года перевезён из 1-го троллейбусного парка на территорию Фуд-молла "Депо. Три вокзала".
МТБ-82Д №1877. 25 июня 1956 года поступил в 4-й троллейбусный парк им. П.М. Щепетильникова. В 60-е годы передан в 7-й троллейбусный парк. Списан приказом от 20 ноября 1970 г. После списания кузов троллейбуса передан санаторию «Узкое» (район Ясенево) для хозяйственных нужд. Взят из санатория в 1990 году. В 1993 году восстановлен на МТРЗ. В ноябре 1993 года к юбилею московского троллейбуса установлен на постамент на территории троллейбусного парка № 1. В августе 2022 года перевезён из 1-го троллейбусного парка на территорию Фуд-молла "Депо. Три вокзала".
Ныне не существующий ЗИЛ-158В
Ныне не существующий ЗИЛ-158В
Ныне не существующий ЗИЛ-158В, вид сзади. Троллейбусы №1462 (слева) и №1282 (справа) тоже представляют интерес
Ныне не существующий ЗИЛ-158В, вид сзади. Троллейбусы №1462 (слева) и №1282 (справа) тоже представляют интерес
ЛИАЗ-677. «Гармошка» №1605 справа тоже представляет интерес.
ЛИАЗ-677. «Гармошка» №1605 справа тоже представляет интерес.

Спасибо за внимание.