Найти тему

Разные программы - хорошо это или плохо

Оглавление

Наиболее трудная тема в русском языке - транскрипция, фонетический разбор и составление схем слов. В 1 классе учителя учат детей составлять звуковые схемы. А вот схемы эти по разным программам выглядят по-разному.

Сравним схемы слова "ёжик" по разным программам.

Фото автора
Фото автора

Это страница учебника Азбука по программе "Гармония". Тема урока "Изучение гласных букв Е е и Ё ё". По схеме видно, что буква Ё имеет 2 звука [й] и [о], а транскрипция выглядит так: [йожык], причём для мягкости звука [й] на клавиатуре не нашла нужного значка. Твёрдые согласные в схеме обозначены одной чертой, а мягкие двумя чертами. У звонких согласных стоит точка вверху. Ну а гласный звук - кружок. Не представляете, как ребятам тяжело было разобраться в этой нотной грамоте. Про родителей промолчу.

Фото автора
Фото автора

Это схема слова по программе "Начальная школа 21 век". Думаю, она более понятна, чем предыдущая. В слове 4 буквы и 5 звуков, причём звонкие звуки обозначены колокольчиком вверху.

Фото автора
Фото автора

Ну а это привычная многим схема по программе "Школа России". Гласный согласный красного цвета, мягкий согласный зелёного цвета, твёрдый согласный синего цвета.

Почему схемы слов такие разные?

А всё дело в том, что каждый автор или группа авторов, хотят внести что-то своё, отличное от других, незабываемое. И раз уж авторская программа прошла экспертизу и рекомендована к использованию в массовой школе, значит она хорошая. Не буду спорить, в каждом учебнике есть свои плюсы и минусы. А вот работа с транскрипцией никогда не нравилась, так как дети, путаясь, пишут с ошибками, как и слышат.

Мне же довелось учить детей по разным программам, а в последние два десятка лет - по развивающим.

Зачем школа учит детей по развивающим программам?

Не поверите: чтобы получить баллы, чтобы выше стал рейтинг, чтобы администрация получала баллы для стимулирующих выплат. Раньше и учителя за это тоже получали 15 баллов в стимулирующих выплатах, так как учебники эти не были введены повсеместно, считались экспериментальными. Соответственно ученики учились по этим программам. Так прошли десятилетия.

Везде говорили, что выбор учебников за учителем, но это не так. Если школа закупила учебники на всех детей начальной школы по программе "Гармония", то на другие учебники ближайшие годы средств уже нет.

Родители возмущались, просили заменить учебники, потом свыклись. А учителю приходилось туго. Некоторые темы надо было перестраивать, подбирать материал из других источников, выкидывать кое-что, игнорировать. И в таких ситуациях учить детей.

Сейчас стали отказываться от этих программ. Так исчезли "Гармония", "Школа 2100", стали забывать о Занкове и Эльконине-Давыдове, отказываться от "Начальной школы 21 век", "Планеты знаний", "Перспективы". Остаётся Школа России. Другими словами, от чего ушли, к тому пришли. А ведь по сути так и должно быть. Единая программа должна быть для всех регионов страны, а разные программы не совсем благо, скорее путаница.

Однако, не всё так просто. Хотите верьте, хотите нет, а мы продолжаем работать по "Начальной школе 21 век", так как "Где деньги, Зин?".

  • Надеюсь, что эта эпопея с экспериментами останется в прошлом. Зачем было сочинять новые схемы, придумывать про трулялея чалочку, глокую куздру и читать "Лёлишну с третьего подъезда"?
  • А ваши дети в начальной школе по какой программе учатся? Хорошо ли составляют транскрипцию слов?

Подписывайтесь на канал, ставьте класс. Поддержите автора!